varandej (varandej) wrote in russiantowns,
varandej
varandej
russiantowns

Categories:

Лудорвай (Удмуртия). Языческие божки и Русская Зима.



Рассказ о поездке в село Лудорвай, что расположено в 11 километрах южнее Ижевска, об уникальном этнографическом музее, и о настоящей Русской Зиме.

Этнографический музей удмуртов Лудорвай был создан совсем недавно - может быть, это самый молодой из музеев ДЗ России, и один из двух, целиком посвященных этнографии народов России (наряду с музеем марийской народной архитектуры в Козьмодемьянске). Расположен он не в одноименном селе, а в заброшенной деревне Ильинское, но я этого не знал, и потому от остановки на федеральной трассе шел сквозь село и поле около 4 километров. Когда же достиг музея, сначала был слегка разочарован, потом - потрясен. Музей имеет всего 3 экспоната - но каких!!! А работают в музее этнические удмуртки и удмурты, причем между собой они общаются по-удмуртски, а по-русски хорошо говорят, но, как мне показалось, плохо понимают. И еще - среди всех музеев ДЗ, которые я видел, Лудорвай явно займет первое место по доброжелательности и гостеприимству. Так как я был единственным посетителем за, видимо, несколько дней, мне провели экскурсию, открыли обычно закрытые в это время постройки, даже напоили чаем - а после не взяли за это денег. 

Как уже было сказано, в музее всего 3 объекта. Однако на самом деле их гораздо больше, так как удмурты, в отличие от русских, жили усадьбами, и одна такая усадьба включала почти весь полагающийся набор построек. Ближе к входу в музей расположена не очень интересная усадьба центральных удмуртов:





Не очень - потому что половина усадебного комплекса воссоздавалась с нуля. В усадьбе меня встретили весьма агрессивные мужики, занимающиеся ремонтом, и куры с очень красивым огромным петухом во главе. Я прошел в дирекцию, разговорился с сотрудницей, и сказал, что особенно меня интересуют экспонаты, связанные с удмуртским язычеством. А в результате мне провели экскурсию по всему музейному комплексу, к расположеному поодаль, и самому интересному объекту - усадьбе южных удмуртов.

Прошли мимо мельницы - но мельниц я видел немало. Странная постройка рядом - работа ижевских студентов, попытка соорудить еще одну мельницу, успехом не увенчавшаяся. Рядом с мельницей вскоре должна появиться еще и церковь.



Вниз, к ручью, вела улица бывшей деревни Ильинской. Хотя музей носит название Лудорвай, от самого Лудорвая он довольно далеко, и назван по нему, чтобы не было путаницы. Однако сельскую застройку Ильинской, ныне принадлежащую дачникам, решили так же показывать посетителям музея. Ильинская и правда весьма аутентична:



Внизу протекал ручей, вскрывшийся ото льда, а в ручье, по словам сотрудниц, обитает ондатра. Мне ее увидеть, правда, не удалось. За ручьем же - усадьба южных удмуртов, также представляющая собой квадрат жилых и хозяйственных построек.



Странное дело... Вроде бы то же дерево, те же избы, а все-таки выглядит удмуртское ДЗ "как у нас, но немного по другому". И это "немного" завораживает:

Например, крыша, опирающаяся на естественные сучья:



Или дом слегка других пропорций:



Или сеновал на втором этаже, куда лошадь заходила по ведущим с земли деревянным мосткам (кадр не получился, так как снимал против солнца). А в уголке этого деревянного ансамбля пристроилось небольшое и очень невзрачное сооружение, на деле являющееся ценнейшим экспонатом музея.



Это куала - то есть семейная языческая молельня. Такие ставились в каждой удмурстской усадьбе, летом служили по совместительству кухнями, но были полноценными храмами. Строились молельни из половинчатых бревен, с несомкнутыми скатами крыши и земляным полом. Молились в них всей семьей, после бани, по любому важному для крестьян случаю. Самих куал в удмуртских селах уже не осталось, но землю, на которой они когда-то стояли, удмурты по-прежнему чтят святой - не ходят по ней босиком, не роют ее, не ставят на ней другие строения. Рассказывают, что и эту-то куалу музей выкупил у владевшей ей семьи с огромным трудом, а после на самью обрушились многочисленные несчастья. Существовали так же бадзым куалы, или родовые молельни, стоявшие в лесах, но о них ниже.



Внутреннее убранство куалы. На очаге обычно просто готовили пищу, но и моления совершались здесь же. Однако главное, на что стоит обратить внимание - это на черный короб, стоящий на полке под потолком. В нем-то и обитал, согласно верованиям, семейный божок воршуд (в переводе значит "хранитель счастья"). Ему и молились, а хранили в коробе беличий хвост, крыло рябчика или рыбий скелет - в этих животных, по легендам, когда-то вселялся верховный бог удмуртов, в них и надо искать его сущности. 

Эта куала в музее Лудорвай - на сегодня единственный экспонат в музеях ДЗ, связанный с язычеством. Ничего такого нет даже в Козьмодемьянске. Если же говорить о настоящем, не музейном язычестве, то оно и по-прежнему живо в одной деревне. Называется она Кузебаево, и расположена в Алнашском районе, на границе с Татарстаном. Как туда добираться, я не представляю (хотя и находил деревню по карте), но в этой деревне уцелела действующая, почитаемая местными жителям бадзым куала - то есть последняя в мире удмуртская родовая молельня.

Словом, в Лудорвай сумели сделать невозможное - это действительно удмуртский музей, и его посещение вполне достойно посещения какой-нибудь глухой удмуртской деревни. Старушки-удмуртки, пьющие чай, мужики, строящие избу... Если бы не зима, их можно было бы принять за фольклорный ансамбль для туристов, но туристы в Лудорвай бывают так редко, что не остается сомнений: "фольклорный ансамбль" - подлинный.

Сам же Лудорвай - огромное (несколько тысяч жителей) село, застроенное в основном новорусскими дачами. Однако и аутентичных построек столетней давности в нем сохранилось немало:








Ну а напоследок несколько фотографий того, чего в столицах не было уже давно - настоящей русской зимы. Без комментариев:







Tags: Лудорвай, Удмуртия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments
Позитивно. Народ сохранил веру предков и не пошел на поклон к еврейскому христианскому богу. Уважаю
Ну, "народ сохранил" - это преувеличение, все-таки язычеством осталось только в одной деревне. Большинство удмуртов, как и русские, православные, в Ижевске даже есть церковь со службами на удмуртском.

ex_ex_vedun

11 years ago

varandej

11 years ago

udmnews

11 years ago

udmnews

11 years ago

Anonymous

March 20 2008, 20:43:47 UTC 11 years ago

лопнувшая водонапорная замечательна, и музей очень понравился. недавно тоже в АЭМ в Хохловке были.
Хохловка - музей замечательный, один из моих любимых АЭМ. Там особенно интересен рельеф, пейзажи, и вписанность построек в эти пейзажи, а еще то, что половина экспонатов не имеет аналогов.
Спасибо! Очень познавательно.
Старался)
водонапорная башня - жесть! один раз видел подобное - жаль фотика под рукой не было!
Что-то в таких сооружениях есть словами не выразимое...

zoopunks

11 years ago

Очень интересно!
Удивительно, но Ильинка по-прежнему находит своих почитателей! ;)

Хороший очерк, дам ссылку у себя.
Почему же удивительно? Музей того заслуживает.
водонапорная башня и мельница - особенно прекрасны.

была там несколько лет назад летом, не знала что там есть музей, думала просто село.
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке
Почитать текст со всеми комментариями можно тут
Это Ваш 1-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут.
Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточник
Красотища.
Спасибо Вам за рассказ и фото. Мы были большой группой больших поэтов и редакцией Удмуртских Известий в Лудорвае, нас принимали, устраивали застолье, плясали и пели. Тетушка Анук рассказывала мне в ночном дворе, как на ее глазах утонул ее сын, а она вела в это время экскурсию. У меня тоже есть фотки и видео. Если покопаться, может, еще сохранились и в журнале двухлетней давности. Это мощное место. Правда, мы приехали под вечер, вниз не спускались. Зато в избе посидели, а мужчины даже париться ходили...
Например, крыша, опирающаяся на естественные сучья. По обучению реставраторству помню данная крыша называется "Безгвоздевая самцовая кровля" Собственно сучья и есть "самцы".
Спасибо, буду знать. Но все-таки я объездил довольно много музеев ДЗ, и ни в одном музее русского ДЗ такого не видел. Что-то подобное наблюдал только в Козьмодемьянске (марийское ДЗ), но возможно, просто в музеях нет таких объектов.
Да нет, язычество в Удмуртии вполне живо и не только в Кузебаево: сохряняются (как и у мари) рощи-керемети, родовые и семейные деревья - им до сих пор приносят дары. И это не "новодельная традиция", а вполне сохранившаяся ещё через совествские лета, хотя и, по сравнению с веком 19-ым, в усечённом виде.
Не о всём открыто говорят и не будут говорить особо.
И пусть "идолов" воршудов и язычества, как его обычно представляют московские неоязычники, вы не найдёте, но языческие представления живы в том, что называют обычно "народной верой" в купе с сохранившимися семейными и календарными обрядами, удмуртским знахарством и т.п., поверьте мне как фольклористу.Кроме деревьев и рощ есть и другие почиаемые места, связанные с поминовением умерших, с молодёжными обрядами и т.п.

Рекомендую, например, книжки Владыкиных, Н.И.Шутовой, а также автора, о котором упоминаю на саоём небольшом репортаже: http://etno.environment.ru/news.php?id=117
Всё, о чём вы говорите - это и есть "народное христианство", но у автора удалённого дневника был иной вгляд (в связи с чем и дискуссия).

Книги Владыкиных следует читать, только если других никаких нет ))