Кирилл (kirill_moiseev) wrote in russiantowns,
Кирилл
kirill_moiseev
russiantowns

Касимов...Россия: мусульманский пласт истории города.

Оригинал взят у kirill_moiseev в Касимов...Россия: мусульманский пласт истории города.
1) В данном репортаже собран уникальный этнографическо-исторический материал об истории касимовских татар-суннитов и Касимовского ханства, вы также увидите мусульманскую мечеть 16-17 вв., усыпальницы ханов, сохранившиеся с 15 и 17 вв. Касимовское ханство существовало в 1452-1681гг., от которого сохранился субэтнос касимовских татар численностью 1100 человек (в конце XVIII века их было 5999 чел., в конце XIX века — 4764 чел.), их самоназвание- тат. qasıym tatarları, касыйм татарлары, кәчим татарлары. Но, сначала совершим экскурс в историю.
IMG_3937.jpeg

2) Касимов был основан в 1152 году Юрием Долгоруким, получив первое название -Городец Мещёрский и став приграничной крепостью Владимиро-Суздальского княжества. В 1376 году крепость разорена в ходе монголо-татарского набега, однако на этом месте вскоре отстраивают новый город, носивший название Новый Низовой Город. И вот тут начинается самое интересное.
В борьбе за московский престол великому князю Василию Тёмному большую помощь оказали татарские царевичи Касим и Якуб. В 1446 году они ушли из Казани на Русь, спасаясь от преследований своего брата Махмутека, который, убив отца и одного из родичей, захватил власть. За верность и важные услуги князь Василий пожаловал Касиму Низовой Городец в 1452 году. Так по княжьему указу в глубине мещёрских лесов возникло Касимовское ханство. В 1471 году город приобретает своё нынешнее название по имени хана Касима. . В связи с образованием в Мещерском крае Касимовского татарского ханства, столицей которого стал город Касимов, сюда прибыли татары из Крыма, Казани и других мест. Удельное Касимовское царство, которое находилось в прямой зависимости от великого князя московского, просуществовало более 200 лет.
IMG_4319.jpeg

3) Наиболее привилегированными сословиями в Касимовском ханстве были знать и духовенство, среди которых можно выделить: хан, карачаи (визири), беки и мурзы (князья). Также в состав привилегированного сословия входили аталыки (уважаемые и почитаемые люди), имильдаши (дети князей), казыи (судьи), казаки(военное сословие).
Низшую ступень занимали дворцовые служащие (сокольничий, конюший и др).
Духовенство было одним из самых влиятельных сословий и состояло из: мулл (священники), хафизов (знатоки Корана), данишмендов (учителей). Все духовенство возглавляли сеиды. Примечательно, что сеид возглавлял особое воинское формирование — «Сеидов полк».
Основная масса податного населения состояла из торговцев, ремесленников, мелких землевладельцев и крестьян. Были даже и рабы в ограниченном количестве, до 16 веке в Касимове существовал невольничий рынок.
Вооружённые силы состояли из постоянного войска (казаки) и ополчения, которое собирало ханство в целях совершения военных походов. Все военные действия царство совершало вместе с войсками Русского государства.
К XVII веку идет процесс превращения бывших касимовских воинов в мирных торговцев и ремесленников.
Основу этнической группы составили финно-угорские и тюркские племена, обитавшие на землях Мещерского края еще до образования Касимовского ханства, а затем выходцы из Казани, Астрахани, Крыма, Сибири, казахских и ногайских орд, оседавшие на территории царства в течение XV—XVII вв.
IMG_4316.jpeg

4) После завоевания в 1552 году Иваном Грозным Казани в Касимов была сослана последняя правительница Казанского ханства — Сююмбике, которая спустя несколько лет и скончалась в этом городе. В 1681 году со смертью последней владелицы Касимова Фатимы-Султан, Касимовское царство (ханство) перестало существовать и было присоединено к дворцовым волостям. От периода касимовского царства в городе сохранилось несколько интересных строений: минарет времён царевича Касима, мечеть, два мавзолея (текии), в мавзолеях погребали татарских царей.
В XVII веке Касимов разделялся на 3 части: удел касимовских ханов и беков (Татарская слобода и Старый Посад); Ямская слобода (находилась в непосредственном подчинении Москвы), остальная часть города (в том числе Марфина слобода) управлялась касимовским воеводой.
IMG_4317.jpeg

5) Ханская мечеть (мечеть Касим-хана, тат. Xan məçete, Хан мәчете) — мечеть XVIII—XIX веков с минаретом XVI века в г. Касимов Рязанской области, памятник татарской культовой архитектуры. Двухэтажное здание с куполом в стиле классицизма с двухъярусным минаретом в виде невысокого цилиндра под стрельчатым куполом, поставленным на массивное основание. С 1930-х гг. здание используется в качестве музея.
IMG_4314.jpeg

6) По преданию, мечеть была построена первым правителем Касимовского ханства царевичем Касимом в XV веке. По другим данным, например, согласно произведению придворного летописца хана Ураз-Мухаммеда, Кадыр-Али бия, была построена ханом Шах-Али, то есть в середине XVI века. От древней постройки сохранился лишь каменный минарет. Здание кирпичной мечети было разрушено в 1702 г. по приказу Петра I, который, по преданию, во время плавания по Оке принял мечеть за церковь и перекрестился на неё
IMG_4315.jpeg

7) В 1768 г. на старом фундаменте вплотную к старому минарету (видимо, сохранённому в качестве дозорной вышки) по разрешению и именному указу Екатерины II усилиями Бектемира сеида и его сына Бурхана сеида Шакуловых, Ибрагима мурзы Чанышева и др. было построено из камня одноэтажное здание мечети, крытое четырёхскатной тесовой крышей.
IMG_4318.jpeg

8). Об этом свидетельствует текст указа царицы Екатерины II: «Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской из Касимовской Воеводской канцелярии города Касимова Татарской слободы сотнику Сеит-Бектемирову сыну Шакулову. — Сего 1768 года февраля 13-го дня в присланном от Его Превосходительства г-на генерал-майора и кавалера и Воронежской губернии губернатора Алексея Михайловича Маслова в Касимовскую Воеводскую канцелярию предложении написано: Ея Императорское Величество имянным изустным ему указом сего месяца 18 числа, высочайше повелеть соизволила, по прошению города Касимова мурзы Ибрагима Чанышева, Бурхая Шакулова, построить в том городе Татарам для молитвы их мечеть; объявя сие Ея Императорскаго Величества повеление, Касимовской Воеводской канцелярии рекомендует во исполнение онаго, города Касимова Татарам ту мечеть строить позволить, и препятствия в том им не чинить; и во исполнение онаго предложения в Касимовской Воеводской канцелярии определено: с прописанием онаго к тебе Шакулову послать указом объявить, что онаго города Касимова Татарам ту мечеть строить позволяется, и тебе Шакулову учинить о том по сему Ея Императорскаго Величеству указу. Апреля 9 дня 1768 года (№ 355)».
IMG_4320.jpeg

9) На стене мечети над дверью вделан камень с надписью на старотатарском. Её перевод заключается в следующем:
«1182 (1768) года эту мечеть в месяце раби-эль-аввале (июнь — июль) соорудили: Бектемир сеид, Бурхан сеид, Ибрагим мурза Чанышев, Абдулла мурза, Муса сеид, Мустафа сеид, Сулейман мурза, Темир-Булат сеид, Юсуф мурза Чанышев, Муртаза сеид, Мухаммед сеид, Ибрагим мурза Максютов, Якуб мурза, Муса мурза Девлетгильдеевы, Юсуф мурза, Ибрагим мурза Максютовы, Мустафа мурза, Темир-Булат сеид Шакулов».
IMG_4321.jpeg

10) Скульптура татарского хана Касима (прототипом ему послужил известный касимовский писатель-краевед Владимир Акимов), символизирующая единство христианства и ислама в городе.
IMG_4313.jpeg

11) Текие́ Шах-Али́ ха́на (тат. Şahğali xan təkiəse, Шаһгали́ хан тәкиясе́) — усыпальница Шах-Али хана в городе Касимове Рязанской области России. Памятник средневековой архитектуры. Построено в 1556 году. Усыпальница представляет собой двухкамерное сооружение из белого камня со сводчатыми перекрытиями, построенными из кирпича, а также интересными арочными проемами.
IMG_4323.jpeg

12) Высота здания составляет около 5 метров, размеры 13,5 на 8,5 метров.
В мавзолее есть две комнаты: большая – это место для захоронения, там покоится Текие хан Шах Али, его супруга и некоторые родственники, а маленькая необходима для поминовения, чтения Корана. Надгробные камни плохо сохранились до наших дней. Правда, уже в 19 веке, во время проведения реставрационных работ, камни выглядели достаточно плохо, но пострадали они не столько от времени, сколько от руки человека.
Над дверью, ведущей в большую комнату, можно увидеть надпись в две строки. Одна гласит о том, что строителем этого мавзолея является Шах-Али-хан – сын Шейх-Аулиара-султана. Время постройки мавзолея – еще при жизни хана. Вторая же надпись гласит о том, что нет в мире никакого бога, кроме Аллаха.
IMG_4328.jpeg

13) Кастровское медресе в Касимове основано в 1808 г. по инициативе имама Ханской мечети Абдулвахита Исмагиловича Давликамова при финансовой поддержке богатых прихожан Ханской мечети, в т.ч. семьи Шакуловых. Оставаясь на протяжении более ста лет имам-хатыбами Ханской мечети, династия Давликамовых руководила деятельностью медресе. Особую роль в развитии Кастровского медресе сыграл сын основателя — Фазлулла Абдулвахитович Давликамов, избранный вторым имамом Ханской мечети в 1827 г. При первых Давликамовых медресе располагалось в их собственном доме.
Название медресе связано с тем, что с 1868 г. попечителем медресе стал представитель богатой татарской семьи Сайфулла Мурсалимович Кастров — владелец мерлушечного производства. В последующем семья Кастровых продолжала содержать медресе, построила здание, изображённое на фотографии. Они оплачивали жалованье преподавателям; на полном пансионе Кастровых жил многолетний преподаватель медресе Хасан Шамсутдинов и его семья. Финансовую помощь Кастровскому медресе оказывали и др. меценаты.
IMG_4312.jpeg

14) А вот до Текие́ Афга́н-Мухамме́д султа́на пришлось идти 3 км от окраины города, через грубокий овраг, речку, поле, поселковую дорогу с утками, индюшатами. Усталость сильнейшая была, но, когда увидел еле заметный ориентир на краю поля, с открывшимся вторым дыханием достиг цели.
IMG_4303.jpeg

15) Текие́ Афга́н-Мухамме́д султа́на (тат. Əfğənmөxəmmət soltan təkiəse, Әфганмөхәммә́т солта́н тәкиясе́) — усыпальница хорезмского царевича сына Араб Мухаммад-хана Афган-Мухаммед султана. Построена рязанскими мастерами в 1649 году по заказу его жены Алтын ханым, дочери хорезмского хана, шибанидаХаджи Мухаммад-хана (Хаджим султана). Двухкамерный мавзолей со сводчатыми перекрытиями в традициях татарского зодчества. Во внешнем декоре использованы элементы русского «кирпичного узорочья». Через три года здесь была похоронена и сама Алтын-ханым.
IMG_4298.jpeg

16) Текие Афган-Мухаммед султан – это единственное уцелевшее захоронение на старом кладбище, где нашли свой покой Фатима-Султан и Арслан – последние правители Касимовского ханства.
IMG_4296.jpeg

17)Усыпальница является типичным образцом татарского зодчества, но в наружном декоре хорошо проглядывается «кирпичное узорье» - типично русский прием кладки кирпича.
IMG_4297.jpeg

18)Текие был построен в 1649 году рязанскими мастерами по заказу Алтын ханым, жены захороненного в усыпальнице Афган-Мухаммед султана и дочери хорезмского хана.
IMG_4299.jpeg

19)В двухкамерном мавзолее сохранились три из четырех надгробий с арабской графикой, которая за долгие годы значительно износилась.
Под одним надгробьем покоится хорезмский служилый царевич Афган-Мухаммед султан, сын хивинского хана Араб Мухаммад-хана и младший брат хивинского хана Абулгази.
Под вторым надгробием покоятся останки жены Афган-Мухаммед султана Алтын ханым, которая и заказала усыпальницу, о чем свидетельствует табличка над входом в Текие.

IMG_4301.jpeg

20)
IMG_4300.jpeg

21)
IMG_4295.jpeg

22) В самом Касимове мы прогуляемся в следующей части.
IMG_4293.jpeg

Tags: Касимов, Рязанская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments