Кострома: самый верхневолжский город

2.

Мы привыкли, что Волга - самая русская река.
3.

Но если поехать вдоль этой реки - а лучше поплыть по ней - то пейзажи берегов будет по большей части совсем не русские. И это неспроста: большая часть Волги оказалась в России далеко не сразу, до XVI века вся великая река ниже Казани была для нас заграницей - хоть и ближней, но чужой по пейзажам, по культуре и религии обитавших там тюркских народов.
Вы можете возразить, что XVI век - это было давно, и будете правы, а всё же ядро нашего государства сформировалось на несколько столетий раньше, как и наши старейшие города.
4.

Так что русская Волга - это Волга верхняя.
5.

Волжские города с их особняками и высокими набережными с бульварами встречаются и ниже, до самого Вольска в Саратовской области, но напротив лип и беседок там будет степь, да и возвышающиеся над городом выжженные холмы не похожи на среднюю полосу.
И Кострома - это как раз такой волжский город, достаточно большой и не так изменённый за советский период, как соседний Ярославль.
6.

Кострома - это древнерусский город: она была основана в XII веке владимирскими князьями, вернее, тем же самым Юрием Долгоруким, что основал Москву.
7.

Но этот город никогда не был центром удельного княжества, рано (в XIV веке) вошёл в состав Московского государства, а в XVIII-XIX веках Кострома Купеческая полностью заслонила Кострому Древнерусскую.
8.

На территории бывшего кремля был разбит Городской сад, а по всему остальному тогдашнему городу строились купеческие дома.
9.

И куда уж без высокой волжской набережной:
10.

Ближе к окраинам Кострома Купеческая сменялась Костромой Фабричной: Кострома стала одним из центров текстильной промышленности.
11.

Как и в Ярославле, в Костроме заменителем рано разобранного кремля, стал монастырь (Ипатьевский).
12.

Кострома, ещё века с восемнадцатого бывшая центром губернии, никогда не была по-настоящему большим городом.
13.

Перед Первой мировой войной с 48 тысячами населения она была очень средним региональным центром, примерно соответствуя по этому показателю таким губернским городам, как Вятка (нынешний Киров), Рязань или Пермь.
14.

И находилась где-то в конце пятого десятка самых населённых городов в границах нынешней России.
15.

Сейчас Кострома с её 277 тысячами населения по-прежнему является региональным центром, но теперь уже скорее маленьким, чем средним.
16.

Это самый маленький областной город всей Центральной России, во всей России она занимает 74-е место.
17.

18.

То есть сто лет назад Кострома всё же играла большую роль в жизни страны, чем сейчас. Это можно объяснить тем, что этот старопромышленный город во многом остался на обочине индустриализации XX века, во время которой в соседних крупных городах (Ярославль, Рыбинск) строились современные градообразующие предприятия, в Костроме в целом продолжало работать и потихоньку развиваться построенное ранее - та же льняная мануфактура.
И только после войны тут появились предприятия новых отраслей - например, моторостроения по примеру тех же Ярославля и Рыбинска.
Вообще, Кострома, и размером, и расположением (зеркально по другую сторону от Ярославля), и городским транспортом (его основа - троллейбус, появившийся в обоих городах примерно одновременно), и даже возрастом исторической застройки похожая на Рыбинск, по сути его противоположность.
19.

Посудите сами: Рыбинск, хоть и районный центр - крупный индустриальный город, средоточие наукоёмкого машиностроения, транспортный узел, довольно оживлённое место, в основном с прямоугольной сеткой улиц, Кострома, хоть и областной центр - не очень индустриальный, во многом деиндустриализовавшийся город, центр депрессивной текстильной отрасли, в транспортном отношении находящийся скорее на периферии.
20.

Есть в Костроме и почти архангельские пейзажи:
21.

При этом Кострома как центр региона в своё время получила электрификацию на железной дороге, а Рыбинск нет - хотя пригородных поездов со стороны Ярославля туда и туда приходит одинаковое количество.
Кострома древнее Рыбинска, и до революции была в несколько раз крупнее, и исторический центр здесь больше, так что у туристов Кострома всё ещё популярнее Рыбинска, хотя последний усилиями тамошней администрации догоняет.
Но при этом как центр области Кострома получила больше новых советских зданий в центре города, чем Рыбинск.
22.

И поэтому центр в последнем хоть и компактнее, но более цельный.
23.

24.

Удивительно, но население Костромы продолжило расти даже в ковидный 2020 год, и вроде как продолжает увеличиваться и сейчас (2021 год). И это при том, что город сам по себе относительно депрессивный по сравнению с тем же Ярославлем, где население уменьшается - видимо, тут больше приток населения из внутриобластной периферии.
25.

Как видно, за XX век город по сравнению с средним показателем вырос не очень сильно, всего в 5 раз. В итоге, исторический центр занимает большУю часть Костромы.
26.

Не вся историческая часть Костромы по-прежнему застроена старыми зданиями, но архитектурного наследия и сейчас хватает, хотя кое-где сохранились лишь отдельные постройки.
27.

В принципе, старый город Костромы по своим габаритам сравним со старым городом Ярославля, но в Костроме гораздо меньше допетровской архитектуры - всё больше XVIII и XIX века.
28.

Кострому можно назвать жемчужиной классицизма всероссийского масштаба.
29.

30.

В центре города из по-настоящему старых зданий остался только кафедральный собор Анастасиевского монастыря.
Ещё на западной окраине, за Костромой-рекой осталось в Костроме немного древнерусского: там стоит Ипатьевский монастырь, где когда-то избирали Романовых на царство.
31.

Заметная территориальная экспансия городской застройки произошла только на востоке за железнодорожным вокзалом (Давыдовский, Юбилейный) и в Заволжье (Паново), по остальным направлениям город вырос буквально на пару кварталов, логически продолжая исторически сложившуюся сетку улиц.
32.

33.

Бывшая Костромская губерния - место самой большой в России концентрации городов с радиально-кольцевой планировкой, тут почти в каждом старом уездном городе улицы не ложатся скучной прямоугольной сеткой, а расходятся лучами от центра, будь это кремль, бывший кремль, монастырь или просто главная площадь.
В 1770-1790-е годы, когда Екатерина II в ходе своих преобразований наделила статусом города десятки населённых пунктов по всей империи, она снабдила эти населённые пункты и регулярными планами, которые пришли на смену хаотической средневековой планировке.
34.

В основном это была планировка сплошными прямоугольными кварталами (часто без всякого учёта особенностей ландшафта и рельефа), но вот иногда всё же применялись другие схемы.
Планировочный центр Костромы, откуда расходятся все улицы - это Сусанинская площадь с её торговыми рядами и каланчой:
35.

36.

В Костроме, в отличие от той же Москвы, не сложилось полной радиально-кольцевой планировки: на юге этому помешала Волга, на другом берегу которой очень долго были лишь городские предместья.
37.

Официальной частью города Заволжье стало только в советское время.
В результате, в Костроме "радиально-полукольцевая" планировка: улицы от центра расходятся только на запад, восток и север, а в периферийных районах сетка улиц организована по-другому.
37а.

Видно, что центр и сейчас занимает значительную часть города.
38.

Кострома, выросшая в крупный город уже после того, как Средневековье кончилось даже в России, никогда не обладала капитальными укреплениями вокруг посада, жилых районов.
Поэтому здесь нет аналога бульварного кольца, как в многих более старых городах с радиально-кольцевой планировкой.
Но есть самая загруженная и широкая из улиц, соединяющих радиальные "лучи" центральной части города. Она стала такой просто потому, что ведёт на единственный в городе Волжский мост, и на участке, прилегающем к мосту, она может претендовать на звание самой загруженной в городе.
Мост - на восточном конце этой магистрали костромского значения, но и западный её конец упирается в Волгу; на этом пути она 4 раза меняет название (Подлипаева - Ивана Сусанина - Калиновская - Полянская - Депутатская).
Но по факту главная планировочная ось Костромы, её настоящая главная улица - это Советская, соединяющая Сусанинскую площадь с поворотом на мост, железнодорожным вокзалом и крупнейшим в городе жилым массивом восточнее.
39.

За железной дорогой она превращается в Кинешемское шоссе.
40.

Впрочем, до Кинешмы по ней сейчас добраться сложно: дорога вдоль Волги такая плохая, что проще объехать через север, через Судиславль и Островское.
Важную роль Советской улицы подтверждает и то, что она на значительном протяжении оформлена парадной сталинской застройкой. Послевоенные неоклассицистические здания не очень часты в Костроме и тут, кажется, крупнейшее их скопление.
41.

В Костроме два главных спальных района - Давыдовский/Юбилейный за вокзалом и Паново за Волгой.
Ещё есть прилегающие к центру жилые кварталы, застроенные многоквартирными домами.
42.

Это прежде всего на востоке, между старым городом и вокзалом.
И на севере, в сторону выездов на Сусанино/Буй и на Судиславль/Шарью.
Кострома, довольно рано ставшая крупным центром текстильной, и прежде всего льнообрабатывающей промышленности, в советское время, как уж упоминалось выше, не получила никаких крупных заводов.
43.

И только в конце советского периода появились здесь новые большие заводы - но не настолько большие, чтобы стать по-настоящему градообразующими и изменить облик города.
В итоге в Костроме только одна большая промзона и она расположена восточнее железной дороги, севернее и западнее многоэтажных жилых микрорайонов.
При этом эта промзона не содержит ни одного из крупнейших промышленных предприятий города - здесь в основном размещаются небольшие и/или обслуживающие потребности Костромы мощности.
Старейшая промзона с текстильным производством - почти в центре города, у слияния Костромы с Волгой, в основном по восточному берегу реки Костромы.
44.

При этом здешние предприятия в основном до сих пор действуют - хотя многие в минимальном объёме.
И новая промзона, возведённая уже в позднесоветское время расположена на выезде в сторону Ярославля, за заволжскими кварталами и микрорайонами. Здешние предприятия - все довольно новые, но многие из них уже не функционируют.
Почти весь восток исторической части Костромы, городская периферия на западе, севере и востоке и большая часть городского Заволжья застроена частным сектором, который занимает до трети застроенной территории.
45.

Это можно считать средним показателем для такого города в Средней полосе.
46.

Та часть города, которая расположена за рекой Костромой - историческая Ипатьевская слобода за одноимённым монастырём - это массив почти сплошной малоэтажной застройки, причём значительная часть этого района - это старые кварталы, мало изменившиеся за прошлый век.
Большая часть Костромы - это единый массив застройки, и официальное деление на административные районы в городе уже почти 10 лет отсутствует.
47.

Раньше Кострома делилась на южную (Заволжье), западную (Фабричный район) и восточную (Центральный район) части, причём исторический центр города находился наполовину в Фабричном, наполовину в Центральном районе.
48.

В Костроме только один мост через Волгу, открытый в 1970 году.
49.

В то время это был единственный мост через великую реку между Ярославлем и Нижнем Новгородом, и только в 2003 году был достроен мост в Кинешме.
50.

Он довольно загружен, но не сказать что особенно страдает от избытка транспорта: всё же Кострома сравнительно небольшой город, и в заречной части живёт от силы 50 тысяч человек.
С другой стороны, через Кострому проходит федеральная автодорога Р-243 (Ярославль - Кострома - Шарья - Киров - Пермь), и её значение в последние годы явно выросло - не в последнюю очередь потому, что в отремонтированном виде она составляет конкуренцию проходящей южнее федеральной трассе "Волга" (М-7), да и для петербуржцев это кратчайший путь на восток страны.
51.

Так что количество транзитного транспорта в Костроме растёт: так как мост только один, то строительство полноценной объездной невозможно.
В 2012 году было объявлено о "закладном камне" в основание второго костромского волжского моста, который будет возведён в нескольких километрах восточнее старого, на восточной границе города. Но и в 2021 году никаких признаков строительства не было заметно.
А пока в Костроме действует "неполноценная", внутренняя объездная, позволяющая следующим со стороны Москвы в сторону Кирова автомобилям миновать самый центр города. Она проходит по восточным спальнм районам и выходит на основную автодорогу (Галичское шоссе) уже за чертой города.
Федеральная автодорога Р-243 - единственная дорога всероссийского значения, проходящая через Кострому.
На южном выезде из города находится единственный в Костроме (и в Костромской области) участок скоростной дороги, включающий в себя одну разноуровневую (Нерехтскую) развязку на пересечении с дорогой на Нерехту и малодеятельным участком железной дороги, ведущим к старому костромскому железнодорожному вокзалу (сейчас не действует).
Впрочем, есть ещё полноценная развязка у левобережного (ближнего к центру) конца Волжского моста, обеспечивающая съезд с этого самого моста на улицу Нижняя Дебря, ведущую к густонаселённым восточным микрорайонам и на внутреннюю объездную.
Кострому сложно назвать крупным транспортным узлом, но есть тут ещё крупные дороги, кроме уже упомянутой федеральной Р-243. Прежде всего, это дорога на Иваново (Волгореченское шоссе), обслуживающее весь транспортный поток, следующий из города невест в северо-западном направлении. прежде всего на Ярославль
Традиционно основной путь прибытия пассажиров в город - это железная дорога.
Но история железнодорожного транспорта Костромы не совсем обычна.
Вроде железная дорога пришла в город примерно тогда же, когда и всегда - в конце 1880-х годов. Можно даже сказать, что это произошло рано - учитывая, что это была не магистральная линия, а специально построенное ответвление от Ярославля и Нерехты.
Но вся проблема была в том, что основная часть Костромы была расположена (и сейчас расположена) на дальнем от центральной части страны берегу Волги, и строить железнодорожный мост просто чтобы обеспечить новым транспортом центр города было нецелесообразно.
Так что первые 40 лет вокзал был расположен в тогдашнем пригороде через реку от костромского центра, и пассажиры должны были переправляться или переходить по льду через Волгу.
И только к началу 1930-х годов железная дорога наконец пришла в на левый берег, перейдя Волгу по первому в Костроме длинному мосту, и в Костроме появился нынешний вокзал ("Кострома-Новая").
52.

Хотя в 1956 году железная дорога из Костромы пошла дальше, к станции Галич на Северном ходу Транссиба, но по-настоящему транзитной эта линия не стала: здесь курсирует лишь один дальний и один пригородный поезд в день.
53.

Зато какой дальний - это знаменитый "Москва - Владивосток"!
54.

Если в начале 1980-х электрификацию довели от Ярославля и Нерехты до Костромы, то дальше на Галич она так и не пошла.
Кроме одного пригородного поезда на Галич и одного дальнего транзитного поезда, все поезда, останавливающиеся на "Костроме-Новой", следуют именно в Кострому.
Это ещё три электрички из Ярославля, ночной поезд в Москву и несколько набравших в последние годы популярность дальних дневных поездов - в Москву и в Питер.
Это очень даже неплохо для станции в стороне от магистральных железных дорог - даже станции электрифицированной.
Кроме вокзала Кострома-Новая, Кострому обслуживает ещё одна железнодорожная станция, Малышково. Она расположена в заволжской части города, недалеко от одного из крупнейших костромских жилмассивов, и играет определённую роль в их транспортном обслуживании. В ближайших пригородах Костромы расположены ещё две железнодорожные станции - Каримово (в сторону Нерехты и Ярославля) и Сендега (в сторону Галича).
Из Костромы нет прямых внутриобластных поездов на восток региона, до которого около 300 километров, но поездка в плацкарте транзитного поезда "Москва - Владивосток" до той же Шарьи всё равно стоит дешевле, чем на автобусе.
До недавнего времени Костромская область была единственным регионом Центральной России и ближайшим к Москве местом, где ещё сохранилось внутрирегиональная дотируемая авиация.
Так, ещё в 2013 году нам удалось совершить вертолётный полёт из аэропорта Сокеркино, что на севере Костромы.
55.

Никто почему-то не предупредил, что в вертолёт надо брать затычки, особенно если это старый советский "Ми"; уши ещё несколько дней работали не в полную силу.
56.

Впрочем, местный аэропорт славен не только былыми вертолётными рейсами: по состоянию на конец 2010-х годов, отсюда осуществляются постоянные рейсы в Санкт-Петербург, и ещё иногда летает что-то в Анапу.
57.

Пусть сейчас основную часть пассажиров городского транспорта Костромы перевозят автобусы и маршрутки, троллейбусная сеть - по-прежнему основа транспортной сети Костромы: троллейбус обслуживает почти все важные транспортные коридоры города.
Протяжённость троллейбусной сети - около 26 километров, это 49-е место в России (из 75)
58.

Запущенный в 1974 году, городской троллейбус сразу же прошёл через весь центр города - от вокзала по главной улице Советской и до старой промзоны на западе (фабрика "Знамя Труда"), и сразу начало действовать ответвление по проспекту Мира к троллейбусному депо на севере Костромы.
59.

То есть первая очередь троллейбуса - это уже значительная часть нынешней троллейбусной сети.
60.

Совсем скоро троллейбус пошёл по недавно построенному мосту через Волгу в застраивавшиеся тогда многоэтажные микрорайоны.
Хотя, подозреваю, в то время как минимум не меньшее значение имело западное ответвление заволжской линии, обеспечивавшее связь с промзоной на западе района.
В дальнейшем троллейбус появился в рабочих кварталах на севере города (между фабриками и проспектом Мира), а также в некоторых из зажелезнодорожных микрорайонов.
61.

В дальние микрорайоны (Давыдовские) костромской электротранспорт так и не пришёл, что, кажется, является наибольшим изъяном нынешней троллейбусной системы.
А довольно протяжённая заволжская линия к промзоне была закрыта после того, как приказал долго жить завод "Рабочий Металлист", главный резидент этой самой промзоны.
В целом, в последнее десятилетие состояние костромского троллейбуса можно охарактеризовать как "непростое, но стабильное": в условиях минимального обновления подвижного состава и снижающегося количества троллейбусов на линиях интервалы поддерживались в приемлемом состоянии, троллейбус оставался более-менее востребованным у жителей. Но в последние годы были слухи о закрытии троллейбуса: подвижного состава уже откровенно не хватало, и только на одном маршруте из шести (№2 между железнодорожным вокзалом и троллейбусным депо) интервалы оставались небольшими не только в будни в часы пик.
62.

В городе оставалось лишь чуть больше 20 троллейбусов, что явно маловато для 26-километровой сети.
В сутки городской троллейбус перевозит меньше 30 тыс. пассажиров, это явно не очень большая доля городских пассажирских перевозок.
63.

Но после закрытия московской сети Москва передала свой подвижной состав во многие российские города, в том числе и в Кострому, где 30 московских троллейбусов сильно оживят троллейбусные перевозки.
64.

Главный соперник троллейбуса - это автобус, в условиях такого нечастого движения обладающий абсолютным конкурентным преимуществом.
Автобус появился в Костроме сильно раньше троллейбуса - в 1937 году, но его сеть долгое время была не очень разветвлённой и провозной способности автобусного подвижного состава не хватало для обслуживания 200-тысячного города.
В 1980-е годы был пик развития системы, в городе было чуть ли не 200 автобусов (у троллейбуса даже в те годы не было столько), но потом, как только прекратились ежегодные централизованные поставки подвижного состава, автобусное сообщение довольно быстро обвалилось.
Срок службы троллейбусов дольше, и, как это часто бывало, троллейбусная система пережила 1990-е лучше, чем автобусная, хотя и троллейбусное движение в городе заметно деградировало.
Впрочем, в целом ситуация с городским автобусом в Костроме оказалась лучше, чем в большинстве других провинциальных центров России того периода: в 1996 году администрация города бэушные "Мерседесы" большой вместимости, среди которых были даже сочленённые машины.
А в 2000-е в Костроме стали массово появляться маршрутки и автобусы средней вместимости, и после этого городской троллейбус вновь отошёл на второй план.
В 2011 году и подержанные "Мерседесы" выработали свой ресурс и ушли в историю, и автобусный подвижной состав вновь стал представлен в основном маршрутками.
Но и сейчас в Костроме, в отличие от многих других региональных центров, не была проведена комплексная оптимизация городского автобусного транспорта: тридцать один автобусный маршрут по-прежнему обслуживается тринадцатью частными операторами.
До недавнего времени большая часть автобусов на самом деле были маршрутками, причём "ГАЗелями":
65.

Впрочем, в последние годы им на смену постепенно приходят автобусы средней вместимости.
