свободный от себя (me_frai) wrote in russiantowns,
свободный от себя
me_frai
russiantowns

Categories:

Котельнич

IMG_3418.JPG

IMG_3353.JPG



Котельнич - пятый город Кировской области и главный железнодорожный узел региона.
Когда едешь с запада, со стороны Шарьи, то довольно странно после глухих, совсем северных лесов северо-востока Костромской области видеть частые деревни и поля (пусть часто и зарастающие), которые начинаются в Шабалинском районе, километров за 80 до Котельнича.
А после самого Котельнича начинается ядро Кировской области, где сосредоточено больше половины населения, расположены почти все крупнейшие города и более 70% индустриального потенциала региона.

3. PICT5470.JPG


В этих местах с начала XII века существовал марийский городок Кокшаров - как и вся Вятка, эти места были заселены финно-угорскими племенами. В 1181 он был завоёван новгородцами и получил имя Котельнич; вообще, почти вся русская экспансия во внешний мир после завоевания большей части Руси монголами и до конца XV века была связана именно с жителями Новгородской земли. Отчасти - потому, что Новгород и Псков были меньше затронуты монгольским нашествием, отчасти из-за бедности почв на Северо-Западе Руси и связанного с этим большого количества не занятого в сельском хозяйстве мужского населения, свободного и предприимчивого.
Котельнич вместе с сейчас несуществующим Никулицыным стал первым русским поселением на Вятской земле, сам Киров (тогда Хлынов) был основан несколько позже.
К концу XVII века Котельнич было уже довольно большим поселением; в нём проживало более тысячи человек, проводилась Алексеевская ярмарка, со временем ставшая самой крупной на Вятке.
Однако, статус города Котельнич получил только в 1780 году, в рамках екатерининских городских реформ; это произошло в один город с несколькими другими вятскими городами (Малмыжем, Нолинском, Орловом, Слободским и Яранском).
В последующие десятилетия Котельнич был вполне рядовым уездным городом Российской империи; он выделялся разве что своим торговым оборотом. Положение несколько изменилось после 1905 г., когда через город прошла железная дорога Петербург - Вятка, соединившая столицу империи с Уралом и Сибирью.
В 1926 г. город был уничтожен сильным пожаром, что было уже довольно редким явлением по тем временам; несмотря на этот пожар и на не слишком большое внимание советской власти к архитектурным памятникам прошлого, в Котельниче сохранилось несколько дореволюционных зданий.

4. Котельнич.jpg

Есть несколько более-менее сохранившихся улиц в центре:

5. IMG_3358.JPG

Прежде всего - главная Советская улица, восточнее переходящая в дорогу на Киров:

6. IMG_3363.JPG

7. IMG_3375.JPG

Никольская церковь 1903 г.:

8. IMG_3374.JPG

Гостиный двор 1856 г. - видимо, старейшее сохранившееся здание в городе, малость перестроенное:

9. IMG_3354.JPG

Пара зданий в конструктивистском стиле, что довольно редко можно увидеть в районном центре - но Котельнич всё же как раз в те годы восстанавливали после сильного пожара:

10. IMG_3342.JPG

Но главная достопримечательность Котельнича - это, конечно, динозавры. Вблизи города было обнаружено огромное количество ископаемых пермского периода - одно из крупнейших подобных "месторождений" в мире. Посреди города есть динопарк с огромными скульптурами ящеров:

11. IMG_3435.JPG

Пусть этот самый Динопарк и не выполнен на самом высоком современном уровне, но для районного центра в бедном регионе это уже круто и необычно.
Ещё в городе есть филиал кировского Вятского палеонтологического музея, что уже совсем круто (палеонтологические музеи в России кроме Москвы, Кирова и Котельнича есть ещё только в Томске, амурском Благовещенске и селе Ундоры Ульяновской области.
Впрочем, я не был ни в кировском, ни в котельничском палеонтологических музеях и не могу ничего о них сказать.
А вообще - по вятской традиции - в Котельниче всё неплохо с музеями. Конечно, есть ещё краеведческий в одном из немногих исторических зданий. Ещё есть Вятский музей фотографии (который, судя по всему закрыт), ещё есть музей истории потребительской кооперации в Кировской области и музей учительской славы при школе №1 (но их можно посетить только по предварительной договорённости).
Кроме Динопарка, в Котельниче есть просто городской парк, гордо именующийся Городским садом:

12. IMG_3339.JPG

Совершенно обычно-показательный для райцентра.

13. IMG_3338.JPG

Ещё, конечно, нельзя забывать об обычном для Вятки ощущения машины времени.

14. IMG_3359.JPG

это 1950-е, но как если бы на Союз вдруг обрушилась атомная война:

15. IMG_3362.JPG

И вдруг булыжная мостовая:

16. IMG_3426.JPG

В целом - городок приятный, не такой интересный как Киров, Слободской или Яранск, но заметно интереснее среднего вятского городка.

17. IMG_3350.JPG

18. IMG_3351.JPG

19. IMG_3443.JPG

20. IMG_3446.JPG

Западнее железной дороги, где находится примерно 80% города - конструктивистский универмаг, Городской сад и основные спальные районы Котельнича:

21. IMG_3335.JPG

Тут не очень прижилась микрорайонная застройка, много где частный сектор, бараки и многоквартирные дома соседствуют:

22. IMG_3333.JPG

Западно-котельничский дворик:

23. IMG_3330.JPG

Из крупнейших городов Кировской области Котельнич, пожалуй, имеет самый северный вид - благодаря баракам.
Советские звёзды незаметно переходят в российские в честь 70-летия Победы:

24. IMG_3329.JPG

Главный въезд в город с запада:

25. IMG_3323.JPG

Цельные кварталы пятиэтажек есть только на улице Победы в юго-западной части города.
Соединяет две части города та же главная Советская улица, изящная ныряющая под железную дорогу:

26. IMG_3344.JPG

Восточнее железнодорожного моста через Вятку расположен исторический центр, частный сектор и отдельные пятиэтажки:

27. IMG_3386.JPG

Восточно-котельничский дворик:

28. IMG_3387.JPG

Река Вятка в городе:

29. IMG_3394.JPG

Общий вид города с реки:

30. IMG_3399.JPG

Как это обычно бывает в России, с набережной тут не очень - зато купаться можно прямо в центре.

Несмотря на выгодное экономико-географическое положение (узел железных и автомобильных дорог, относительная близость к столице региона) и не полностью умершую промышленность, убыль населения в Котельниче - почти самая большая в Кировской области, больше она только в совсем уж маленьком городе Мураши.

31. IMG_3365.JPG

32. IMG_3376.JPG

За постсоветские годы население Котельнича сократилось более чем на треть (с 37 до 24 тысяч), что в полтора раза выше, чем в среднем по Кировской области - впрочем, в Котельниче до 1992 года население росло, а в Кировской области, как и почти во всех нечернозёмных регионах Европейской России, оно уменьшается с 1950-х годов.

33. IMG_3349.JPG

Станция Котельнич I - одна из крупнейших в Кировской области, если не крупнейшая: здесь соединяются подходящее с юга Новое направление Транссиба и подходящее с запада Северное направление.

34. IMG_3317.JPG

35. IMG_3397.JPG

36. IMG_3460.JPG

Новый, но не самый некрасивый котельничский вокзал:

37. IMG_3465.JPG

Особенно на солнце после ливня:

38. IMG_3471.JPG

Рядом с ним - автовокзал, но это редкий случай, когда я могу честно сказать, что железнодорожный транспорт тут на первом месте:)

Прямо на станционные пути выходит мемориал погибшим в эвакуации - через Котельнич проходила часть эшеклонов с эвакуируемыми из Москвы и большая часть эвакуируемых ленинградских блокадников:

39. IMG_3462.JPG


Неудивительно, что в депрессивном 24-тысячном Котельниче работа значительной части населения связана с железнодорожным транспортом - механический завод работает далеко не на полную мощность, деревообрабатывающие предприятия, кирпичный завод и мебельная фабрика не создают столько рабочих мест.
Tags: Кировская область, Котельнич
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment