свободный от себя (me_frai) wrote in russiantowns,
свободный от себя
me_frai
russiantowns

Categories:

Псков: за пределами центра-1

IMG_2138.JPG



Привокзалье и Завокзалье.jpg

Не имеющий устоявшегося названия район между юго-восточной городской стеной и вокзалом - фактически, самый старый район массовой жилой застройки в городе.

3. IMG_0029.JPG

Отдельные здания вдоль Октябрьского проспекта, тогда Кохановского бульвара, появились ещё до революции.
Однако, массовая застройка этих мест началась вскоре после войны в стиле сталинского ампира, она поначалу также была сосредоточена вдоль основной магистрали - Октябрьского проспекта:

4. IMG_0044.JPG

Позже в этом районе появились хрущёвки (ближе к железнодорожному вокзалу и вдоль улицы Фабрициуса):

5. IMG_0030.JPG

И один квартал севернее Октябрьского проспекта:

6. IMG_1782.JPG

В 1970-е - 1980-е годы здесь строились жилые "брежневки" высотой до 12 этажей.

7. IMG_0028.JPG

Уютные, зелёные, в меру благоустроенные дворы - вполне такой средний не самый новый советский жилой район:

8. IMG_0046.JPG

Однако, параллельно посреди жилых кварталов появлялись и нежилые объекты - небольшие промзоны (Псковский электрометаллургический JRод, завод "Псковвтормет", стадион "Машиностроитель", больничный комплекс на Кузнецкой).
Северо-восточнее Октябрьского проспекта в советское время сформировалась ещё одна небольшая промзона, которая сейчас в процессе джентрификации частично превратилась в один из центров торговли в Пскове (ТК "Максимус", магазин "Эльдорадо").
Район, таким образом, не стал полноценным спальным, тут не сформировалось микрорайонов, он стал совершенно по-псковски неоднородным и мозаичным:

9. IMG_0056.JPG

10. IMG_0048.JPG

В довершение разнообразия - на севере, у границы со Старым городом находятся корпуса Псковского Государственного университета.
Как видно, здесь не очень много достопримечательностей.
Пожалуй, единственный по-настоящему интересный объект - историческое здание железнодорожного вокзала:
Оно знаменито тем, что именно здесь Николай II в марте 1917 года отрёкся от престола; в 2003 году в память об этом событии перед вокзалом была построена часовня.
В расположенном между железнодорожным и автовокзалом сквере - редкий в нашей стране памятник героям Первой мировой:

11. IMG_0035.JPG

И расположенный через улицу Псковский железнодорожный музей:

12. IMG_0036.JPG

Честно говоря, музей не то чтобы скучный, но и не то чтобы очень интересный. Не любители железнодорожного транспорта могут остаться не очень довольны его посещением.
Ещё до революции, в 1913 году, на Кузнецкой улице прямо за городскими стенами была построена Псковская городская больница - сейчас в этом здании располагается 1-я городская детская поликлиника. Судя по фотографиям в интернете, здание было сильно перестроено и сейчас больше напоминает то, что строили в первые послевоенные годы; сам я, к сожалению, до него не добрался.
Также можно отметить единичные дореволюционные дома между сталинками Октябрьского проспекта:

13. IMG_1776.JPG

Ещё к достопримечательностям можно отнести кинотеатр "Победа" - пожалуй, самое красивое сталинское здание города, построенное ещё в 1939 году и восстановленное потом пленными немцами:

14. IMG_1743.JPG

Кинотеатр находится на границе Старого города, там, где Октябрьский проспект пересекает парк культуры им. Пушкина и городские стены.
На юго-западе района Между Старым Городом И Железной Дорогой, прямо за городской стеной - площадь Победы с типовым ДК послевоенного времени (сейчас в нём Городской культурный центр):

15. IMG_1884.JPG

Такие ДК я видел во многих городах - в частности, в Сафоново, Новочеркасске.
Советская улица, которая выходит на площадь из исторического центра, продолжается дальше на юг, уходит в промзону и через несколько километров выходит на трассу Петербург - Киев в отдалённом псковском районе Череха. Там находится одна из десантных воинских частей и памятник погибшим десантникам (см. один из следующих постов про окрестности Пскова).
Ещё юго-западнее, ближе к реке находится площадь Героев-Десантников:

16. IMG_1910.JPG

С неё можно попасть непосредственно на построенный в 1967 году мост 50-летия Октября через Великую, по которому можно попасть из района вокзала в Завеличье минуя центр.

17. IMG_1923.JPG

Великая тут не такая благоустроенная, как Пскова, но по состоянию на май 2014 года что-то делалось в этом направлении - по крайней мере непосредственно под городскими стенами:

18. IMG_1911.JPG

Особняком стоят смежные с привокзальным районом кварталы на севере, между рекой Псковой и улицей Плехановский посад.
Это остатки старого псковского пригорода (Петровского, или Плехановского посада) - тут осталось много старых частных домов.
Сохранилась редкая в каменном Пскове деревянная Варваринская церковь XVII века:

19. IMG_1829.JPG

Старое Дмитриевское кладбище с одноимённой церковью, и даже католический костёл. Интересно, что здание костёла в Пскове новое - несмотря на то, что здание, в котором костёл находился до революции, сохранилось (оно находится в историческом центре, на пересечении улицы Свердлова и Музейного переулка). А на месте современного костёла до революции находилось еврейское кладбище. Фактически, бывший Петровский посад - это часть отделённого от него рекой Запсковья (Царёва гора), с таким же старым частным сектором, запутанной планировкой и церквями на холмах:

20. IMG_1792.JPG

Тянущаяся от устья вдоль Псковы парковая зона здесь уже заканчивается, но вдоль реки сохранился незастроенный и даже не очень замусоренный луг, по которому почти везде можно пройти:

21. IMG_1790.JPG

Восточнее Плехановского посада, между рекой Псковой и железной дорогой, находится Любятово - в прошлом пригород, а теперь просто ещё один отдалённый район города; туда я так и не добрался, только проезжал транзитом.
На тамошнем кладбище - церковь Николая Чудотворца XVI-XVII веков, но гораздо больше Любятово известно своими подушечками, которые производятся на местной крекерной фабрике "Юнайтед Бейкерс - Псков", расположенной в небольшой промзоне у железной дороги.
За вокзалом лежит самый непримечательный, трущобный и во многом самый архаичный район города, состоящий из железнодорожных путей, промзон и частного сектора; только в отдалённой части (микрорайон Кресты) есть квартал многоквартирных домов. В принципе, его так и называют - Завокзалье.
С юго-востока он ограничен Псковским международным аэропортом - видимо, это одна из причин, по которому на востоке и юго-востоке города так и не появилось многоэтажных микрорайонов (просто нет места).
Этот район я практически не посещал, в основном проезжая его транзитом по Крестовскому шоссе, которое соединяет Октябрьский проспект, вокзал и центр города с трассой Петербург - Киев, по которой кроме этих двух городов можно добраться и до Москвы, и до Минска, и до Новгорода.
Кроме Крестовского шоссе, в районе нет более-менее благоустроенных улиц или даже улиц с движением общественного транспорта; планировка запутана и осложнена многочисленными железнодорожными путями.
Фактически, единственное место, где я был в Завокзалье - это пересечение этого самого Крестовского шоссе с трассой.
(В закатных лучах просматривается главная городская перспектива - абсолютно прямое Крестовское шоссе и продолжающий его Октябрьский проспект, доходящий до кремля):

22. IMG_0793.JPG

Ещё тут, у перекрёстка, находится один из немногочисленных новых псковских храмов (что неудивительно, если учесть сколько старых):

23. IMG_0784.JPG

Кроме церкви, ещё у перекрёстка находится монумент в честь Первых побед Красной Армии
(1969 г.):

24. IMG_0803.JPG
Tags: Псков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments