свободный от себя (me_frai) wrote in russiantowns,
свободный от себя
me_frai
russiantowns

Category:

Кинешма

IMG_2949.JPG

P1740449.JPG



Кинешма - очень древнее поселение для выросшей на промышленном подъёме конца XIX - начала XX века Ивановской области: первое упоминание о ней относится к XV веку. Впрочем, в последующие века Кинешма была хоть и большим и богатым, но сельским поселением (слободой). Городской статус Кинешма получила только в 1777 году в рамках екатерининских городских реформ; впрочем к тому времени она уже была уездным центром с несколькими каменными церквями, большими пристанями на Волге и первой полотняной мануфактурой. Тем не менее, в столь изобилующем городами сейчас регионе раньше Шуи городской статус получили только Юрьевец и Шуя.
В XIX веке по мере развития текстильного промысла на северо-востоке Центральной России Кинешма становится одним из главных пунктов вывоза продукции; к середине столетия она становится вторым по населению городом на территории современной Ивановской области после Шуи. Помимо волжской торговли, в городе развивалось и собственное текстильное производство.
Развитие города ускорилось после открытия в 1871 году железной дороги на Иваново-Вознесенск и Александров, после чего Кинешма стала речным портом уже в масштабах всей Средней полосы.
Уже к революции 1917 года Кинешма обладала довольно диверсифицированной по меркам Ивановской области промышленностью: в городе была представлена не только текстильная отрасль. Во многом благодаря этому развитие Кинешмы не остановилось к середине XX веку с упадком старопромышленных районов, как это произошло почти со всеми городами Ивановщины. Город рос вплоть до середины 1980-х годов, даже строились новые предприятия.
Кинешма в позднесоветские времена была уже довольно крупным городом, и здесь успело развиться машиностроение и немного химической промышленности, благодаря чему город в постсоветское время по меркам Ивановщины не очень пострадал от депопуляции. Население города за 30 лет уменьшилось меньше чем на 15% - с 105 до 85 тыс.чел; в Ивановской области этот показатель меньше только в самом Иваново, в Кохме, Шуе и Тейково.

3. P1740491.JPG

Интересно, что к середине XX века Кинешма, лежащие западнее текстильные Наволоки и расположенный на правом берегу Волги химический Заволжск образовали настоящую агломерацию; к концу 1980-х годов её население приближалось к 150 тыс. чел. Это уникальный пример агломерации, сформировавшейся не вокруг регионального центра, не в шахтёрском районе и не в курортной местности. В России таких из таких "провинциальных агломераций" я припомню только Набережные Челны с Елабугой и Нижнекамском и некоторые промышленные узлы-кластеры Урала. В постсоветское время начался значительный отток населения с периферии агломерации в Кинешму; именно Заволжску и Наволокам Кинешма во многом обязана относительно небольшой убылью населения в постсоветское время.

Кинешма - это такая смесь текстильного краснокирпичного застрявшего в прошлом ивановского фабричного города и классицистического бело-зелёного верхневолжского города в духе Островского. Кинешма - это то место где две эти сущности, обе приятные и весьма старомодные, пересекаются. Сочетание старых текстильных фабрик с колокольнями и особняками и бульварами над Волгой есть и в Костроме. Но Кострома, внезапно, более самобытна и меньше похожа на этакий хрестоматийный волжский город.
В план достопримечательностей Кинешма - самый разнообразный город региона: застройка верхневолжского купеческого города в центре, старые фабрики и усадьбы фабрикантов западнее и восточнее, выше и ниже по течению Волги.

4. Кинешма.jpg

Я толком не был в Кинешме во время своего последнего путешествия на восток, и поэтому почти все впечатления - из июля 2013 года. Мы приехали в город автостопом с востока, из Юрьевца, и попали сразу почти в центр, минуя краснокирпичный комплекс текстильного комбината "Томна".
Кинешемская периферия - это такая типичная для городов Ивановской области смесь старых промзон, ещё более старых церквей и частного сектора, многоэтажная застройка есть только в центре и кое-где на западе; не исключение и восточные районы.

5. P1740435.JPG

Ощущение машины времени - хотя и не такое сильное, как в Вичуге:

6. P1740429.JPG

Многочисленные речки, впадающие в Волгу - их устья теперь затоплены Горьковским водохранилищем; они делают город ещё живописнее и интереснее. Они же ещё больше увеличивают запутанность городской планировки, неравномерность застройки и несвязность городских районов, столь обычную для России - мостов мало. В первую очередь это относится к речке Кинешемке, у слияния которой с Волгой и был основан центр города:

7. P1740439.JPG

Фактически, проехать из западных районов Кинешмы в восточные можно только через центр города.
Из-за обилия частного сектора, речек, старых промзон и пустырей Кинешма вообще получилась довольно разбросанной и обширной по территории - город вытянут вдоль Волги более чем на 10 километров, кое-где простираясь от Волги на юг километра на 4.
Никольский мост, соединяющий центр города с восточной периферией:

8. P1740444.JPG

Он выглядит как наследие индустриального подъёма начала прошлого века (похож на уменьшенную копию моста Белелюбского в Боровичах). Но он появился здесь только в 1958 году - до этого мост был деревянным. Архаичность облика моста (даже по меркам застрявшей в середине прошлого века Ивановщины) делает вполне понятными слухи о том, что его якобы вывезли из Германии.
За мостом - главная площадь Революции с памятником Фёдору Боборыкину (кинешемский воевода, собравший местное ополчение в Смутное время):

9. P1740455.JPG

Собственно, это единственная крупная площадь в городе, поэтому её чаще называют просто Площадь. Она необычна тем, что расположена не на ровной поверхности, а довольно круто поднимается от низменной стрелки Волги и Кинешемки к холму, на котором расположен исторический центр.

10. P1740454.JPG

11. P1740461.JPG

Необычна она и своей сложной формой, больше всего похожей на букву "Г": на ней умещается два сквера, один из которых с фонтаном;

12. P1740452.JPG

Городской рынок северо-восточнее площади, старые Красные торговые ряды напротив;

13. P1740465.JPG

Главная автобусная остановка, через которую проходят 12 из 14 кинешемских городских автобусных маршрутов;

14. P1740451.JPG

Автобусный транспорт в городе более-менее сохранился - ПАЗики ходят регулярно и гораздо лучше маршруток.

15. P1740489.JPG

Сейчас со своими городами-спутниками Заволжском и Наволоками Кинешма связана только автобусами, что ещё больше увеличивает загрузку этого вида транспорта в городе.
Забавно, что в бедной Ивановской области с городским транспортом лучше, чем в более богатой Тверской или Владимирской.

И, наконец, на площади находится речной вокзал, в прошлом игравший огромную роль в любом волжском городе:

16. P1740457.JPG

Кинешемский речной вокзал, примыкающий к площади с севера - один из самых невыразительных на Волге:

17. P1740463.JPG

В прошлом пассажирские перевозки по Волге играли в волжских городах большую роль, чем железнодорожные, но в дальнейшем по мере дальнейшего развития наземного транспорта их значение упало. После сокращения субсидий в постсоветское время они постепенно стали отмирать; в Кинешме регулярные речные перевозки дожили до 2009 года - во многом благодаря тому, что вплоть до 2003 года не было моста через Волгу и единственным способом добраться в соседний Заволжск был паром. Сейчас существуют только нерегулярные летние прогулочные рейсы; есть сведения, что в августе 2015 г. возобновились рейсы на скоростных судах через Плёс до Костромы.

18. P1740467.JPG

От площади Революции мы направились наверх, в исторический центр, который располагается на холме на перешейке между Волгой и Кинешемкой, между устьем Кинешемки на востоке и устьем Казохи на западе.

19. P1740200.JPG

20. P1740469.JPG

Комплекс Троицкого и Успенского соборов с колокольней - ядро и композиционный центр кинешемского Старого города.
Он в Кинешме невелик (13 кварталов), но целен - большая часть зданий дореволюционные.

21. P1740474.JPG

22. P1740485.JPG

23. P1740481.JPG

Это и есть та старая доиндустриальная Кинешма с непременным Волжским бульваром-набережной:

24. P1740476.JPG

Вообще, набережная - это главная особенность волжских городов. Как известно, в России города к реке редко поворачиваются лицом, чаще соприкасаясь с ней совсем другим местом со всеми его гаражами, промзонами и свалками.
На высоких волжских берегах же с царских времён строили набережные, часто с несколькими уровнями: наверху прогулочный бульвар, на котором традиционно были расположены лучшие дома города;

25. P1740475.JPG

внизу пристани и дебаркадеры;

26. P1740498.JPG

В Кинешме примерно в середине Волжского бульвара - небольшая безымянная площадь с памятником Ленину, который на удивление хорошо вписался в исторический ландшафт:

27. P1740482.JPG

Небольшой храм Вознесения в западной части центра выглядит гораздо древнее соборов, хотя построен примерно в то же время (вторая половина XVIII века):

28. P1740494.JPG

Он похож на древние ярославские храмы - как и многие старые церкви верхневолжских городов.
Севернее, между храмом и Волжским бульваром, расположена тихая Театральная площадь с бюстом Островского:

29. P1740496.JPG

Дело в том, что усадьба Щелыково находится за Волгой всего в 30 км севернее Кинешмы, и Островский часто бывал в городе (недаром Кинешма похожа на города из его пьес). Театр в городе - один из старейших в провинции, он был создан в 1896 году при участии семьи драматурга. Здание театра - позднесоветское, но не самое уродливое; это единственное большое новое здание в историческом центре Кинешмы:

30. P1740495.JPG


Южнее Театральной площади - сквер Василевского с памятником маршалу:

31. P1740503.JPG

Примерно там же - большое здание в стиле конструктивизма:

32. P1740506.JPG

Этот стиль обычен для самого Иванова и многих старопромышленных городов области, но не для Кинешмы.
Западнее сквера - пара кварталов серых пятиэтажек на месте старой деревянной застройки; где-то между ними затерялась Сретенская церковь 1770-х годов постройки, до которой я не добрался.
С юго-запада к историческому центру примыкает парк Культуры и Отдыха имени 35-летия Победы, некогда просто Сосновый бор.

33. P1740507.JPG

Сосен там и сейчас немало; этот парк на высоком левом берегу Кинешемки - очень большой для районного центра, и для областного немаленький; я не удивлюсь если это самый большой городской парк в регионе. При этом он местами совсем не запущенный, что нечасто встречается:

34. P1740509.JPG

Если пересечь северную часть парка, можно незаметно выйти к комплексу кинешемских вокзалов.

35. P1740512.JPG

Самое поразительное, что красивое старое здание на переднем плане - это автовокзал, а более чем неказистое позднесоветское на заднем - железнодорожный вокзал.
Здание автовокзала было построено как здание железнодорожного вокзала в 1870-х гг., когда сюда дотянули железнодорожную линию со стороны Москвы и Иванова.
Но старый вокзал был очень маленький и уже к концу 1970-х годов не справлялся даже со скромным кинешемским пассажиропотоком, и было построено новое здание. Но, видимо, строилось оно "на вырост ", в ожидании продления железной дороги за Волгу - до сих пор часть вокзальных помещений (то, что должно было стать залом ожидания) закрыта от пассажиров).
Автовокзал после этого не сразу, но всё же переехал в старое здание железнодорожного вокзала - старое здание автовокзала было деревянным и в не самом хорошем состоянии.

36. P1740515.JPG

Автовокзалы в нашей стране стали появляться поздно, начиная с конца 1950-х годов, и поэтому с недвижимостью им не очень везло; исключения, как правило - это автовокзалы, по той или иной причине получившие старые здание железнодорожных вокзалов (нечто подобное я видел в Азове).
А ивановская история продления железной дороги за Волгу - это отдельная и грустная история.
После падения значения грузоперевозок по Волге Ивановская область постепенно утрачивает транспортные транзитные функции и превращается в медвежий угол Центральной России. Мостов через Волгу нет, а заволжские районы региона (один из которых впоследствии отошёл Нижегородской области в том числе и по логистическим причинам) кое-как обходятся паромами.
Сложно же считать транзитным траффик из Петербурга в Верхнее Поволжье, лишь малая часть которого идёт через Текстильный край (через Москву быстрее, чем по старым тепловозным линиям Ивановщины).
Я подозреваю, что ощущение машины времени, ощущение, что ты попал в 1970-е или даже 1950-е годы, которое так часто возникает в Ивановской области (чаще я испытывал такое только на Вятке) - оно отчасти из-за этой транспортной изолированности.
Но, так или иначе, с середины 1970-х годов начал проектироваться мост в Кинешме, который призван был в том числе включить регион в транзитные пассажиро- и грузопотоки. Мост должен был быть совмещённым автомобильно-железнодорожным, и образующийся ход Александров - Иваново - Кинешма - Островское - Галич мог стать альтернативным (хотя и второстепенным) элементом Транссиба.
Но мост начали строить только в 1986 г., к развалу Союза не успели. В итоге достроили к 2003 г., но в целях удешевления и ввиду общего упадка железнодорожного транспорта - только в автодорожном варианте.

37. P1740186.JPG

Центральный вокзал в Кинешме в любом случае остался бы тупиковым (поезда бы поворачивали на мост от планируемой станции Кинешма-3), но транзитные поезда увеличили бы значение города и даже, может быть, оживили бы городскую экономику. А так - железная дорога Волгу так и не пересекла, траффик на подведённой с севера линии Островское - Заволжск только грузовой и очень маленький. Транзитные автомобильные потоки через Кинешму тоже не особенно идут: дорога узкая, в Иваново нет объездной, а участок за Заволжском до недавнего времени славился своими ямами и колдобинами.
Такая вот грустная история.
Но есть в Кинешме в отношении междугороднего транспорта и хорошее. Через город проходит вертолётная пассажирская линия Кострома - Кинешма - северо-восточная заволжская периферия Ивановской области - Юрьевец, одна из последних оставшихся в стране дотируемых недорогих линий малой авиации. В том же июле 13 года я воспользовался услугами старого вертолёта и долетел от Костромы до Юрьевца через Кинешму транзитом по цене автобуса (описание полёта). Аэропорт (точнее, аэрополе) в Кинешме находится на юго-восточной окраине города и связан с остальными районами автобусным маршрутом.
Увы, так я и не добрался до западной периферии города. Там кроме единственного в городе многоэтажного спального района находится ещё немного старопромышленной индустриальной архитектуры, а также усадьба фабрикантов Севрюговых.
Что-то очень много текста получилось, извините.
О Заволжске - в следующей части.
Tags: Ивановская область, Кинешма
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments