homaaxel (homaaxel) wrote in russiantowns,
homaaxel
homaaxel
russiantowns

Categories:

Деревня Мартыново, 11 августа

После экскурсии в Мышкин, мы с Ванькой отправились в деревеньку Мартыново, что находится неподалеку. Вот что про нее пишут:

Кацкий стан – территория самостоятельного субэтноса – кацкарей. Живут они по реке Кадке в 80 селах и деревнях с самых древних времен. Благодаря учителю Сергею Темняткину после советского забвения кацкари вновь обрели свою идентичность. Имя свое субэтнос получил от названия реки – Кадка. По легенде, во время нападения на Русь монголотатар все, кто вышел сражаться с ними, погибли. Хоронить павших было некому, и от разложившихся воды реки наполнились трупным ядом. Оставшихся в живых спас мужик, который нашел в русле реки родник и посадил на него кадушку. Когда вычерпали ядовитую воду, кадушка наполнилась чистой ключевой водой. Так родился призыв «Пошли на кадку!», появилось название реки и субэтноса.

У кацкарей свой уклад, люди советуются друг с другом, что-то бабушки подсказывают. Чем они отличаются? На подворьях кацкарей вешают иконы для скотины или лапоть могут подвесить, чтобы не болели курицы, а для увеличения яйценоскости в красном шерстяном мешке в курятнике подвешивают настоящее яйцо. Другая традиция – доить коров только с правой стороны. Она считается у кацкарей «своей», тогда как левая – «чужой», надои меньше будут.



    В маленькой уютной деревеньке нас встретил замечательный веселый парень, проводил нас в огромный дом. Мы расселись по лавкам, огляделись. Везде был символ белой коровы - почитаемого у кацкарей животного. На стенах было развешено много-много связанных крючком разноцветных солнышек. Нас угостили картошкой с молоком, томленой в печке, и томленым молоком. Кстати, это все замечательно пошло с солеными огурчиками :) Нам устроили замечательные посиделки с шутками-прибаутками, с маленьким представлением, играми и рассказами о причудливых местных обычаях. Нам было очень интересно. Кажется, я была одна из немногих, кто был более-менее знаком с деревенской жизнью. У горожан чувствовалась полнейшая экзотика в глазах. Мне же это было все знакомо и привычно.
    После того, как мы поели, мы набрали воды из колодца. Для Ваньки это было диковинкой! Но ему очень понравилось крутить колесо и тащить ведро наверх. А нас уже ждали в музее - огромном доме через дорогу. Ему 110 лет, бревна, из которых он сделан, и сейчас как новые. Он был выкуплен у последней хозяйки лет пять назад и превращен в музей.
Вот такие красивые там наличники:



И резная кромка дома:



    В детской на длинной палке висела люлька - зыбка. Над ней в качестве игрушек висят шумелки - высушенные мочевые пузыри телят, наполненные горохом. Когда рождалась девочка - люльку делали из березы, женского дерева, для мальчика ее делали из дуба. Вниз клалась подстилка из соломы. Считалось, что нехорошо качать пустую люльку - это означало постоянное рождение детей, что истощало мать и могло привести к ее скорой гибели.



    Эта семья была очень богата - у них было огромное зеркало от пола, резные шкафы и железная кровать. Зеркало было дорого само по себе, денег стоила и его доставка, не всегда удачная с первого раза (учитывая наши дороги). Чтобы купить крупную вещь - нужно было ехать в город, значит нужны были деньги и на дорогу, и на транспорт, и на сами покупки. Это могли себе позволить только очень зажиточные люди. Железная кровать тоже была символом достатка - ее покупали, украшали, выстраивали на ней "вавилоны" из подушек, накрывали красочным лоскутным одеялом, украшали вышивками по низу... Но на них не спали. Считалось, что раз кровать такая дорогая, то на ней нельзя спать - только любоваться издалека да показывать гостям.

На женской половине нас ждали всякие забавные вещицы - прялка, вышивки и даже зингеровская швейная машинка.



    Все это раньше переходило по наследству, передавалось в приданое. Впрочем, приданое на нем же и готовили, начиная с детских лет, сами для себя. Ведь девочка начиная с 5 лет готовила себя к тому, что однажды ее выдадут замуж, ей нужно будет сделать подарки для своей новой семьи, наткать полотенец, пошить платья, рушники, нашить белья, рубахи для мужа, себе платья-рубахи-сарафаны...



Приданое собиралось всю жизнь. Для этого выделялся огромный сундук.



    По местным обычаям, если девушка была помолвлена - она ставила перед своим домом вот такую наряженную елочку. Все знали, что в этом доме скоро будут играть свадьбу.



В доме парня, собирающегося жениться, над калиткой вывешивалась вот такая елочная гирлянда:



    А это пастушок, который приходил на свадьбу и искал свою "белую корову", самую лучшую. Конечно, это подразумевалась невеста. Он ее искал повсюду, а родня невесты ее от него везде прятала. Все заканчивалось большим выкупом и богатым угощением от жених - он таким образом выкупал себе "белую корову" из стада. У пастушка на интересном месте висит связка лука и морковки - она символизирует плодотворное мужское начало. Веревка, подвешенная на поясе, с колокольчиком - ее пастушок всюду трясет, звоном отгоняя нечистых духов и привлекая к себе внимание гостей - чтобы несли ему угощение. Обратите внимание на его наряд - он из разноцветных лоскутов, символизирует поле, разделенное на пашни. Это символ плодородия новой пары. Точно такое же лоскутное одеяло молодым стелили в первую брачную ночь - чтобы в их доме было много детишек и род был большим.



    Детские игрушечки. Их часто делали в поле, из соломы, на скорую руку. Глазки им не рисовали, потому что считалось, что если будет с глазами - у игрушки будет своя душа и она сможет ожить. Похожую куколку делала мать и отдавала ее своей дочери перед свадьбой. Игрушка становилась своеобразным психологом для девушки - пожаловаться в новой семье было некому и вот она брала свою куколку, уходила в укромный уголок и там ей шептала свои печали. А когда мать изредка приезжала в гости к дочери, то по виду куколки видела, насколько ее дочери хорошо живется в новой семье - если куколка затертая, растрепанная - значит ее часто пользуются, много поводов для обид, а если новенькая, значит в руки берут редко, нет надобности.



    Вот такими приспособлениями пользовались для принесения воды. Было привычное коромысло, а было и более удобное - вытачивалось индивидуально, более удобно ложилось на плечи. Для глажения использовали валики и "отбивалки" - на валик наматывали белье и били по нему. Потом появились тяжелые утюги, в которые насыпался уголек.



Стиральные доски были как для взрослых, так и для деток - соответствующего размера, чтобы они тоже приучались к домашним делам.




Вот так происходил процесс глажки:



Теперь выйдем на улицу, посмотрим на хмель и пойдем в хозяйственные постройки:



    Это домашняя меленка для муки. Обычно этим занимались мужчины. Имеющий мельницу, считался очень зажиточным человеком. Рядом слева стоит маслобойка. Мы на такой в детстве активно сбивали масло - и взрослые отдыхали от наших проделок, и нам забава. Где-то через 40-60 минут получался плотный комок масла, оставшуюся пахту отдавали животным.




    Домашний ларь для зерна. У нас в деревне тоже такой есть. Заходишь в амбар - там сумрак, тепло и вкусно зерном пахнет. На стене висят огромные совки - ими удобно зерно курам разбрасывать.Обычно они от радости чуть не затаптывали.



    Интересные у них устройства жилищ - прямо к дому, вплотную, строится и хлев. Видимо, зимы очень холодные. Со второго этажа дома вела лестница вниз, на первый этах высоченного хлева. Там был коровник, конюшня, курятник - вобщем, все под рукой. В курятнике на видном месте висит лапоть. Считается, что если сюда зайдет человек с нехорошим взглядом, то все нехорошее, что он принес, ляжет на то, что он первым увидит, т.е. на лапоть. Куриные домики располагаются поверху. Пол для животных сделан из круглых бревен, что странно. И животным неудобно, и убирать плохо.

Забор делают из такого переплетения. И дешево (из подручного материала), и удобно в починке.

Tags: Мартыново, Ярославская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments