Category: семья

Category was added automatically. Read all entries about "семья".

  • valuh

Воронеж. Дом Резвякова и другое

Родовой тур. Часть 7.
1 сентября 2011

Петр Кузнецов, прапрапрадед моей жены, был мещанином и занимался торговлей в воронежских селах Щучьем, Боброве, Анне (в середине 19 века). На Евдокии, одной из внучек Кузнецова, женился Иван Резвяков из села Анна. "Он наследовал торговое дело Михаила Кузнецова и торговал даже при НЭПе, но недолго. Он был довольно состоятельным человеком, имел в селе Анна просторный одноэтажный дом и в городе Воронеже большой двухэтажный дом на 12 комнат, где жили квартиранты." (Н. Линчевский, "Просто жизнь" (общественно-семейная хроника), кн. 3, М., 1973, стр. 8).


"В Воронеже у племянницы бабушки Дуси, бывшей замужем за Иваном Андреевичем Резвяковым (те, что жили в селе Анна), был в Воронеже большой двухэтажный дом на хорошем месте, недалеко от железнодорожной станции. Дом этот сдавался квартирантам. И вот Анна Алексеевна сговорилась с Иваном Андреевичем о переезде её в этот дом.Для нее с семьей осводобили небольшую комнату на первом этаже с террасой в сад и кухонькой-коридором, вход в которую был со двора, и чуланом. В комнате имелось два окна во двор и окно и дверь в террасу. За пользование этой комнатой Анна Алексеевна должна была стать как бы комендантом дома, то есть следить за порядком, собирать с жильцов квартплату и пр. Ещё кроме жилья Ефремовым предоставлялось в пользование росшая в саду груша с вкусными плодами, малинник, черемуха" (там же, стр. 65)

"Водопровода не было, воду носили с горки из колонки, держали ее в ведрах, умывались из рукомойника, прибитого к стене возле наружной двери над табуреткой с тазом" (там же, стр. 67)

Ефремовы переехали в Воронеж в августе 1922 г. Анна Алексеевна Ефремова - это прабабушка моей жены, вместе с ней поселилась в этом доме Шура Ефремова (бабушка). Учиться ее зачислили в "Опытно-показательную девятилетнюю школу-коммуну имени III-го Интернационала", которая размещалась в здании бывшей женской гимназии Нечаевой, а с осени 1925 г. в бывшем реальном училище (об этом я уже рассказывал).

Мы не были уверены, что сохранился дом Резвякова. Но оказывается дом жив. Находится на углу ул. Максима Горького (д. 2) и ул. Жилина (д.5).

Collapse )

ГАЛИЧ



Фотографии synthesizer

    В краеведческом музее Галича вам покажут кольчугу то ли тринадцатого, то ли пятнадцатого века из щучьей чешуи. Ученые посчитали - всего три щуки пошло на изготовление этого доспеха, но каких! Зубами только одной щуки можно было загрызть медведя или изжевать в лохмотья лося вместе с рогами. Теперь таких гигантов в Галичском озере и в помине нет, а тогда их ловили голыми руками, поскольку удочки и багры они перекусывали сразу. Татарская стрела не только не пробивала чешую, но отскакивала от нее на десять саженей назад. Мало того, на солнце кольчуга нестерпимо сверкала, ослепляя врагов. Ее и сейчас держат в полутемной комнате, во избежание несчастных случаев среди экскурсантов. Одна беда – маловата кольчужка. Как ни старались нынешние галичане в нее влезть – не получается. В груди оно еще бы и ничего, а в животе… Такая же незадача с дамскими платьями и корсетами девятнадцатого века. Сотрудница музея жаловалась рассказывала мне, что и с ослабленной шнуровкой и даже вовсе без нее… одно расстройство. Только иногда, когда в музее бывают представления из прошлой жизни, в старинные платья наряжают худеньких пятнадцатилетних девушек и любуются ими до тех пор, пока девушки не запросятся из этих платьев на волю в джинсы и футболки.
    Но вообще-то галичанки одеваются ярко, по-южному. Сколько ни есть у них колец, серег, браслетов – все надевают хоть бы и для похода за кефиром. А уж духов так не жалеют, что только держись, если пройдешь не то, что рядом, но даже и по соседней улице. В музее меня и на этот счет просветили:
- Это все после татарских набегов началось, - с горестным вздохом сообщила мне та же сотрудница. В домонгольский период и одевались и душились гораздо скромнее.
Я представил себе стремительных татарских конников в цветастых халатах и шапках, в золотых кольцах, цепочках и кулонах, надушенных так, что защитники Галича падали без чувств со стен и башен крепости…
    В музее собрана большая коллекция бытовых предметов из окрестных помещичьих усадеб. Их выставили для обозрения еще в двадцатых годах прошлого века – сразу после образования музея. Через какое-то время выставку закрыли – слишком нравилась она посетителям и вместо слов классовой ненависти к угнетателям и мироедам они писали в книге отзывов совсем другие слова. Ну, а теперь, когда не осталось ни угнетателей, классовой ненависти, а есть только горестное недоумение – как же это все могло случиться – теперь можно любоваться… да вот хоть этой изящной японской кофейной парой. Стояла она в буфете у какого-то галичского помещика. Он был настолько беден, что жил в своем имении круглый год и на зиму не выезжал не только в Москву, но даже и в Кострому. Поначалу две японки на кофейной чашке часто простужались и болели от простывшего кофе, от холодной галичской воды, которой их мыли, от долгой морозной зимы, да и просто от тоски по своим теплым краям. Все же, через какое-то время притерпелись, обвыкли. А уж когда хозяин чашки добавлял в утренний кофей изрядно рому или коньяку, то и вовсе было им хорошо.
    Напротив витрины с кофейной парой, стоит у стены американская фисгармония фирмы «Карпентер» из штата Вирджиния. Почему-то именно оттуда, из дикой Америки, возила эти инструменты компания «Юлiй Генрихъ Циммерманъ» в наши уездные городки вроде Галича или Нерехты. Конечно, не сразу из Вирджинии в Галичский уезд, но сначала на «Северный складъ Р.Каатцъ» в Ярославле, на Власьевской улице, в собственный дом, а уж потом, обмотав рогожами и перетянув веревками, грузили на сани и везли инструмент в имение. На крыльце барского дома принимали его с рук на руки дюжие мужики и осторожно, наступая друг другу на ноги, чертыхаясь и стараясь не наследить, несли в жарко натопленную гостиную. Там с фисгармонии снимали упаковку, и она какое-то время согревалась, распространяя вокруг запах рогож и нагретого лака. Ближе к вечеру зажигали свечи и миниатюрная хозяйка в простеньком домашнем платье с четырьмя рядами воланов на юбке и кружевной вставкой на волнующейся груди, глядя в запорошенное снегом окно, играла что-нибудь такое… или этакое, отчего из кабинета, оставивши трубку выбегал ее супруг, отставной поручик или даже ротмистр, и «они напечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй, что в продолжение его можно было легко выкурить маленькую соломенную сигарку».
    Кстати, о кружевных вставках. Галич всегда славился своими искусными кружевницами и вышивальщицами. Опытная вышивальщица могла украсить вышивкой все что угодно и кого угодно. Может быть поэтому в Галиче никогда особенно не обращали внимания на внешность. Отведут невесту или жениха перед свадьбой к такой вышивальщице и выйдут они от нее писаными, вернее, вышитыми, красавцами. Ну, а потом, в семейной жизни, супруги уж сами друг друга украшают разными узорами собственного изготовления…
    Выращивают в Галиче замечательные огурцы. Для этого собирают в больших количествах озерный ил вместе с рыбьими костями, хвостами и чешуей. Прямо на берегу делают из собранного большие гнезда и бросают туда огуречные семена. Огурцы вырастают просто удивительные. В засолке они не очень, но подкопченные и поданные к пиву чудо как хороши.
    Что же до самого озера, на берегу которого стоит Галич вот уже восемьсот пятьдесят лет, то оно такое бескрайнее, что облака прячутся в нем на ночь от небесной непогоды. Лежат себе недвижно в тихой воде и сквозь них снуют задиристые ерши, упитанные караси, вечно голодные окуни, а изредка проплывет, зевая зубастой пастью, щука. Случается, что и преогромная.

Collapse )

Смольня. По местам Я. Коласа (20 марта 2009 г.)

Смольня – это мемориальный комплекс (когда-то хутор) народного поэта Беларуси Якуба Коласа. Находится в Столбцовском районе Минской области в 6 км к юго-востоку от Столбцов. В августе 1912 г. здесь произошла первая встреча Я. Коласа и Я. Купалы, которые были не только коллегами в творчестве, но еще и друзьями. Сам Я. Колас в Смольне практически не жил, здесь в основном жили его брат с семьей. Но Колас периодически здесь появлялся.

Экскурсию по мемориалу и музею провела очень интересная бабушка, которая с большим удовольствием рассказывала нам разные истории из жизни поэта и его семьи. Подобные музеи мне очень нравятся, т.к. здесь все по-настоящему.

Усадебный дом – типичное крестьянское жилье:

                (Всего - 19 фото)

Деревни Киржачского района, Никифорово.

 Деревня Никифорово находится примерно в 5-6 километрах от деревни Финеево. Никакого общественного транспорта там не наблюдается. Деревня тоже разрастается засчёт дачников, тоже в основном московских. Местных жителей только 4 семьи.
Есть ли там дома с аргуновской резьбой, так и не поняли. Однако, повстречались необычные наличники, которые между собой мы окрестили модерновыми.



Читать далее, 35 фото...

Деревня Мартыново, 11 августа

После экскурсии в Мышкин, мы с Ванькой отправились в деревеньку Мартыново, что находится неподалеку. Вот что про нее пишут:

Кацкий стан – территория самостоятельного субэтноса – кацкарей. Живут они по реке Кадке в 80 селах и деревнях с самых древних времен. Благодаря учителю Сергею Темняткину после советского забвения кацкари вновь обрели свою идентичность. Имя свое субэтнос получил от названия реки – Кадка. По легенде, во время нападения на Русь монголотатар все, кто вышел сражаться с ними, погибли. Хоронить павших было некому, и от разложившихся воды реки наполнились трупным ядом. Оставшихся в живых спас мужик, который нашел в русле реки родник и посадил на него кадушку. Когда вычерпали ядовитую воду, кадушка наполнилась чистой ключевой водой. Так родился призыв «Пошли на кадку!», появилось название реки и субэтноса.

У кацкарей свой уклад, люди советуются друг с другом, что-то бабушки подсказывают. Чем они отличаются? На подворьях кацкарей вешают иконы для скотины или лапоть могут подвесить, чтобы не болели курицы, а для увеличения яйценоскости в красном шерстяном мешке в курятнике подвешивают настоящее яйцо. Другая традиция – доить коров только с правой стороны. Она считается у кацкарей «своей», тогда как левая – «чужой», надои меньше будут.


Collapse )
бэкпекер на небе
  • pavlyuk

Биробиджан

Еврейская автономная область – уникальный эксперимент.
В 1928 г. было объявлено о создании области специально для трудящихся евреев. Идея жарко обсуждалась несколько лет. СССР – семья народов. Евреи – народ, причем не самый малочисленный. Причем не имеющий территории. Так что если дать им территорию, то можно привлечь сюда трудящихся евреев со всего мира, которые построят здесь светлое коммунистическое будущее.



Изначально рассматривали варианты выделения территории в Крыму, Поволжье... Потом почти в шутку был предложен Дальний Восток. Постепенно идея занимала умы: подъем и заселение почти пустой территории (живших здесь казаков перебили почти полностью), охрана государственной границы...

В итоге в 1928 г. была выделена территория в Приамурье. Отклик был весьма живой. Шутка ли, впервые после второго разрушения храма Соломона евреям дали территорию и даже некое подобие государственности.
Американские газеты и некоторые сионисты с восторгом отозвались об этой идее. И не одна еврейская семья засобиралась обратно через океан (особенно в свете наступившей Великой Депрессии).

Рассказ полностью и много фотографий здесь
http://pavlyuk.livejournal.com/73441.html