?

Log in

No account? Create an account
Ростов-на-Дону. Часть 1 - улица Большая Садовая. - Города и веси России — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Ростов-на-Дону. Часть 1 - улица Большая Садовая. [Nov. 8th, 2008|09:57 pm]
Города и веси России

russiantowns

[varandej]
[Tags|]



Сложно описать сходу, что за город Ростов-на-Дону. В нем есть что-то от Москвы (общая атмосфера, главный собор и ритм жизни), что-то от Питера (главная улица, дворы-колодцы, близость моря), что-то Одессы (новороссийский колорит, улочки и дворики), что-то от Самары (набережная, положение на границе двух "сред") - но все же Ростов-на-Дону не похож ни на что. Если в его состав включить пригороды - можно будет смело говорить о Большом Ростове как о 3-м историческом центре России. В нынешнем же качестве Ростов-на-Дону, по-моему, не имеет себе равных в русской провинции по площадям, занятым исторической застройкой. В старом Ростове есть прямые и широкие улицы, достойные Невского и Ильинки, а есть удивительно колоритные переулки, мало изменившиеся за 100 лет. Обо всем это и пойдет речь в последующих постах, которых будет всего 4.

Первый из них - рассказ об улице Большой Садовой, таком "Невском Русского Юга", который, начинаясь от вокзала, пересекает старый город из из конца в конец. Одной только Большой Садовой мне хватило на целый пост, а чтобы осмотреть эту улицу, нужно 3 часа минимум - по длине она превосходит Невский.

Но для начала - практическое отступление: дорога до Ростова. Поезда, которые ходят в "Южную столицу" из Москвы, условно делятся на 3 группы. Первая - прямые поезда: "Тихий Дон" и "Атаман Платов". Они идут около 17 часов (в то время как другие поезда достигают Ростова за сутки), почти без остановок, и ужасающе дорогие - плацкарт в них стоит около 1500р. Однако только эти поезда прибывают в Ростов утром - "Тихий Дон" около 8, а "Атаман Платов" около 12. Есть у них и другой недочет - вагоны не расчитаны на такую скорость, поэтому (особенно во вторую половину пути) в поездах тяжело ехать из-за укачивания и тряски. Особенно плохо делается после Воронежа - поэтому если хотите выспаться, лучше "Атаман Платов". Вторая группа - курортные поезда в Анапу, Новороссийск, Сочи и т.д. Они дешевые, оснащены современными вагонами с кондиционером и отоплением, но на такие поезда летом нет билетов уже за 40 дней, и минимум 1/3 вагона - орущие и резвящиеся всю дорогу (около суток) дети. Третья группа - поезда, идущие в кавказские республики: Нальчик, Владикавказ, Черкесск и т.д. Тут уж без комментариев. И еще такой момент - часть поездов идет в Ростов через Украину, и этих лучше избегать: на данном участке очень вредная таможня.

Итак, Вы на вокзале. Вокзал в Ростове построен в 70-е годы, но отремонтирован и в целом сейчас является одним из самых благоустроенных вокзалов в бывшем СССР. Чуть поодаль - Главный автовокзал и пригородный ЖД-вокзал - от последнего, за мостиком через речку Тимерник, и начинается Большая Садовая улица. Теоретически по ней из конца в конец ходит автобус №3 (и не только он), но лучше идти пешком. Кстати, в ростовских автобусах схема такая же, как в московских - оплата на входе через переднюю дверь. На турникеты АТП, видать, не хватило денег, но донской мужик - самый надежный турникет.

В начале Большой Садовой сразу обращает на себя внимание домик издательства "Вечерний Ростов". Такое хорошее издательство, что даже поставило своим читателям памятник:



Очень удобно, по-моему: купил газету - и уже сразу увековечен в бронзе при жизни. Этакая "торговля бессмертием".

На первом участке улицы (до пересечения с Буденновским проспектом) особенно интересно огромное здание УВД-ФСБ Ростовской области - но фоткать его не советую, дабы не прослыть террористом - Кавказ, все-таки... Самое интересное начинается у перекрестка Большой Садовой с Буденновским проспектом.



Один из моих любимых приемов - "ворота". В Ростовских воротах, в отличие от сталинских Минских, Магнитогорских иои Курских, две башни построены в разные эпохи. Првая башня - дореволюционная, модерновая, принадлежит Торговому дому Пустовойтова:



Левая - сталинская, видимо, послевоенная:



Сам Буденновский проспект, перпендикулярный Большой Садовой и Дону, тоже очень достоин - но его осмотреть не успел. Такого масштаба зданий там немало:





Перекресток Б. Садовой и Буденновского - наверное, самое оживленное место в Ростове. В здании у "сталинской" башни есть хорошее кафе "Золотой Колос" - там уютно, и за 150-200р. можно поесть сытно и комплексно.

В подземном переходе под Буденновским проспектом кафельную плитку покрывает роспись на тему Великой Отечественной, тянущееся по всей длине перехода - вот один из фрагментов:



Как и во всяком южном городе, в Ростове много попрошаек (это бросается в глаза даже после Москвы), но они здесь нетривиальны. Так, у спуска в вышеуказанный подземный переход милостыню собирал цыган с баяном, бородатый и одетый в цыганский народный костюм.

В переулке, параллельном Буденновскому, виден огромный купол Кафедрального собора - но туда мы пойдем в других частях, пока же - прямо:



Застройка южной стороны Большой Садовой - эклектика, сталианс, модерн... Все это даже не хочется разграничивать - настолько красивая улица:



Интересная деталь - модерновая застройка северной стороны Большой Садовой гораздо богаче, чем южной - видимо, чтобы окна выходили на солнце. В целом, из-за строго субширотного положения улицы, стороны по моим фотографиям можно определить безошибочно: если дома освещены - значит, это северная сторона, а если в тени - значит, южная.

Девушка на бордюре у Парка Горького. Надо сказать, что и реальные ростовчанки красивые.



За Парком Горького - огромное, вычурное здание Городской Думы, построенное в 1890-е годы по проекту московского архитектора Померанцева. Пока - самое масштабное историческое здание, которое я видел в русской провинции.







И ведь сложно поверить, что современники от таких домов плевались не меньше, чем мы сейчас от "Алых Парусов" или "Нью-Царицыно". А нечто подобное "стонам краеведов" можно увидеть даже в стихах Марины Цветаевой.



Соседний дом, тоже, видимо, очень достойный, был в лесах - торчал лишь оригинальный флюгер:



Большая Садовая пересекает на своем пути два проспекта - Буденновский и Ворошиловский. Самые красивые места улицы - в районах перекрестков, а вот просто подборка зданий до следующего перекрестка:






(не сочтите за рекламу элитного жилья в Ростове)





Одно из редких "неисторических" зданий на улице - но вообще новоделы и брежневки на всей протяженности Б. Садовой (а это несколько километров) можно пересчитать по пальцам:





Под Ворошиловским проспектом оборудован подземный переход того же типа, что и под Буденновским. На кафеле тоже весьма интересные росписи, касающиеся строительства социализма. Вот эту картину я бы назвал "Бабец Суровый":



За Ворошиловским проспектом - квадратный сквер с памятником красноармейцам:



С трех сторон от которого возвышаются административные здания: брежневской архитектуры на юге, сталинской на севере (т.е. за Б. Садовой):



И гигантское дореволюционное здание (бывшая Контора Государственного Банка) на востоке:



Последний отрезок ведет к Филармонии и далее к Театральной площади. Здесь застройка упрощается, появляется больше новоделов и стройплощадок:










Площадь перед Филармонией:



И сама Филармония - грандиозное здание брежневских времен:



Напротив Филармонии - памятник Елизавете Петровне, указом которой была основана в 1742 году крепость Дмитрия Ростовского, давшая начало городу. Крепость была названа в честь митрополита нынешнего Ростова Великого. Около памятника - новодельный Покровский храм, по-моему, довольно красивый.



На северной стороне улицы можно увидеть Александровский редут - ныне всего лишь памятник. До наших дней Ростовская крепость не сохранилась, но некое ее подобие можно увидеть в Аксае, в котором крепость, построенная при Петре Первом выглядит примерно так же, как утраченная крепость Дмитрия Ростовского.



Еще через несколько кварталов Большая Садовая достигает исторической границы Ростова-на-Дону - нынешней театральной площади. В прошлом она называлась Ничейное поле, и по одну ее сторону стоял Ростов-на-Дону,  а по другую армянский город Назичевань-на-Дону, население которого к началу ХХ века достигло 30 тысяч человек (это население небольшого губернского города той эпохи, например, Вологды или Владимира).

В советское время два города объединили, и возник ансамбль в центральной части площади (размеры которой очень внушительны):

Знаменитый Ростовский Драматический Театр, или Театр-Трактор - построенное в 1930-е годы здание является памятником конструктивизма мирового значения (наряду с "московским авангардом" или харьковским Госпромом), да и вообще конструктивстский театр - большая редкость в мире.





Напротив  театра - обширный воинский мемориал с гигантской стеллой:



От стеллы хорошо видна окраиныа старого Ростова, находящаяся, тем не менее, в глубине исторического центра, который объедняет два города.



Но в Нахичевань мы пойдем лишь в 3-е части, а следующий пост будет посвящен переулкам, спускающимся к Дону от Большой Садовой, и затерянным в них достопримечательностям.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-11-08 07:53 pm (UTC)
Повезло вам - видели Ростов в хорошем освещении. Мы в этом году там два раза были - и все в пасмурную погоду. Тем не менее очень интересный город, много красивых изданий, но, увы, еще больше жутчайшего новодела, особенно в районе Ворошиловского моста и порта. Самарские небоскребы и высотки в Волгограде по сравнению с этими можно смело в памятники архитектуры записывать.

На следующей неделе сподвигнусь наконец и свой отчет по Ростову сделать, мы нашли там не мало интересного. Но главное все же там - это Дон и набережная с красивыми мостами.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: varandej
2008-11-08 08:19 pm (UTC)
С погодой у меня вообще интересно вышло. Первый день по казачьим городам скитался (два Черкасска, Аксай) - все было серое и мрачное. В Новочеркасске переночевал, а утром вижу - на небе ни облачка. И по Ростову уже гулял при почти летнем солнце.

Особых новоделов я в Ростове как-то не заметил - в городе вообще строек мало, а исторические территории огромны. Дон очень красив, но больше всего меня впечатлили в Ростове переулки и дворики.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: riverpilgrim
2008-11-08 08:35 pm (UTC)
Стоит выйти на Ворошиловский мост - налево и направо все берега хаотично застроены новостройками, даже на вашей последней фото что-то новое пролезает. Так что не сказал бы что мало, в сентябре было по крайней мере много. Потом в моем посте посмотрите.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pouchkine
2008-11-08 08:18 pm (UTC)
Спасибо вам за ростовский пост! Разрешите пару комментариев:
1) Картинки в подземных переходах по Б.Садовой - не рисованые, а мозаичные, набранные из кусочков разноцветной плитки. Их реально весьма много, а в одном переходе сохранился незавершенный сюжет. Мама рассказывала, что был в Ростове один художник, который и украшал картинами подземные переходы, а с его смертью дело прекратилось. К большому сожалению, в последние годы подземные переходы заполнились торговыми точками, часть которых закрывает собой картины. Непременно надо следать по ним отдельный пост, но это большая работа и необъодимость съемки со штативом.
2) Памятник Екатерине. также как и Собор - новодельный, раньше там стоял Киров, и соответственно сквер звался Кировским.
3) "Филармонию", насколько я помню, всегда называют Музыкальным театром.
Отдельное спасибо за конструктивизм! Только сейчас осознал, что Драмтеатр конструктивистский - всегда казалось, что он моложе!
Ждем продолжения!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: varandej
2008-11-08 08:25 pm (UTC)
Картинки в переходах очень красивы. Нечто подобное есть в подмосковном Боровске - там один умелец тоже стены домов картинами расписывает, теперь в Боровске вторая достопримечательность после монастыря. Но снимать это все надо глубокой ночью - в дневное время в переходах еще и народу не протолкнуться. Вообще, в Ростове и окрестностях еше много всего непосмотрено - будет повод вернуться.
За уточнение по поводу Музтеатра спасибо, я просто смотрел, как что называется, по карте. А Драмтеатр просто "омолодили", но "омолодили", по-моему, очень грамотно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eigen
2008-11-08 08:51 pm (UTC)

Re:

Придирусь. Боровск - Калужская область, почти 100 км от Москвы. Не подмосковный он. Просто недалеко, относительно, от Москвы.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-11-09 10:20 am (UTC)
Насчет "глубокой ночью" тоже есть проблема: дело в том. что из-за тех же палаток подземные переходы в Ростове на ночь запираются - вы, наверное, заметили, там ворота есть. Во сколько точно, не знаю, но часа в три ночь съемка точно не возможна... Думаю. что оптимально - рано утром, часов в шесть, как только их открывают.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eigen
2008-11-08 08:39 pm (UTC)

Re:

Мучительно захотелось в Ростов. Театр просто - слов нет, какая красота.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: solarochka
2008-11-08 08:51 pm (UTC)
интересные фото, спасибо)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ya_pumpel
2008-11-08 10:18 pm (UTC)
Ростов сильно пострадал во время Отечественной, его сдавали и брали два раза. По свидетельству очевидца, дома с башнями "были разрушены почти до основания". Восстановлены после войны, первым - "сталинский" дом, а с "универмагом - долго что-то ковырялись".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: b0gus
2008-11-09 07:03 pm (UTC)
"Сталинский" дом был построен в 53-м или 56-м. До войны там было другое здание, другой формы. Вот военная фотография:



Вид на север пересечения Буденновского с Б.Садовой. По правую руку за перекрестком - Дом Офицеров. Рядом с ним нет никакого здания вообще.

Что касается универмага. Он состоит из двух зданий. Собственно, дом Пустовойтова - это историческое здание по Б.Садовой, большая часть универмага со стороны Буденновского - это здание построенное в 60-е взамен разрушенного в войну (границу между двумя зданиями легко понять по эскалатору). Сам дом Пустовойтова, конечно, горел, но сильно разрушен не был. Возможно, речь идет о втором здании.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fellya
2008-11-08 11:26 pm (UTC)
Какой роскошный город!
(Reply) (Thread)
From: ex_vanmeetin555
2008-11-09 02:34 am (UTC)
Спасибо! Крутая поездка была.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: synthart
2008-11-09 08:08 am (UTC)
Спасибо за подробную экскурсию! Очень опрятный город, по-крайней мере его центр. Особенно понравились Дрматеатр и филармония.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pouchkine
2008-11-09 10:18 am (UTC)
Чего не скажешь про переулки... Крайне запущены, хотя и прекрасны
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gedymin
2008-11-09 11:10 am (UTC)
Отличный город! Мне он своей архитектурой чем-то Киев напоминает...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: b0gus
2008-11-09 07:24 pm (UTC)
Еще раз спасибо, и еще немного дополню:

1) "Соседний дом" - настоящий шедевр, бывший Доходный дом купца Генч-Оглуева. Советую посмотреть его после реставрации. Кстати, в старых доходных домах очень любопытны подъезды (или как говорят в Питере - "парадное") внутри - кованые решетки, мрамор, лепнина, изразцы. Советую заходить, не стесняться :-). Морской конек остался от Советских времен, когда в доме был магазин "Океан".

2) Дворец творчества детей - бывшее здание Волго-Камского банка.

3) "Квадратный сквер с памятником" - называют в народе "площадь под яйцами". Здание с юга - не брежневское, а сталинской, послевоенной постройки. Раньше на его месте был т.н. "новый базар", а на месте коня - храм Александра Невского. Вот, собсно:


4) Филаромния - оно, конечно не филармония, а Музыкальный Театр, тоже не брежневский, открыт уже в 2000-ых, хотя строился все время, сколько я себя помню. Филармония буквально двумястами метрами дальше.

Кстати, может Вам будет интересно. http://b0gus.livejournal.com/339063.html

Часть фото не видно, но я завтра постараюсь исправить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: az_mnogogreshny
2008-11-10 01:44 pm (UTC)
"И ведь сложно поверить, что современники от таких домов плевались не меньше, чем мы сейчас от "Алых Парусов" или "Нью-Царицыно". А нечто подобное "стонам краеведов" можно увидеть даже в стихах Марины Цветаевой."

"Современников" можно понять. Именно на рубеже 19 и 20 веков была утеряна знаменитая московская панорама. Церкви перестали быть архитектурными доминантами и оказались зажатыми между многоэтажных дворов. Именно тогда оказались во дворах Троица в Никитниках, Знамение на Шереметьевом дворе, Никола Большой Крест и сотни других церквей. То, что доходные дома сами сейчас стали "наследием" никак не оправдывает то, что тогда происходило. Не понимаю, зачем нам повторять ошибки прошлого? И зачем в войне, которая сейчас ведется между краеведами и застройщиками вставать на сторону последних?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tzorina
2008-11-16 07:25 pm (UTC)
Искренне удивлена и изумлена:через Ваши фотографии и рассказ я открыла для себя Ростов.Почему-то казалось, что это такой сонный,теперь уже забывший свою былую славу городок.Но Вы правы: это и теперь третья столица России , сохранившая свое величие.Спасибо большое!
(Reply) (Thread)
From: probase_11549
2008-11-27 07:58 am (UTC)
"Инцидент произошел примерно в 9:00 по московскому времени на улице Калинина, когда мэр Владикавказа выходил на работу. Машина Караева была обстреляна неизвестными. Караев получил многочисленные ранения и был доставлен в республиканскую клиническую больницу." Вот и построили правовое государство...
(Reply) (Thread)
From: svoi5kopeek
2008-11-27 11:55 am (UTC)
Снайперский выстрел в сердце
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2010-05-20 06:37 pm (UTC)
месяц жил в Ростове, грустно, что кроме Большой Садовой и набережной город находится в убитом состоянии, и скорее всего, надолго, слишком он хаотичен. Все время возникал вопрос- а власти вообще в этом городе нет? Ужасные пробки - это не показатель благосостояния жителей города, а показатель того, что улицы этого города, в основном, с односторонним движением с одним рядом автомобилей. Уже давно в каждом городе на одну семью порой две машины, а то и больше приходится (кредиты сделали свое дело), но чтобы такие пробки - с этим надо что-то делать! Поражает, что народ только умиляется - какие здесь богатые - раз такие пробки!!! А что ширина улиц, кроме Большой Садовой ненормальная - этого никто не видит
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: s85
2011-04-27 09:07 pm (UTC)

Пробки и центр

Ширина улиц вполне нормальная, в среднем по 3 полосы в одну сторону (Ворошиловский, Будёновский проспекты например), но это не касается исторического центра, там все улочки естественно узенькие.

Центр регулярно обещают восстановить, в этом году должны начать с переулка Собороного (от Садовой до Соборной площади).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: s85
2011-04-27 09:09 pm (UTC)

Re: Пробки и центр

По количеству машин на 1000 жителей один из первых в стране (350 машин).
(Reply) (Parent) (Thread)