-
-
tytyvainen wrote in
russiantowns
Ломоносов: дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум"

Город Ломоносов, пригород Санкт-Петербурга, более двух веков назывался Ораниенбаумом. В настоящее время «Ораниенбаум» лишь дворцово-парковый ансамбль на территории этого города. Но померанцевое (апельсиновое) дерево до сих пор является символом города и изображено на флаге и гербе Ломоносова. Естественно, это связано с громадным культурно-историческим значением усадьбы светлейшего князя Ижорского А.Меньшикова, которая явилась градообразующим фактором в новой истории древнего поселения на берегу Финского залива напротив острова Котлин, на котором в то же время был основан Кронштадт.
Современный дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» является лишь частью Государственного музея-заповедника «Петергоф» со всеми вытекающими последствиями. Добраться до «Ораниенбаума» в отличие от «Петергофа» намного труднее. Это связано не столько с большей отдаленностью от центра Санкт-Петербурга, сколько с плохой логистикой.

Лучший способ попасть в Ораниенбаум и осмотреть его достопримечательности — купить автобусную экскурсию от Гостиного двора, благо предложений множество. Неорганизованных посетителей ожидают некоторые трудности. Городской автобус, маршрутки или электричка доставят Вас на Вокзальную площадь Ломоносова, с которой каждые полчаса до «Ораниенбаума» идет автобус. А вот, если Вы захотите пройти пешком, google проложит маршрут через вход с Новой дороги, до которого идти более 30 минут, хотя до входа на Дворцовом проспекте, д.50 ходьбы от вокзала менее 15-ти минут. Эта рекомендация google становится понятной, когда проходишь последние 200 метров до открытого входа на Дворцовом проспекте, — тротуара вдоль дороги нет, парковка личного транспорта весьма затруднена. Хотя Новая дорога также лишена тротуара, но идти по ней гораздо безопаснее. К тому же у входа в парк с той стороны есть парковки, как для личного транспорта, так и для экскурсионных автобусов.


На Нижний сад выходит фасад Большого (или Меньшиковского) дворца. Главная лестница из сада во Дворец находится на ремонте, но сам сад полностью восстановлен.




После опалы А.Меньшикова его усадьба переходит во владение Адмиралтейской коллегии. Но не надолго. В 1743 году императрица Елизавета Петровна жалует ее великому князю Петру Федоровичу и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне. С этого времени Ораниенбаум становится резиденцией малого двора и в нем появляются новые постройки — Картинный дом один из них.

Картинный дом был построен 1754-1761 годах по проекту Ф.Б.Растрелли для придворного театра, живописной коллекции, библиотеки и кабинета редкостей великого князя Петра Фёдоровича.
Из Нижнего сада можно попасть в парк Дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум», а через ворота во флигеле Большого Дворца — на его Южный двор.



Аллея через ворота в ограде Южного двора ведет к Карпиевому пруду и далее через парк к комплексу зданий в южной части парка в районе Новой дороги: Китайскому дворцу, Кавалерийскому корпусу, вольерам и расположенному несколько в стороне небольшому дворцу Петра III.
В первой половине XIX при новой владелице усадьбы Великой княгине Елене Павловне был сформирован новый парковый пейзаж с Карпиевым прудом в середине.







Изумительным элементом паркового ансамбля является созданная при А.Д.Меньшикове гидросистема на реке Карастра, когда-то питавшая фонтаны Нижнего сада. В настоящее время река проходит в стороне от Большого Дворца, образуя живописную лощину.




От посещения парков Ораниенбаума осталось горестное впечатление. Дворцово-парковому комплексу явно недостает финансирования. От этого и его удручающая «провинциальность» пасынка блестящего Петергофа. Это совершенно незаслуженно для Ораниенбаума. Уникальность этого дворцово-паркового комплекса в том, что он, подобно Летнему саду, но гораздо масштабнее, вобрал в себя все особенности дворцовой и парковой архитектуры блистательной столицы Российской Империи и её пригородов.
Ораниенбауму явно не хватает хозяина, подобного С.Гейченко, создавшего из заштатного провинциального музея, великолепные «Пушкинские горы». Кстати, С.Гейченко — уроженец Петергофа, причем работал в его Дворцовом ансамбле и был оттуда после войны откомандирован на Псковщину. К тому же усадьба Михайловское отдаленно напоминает меньшиковскую усадьбу Ораниенбаум тех времен, когда отец деда А.Пушкина — А.П.Ганнибал — руководил строительством Кронштадта, превосходный вид на который открывается из окон Большого Дворца.
Парадоксально, но факт! Ораниенбаум во время прошедшей войны наименее пострадал среди дворцово-парковых комплексов пригородов Ленинграда — Санкт-Петербурга. Однако он не только до сих пор полностью не восстановлен во всем его былом великолепии, но и остается малодоступным для горожан Питера.