?

Log in

No account? Create an account
Железнодорожный (Gerdauen) Калининградская обл. - Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Железнодорожный (Gerdauen) Калининградская обл. [Aug. 26th, 2007|11:53 pm]
Города и веси России

russiantowns

[giss1585]
[Tags|, ]




фахверковые дома





костёл XIV век























Замок Gerdauen


замковые ворота


непонятное сооружение у подножия замковой горы



вид на мельницу со стороны замка










 во дворе


Гердауэн – Железнодорожный.

Как укрепленный пункт Бартии Гердауэн существовал задолго до тевтонского сражения. К моменту захвата крестоносцами крепости во время прусского восстания (1251 г.) ее название упоминается как «Гердавия», «Гирдове», «Гердаво». По хронике свое имя место и крепость получили по имени бартского вождя Гердава из рода Рендалия. Видимо вождь был неглуп и понял соотношение сил в тевтонско-прусском противостоянии. Во всяком случае, после падения крепости он «добровольно» принял христианство и даже добился от папы Иннокентия IV разрешение на постройку церкви у крепости. В более поздних хрониках он уже упоминается как «Святой Гердав», что возможно говорит о причислении его к лику святых. Вот так – из язычников в святые, такие уж были тогда времена.
В 1257 в Бартии было образовано орденское комтурство с центром в крепости Гердауэн (так она стала называться). В документе от 14 апреля 1257 года упоминается и первых комтур Гердауэна – Герникус де Альфред. То есть эта дата вполне может использоваться как дата основания Гердауэна.
В 1260 году Гердав подвигнулся было на основание у крепости города, но начавшееся второе прусское восстание перечеркнуло все его планы.
Гердав отличился и во время второго прусского восстания. Во-первых, он в отличие от многих принявших христианство пруссов не поддержал восставших. Более того, он выступил против предводителя восставших бартов Дивана. В свою очередь Диван повел бартов на Гердавию. Несмотря на стойкость защитников Гердауэна, скоро стало ясно, что крепость долго не продержится. Когда закончились запасы продовольствия, Гердав сам подпалил крепость и ринулся с воинами на прорыв окружения. Внезапность прорыва принесла ему успех, и большая часть воинов добралась до Кенигсберга.
Представители рода Рендалия появились в районе Гердауэна после подавления восстания. Поскольку в хрониках имя Гердава больше не употребляется, можно предположить, что он к тому времени умер или погиб в бою. Род Рендалия упоминается же в хрониках до 1336 года.
В начале XIV века орден решил восстановить укрепления в районе Гердауэна. По замыслу это должен был быть каменный замок с резиденцией комтура. На реке Омет (Стоговая) построили запруду и мельницу. Назначенный в 1315 году комтур Гердауэна Иоханнес фон Виннунген приступил к строительству замка. В день Святых Петра и Павла 1325 года замок был торжественно освящен. В память об этом событии на гербе Гердауэна были изображены Петр и Павел. Но к тому времени комтурство Гердауэн уже было упразднено, и замок стал резиденцией пфлегера. К слову и 1325 год также можно рассматривать как год образования нынешнего поселка Железнодорожный.
Первый раз показать свою мощь замок мог в 1347 году, когда к Гердауэну подошли войска великого князя литовского Ольгерда. Но литовское войско замок штурмовать не стало. Как часто было при таких набегах, литовцы сожгли окружающие деревни, истребили или взяли в плен не успевших спрятаться в замке жителей, захватили имущество и скот и убрались восвояси.
Еще в середине XIV века на холме напротив замка образовалось крупное поселение. В 1345 построили сохранившуюся до сих пор церковь. Население в Гердауэн все прибывало, и в 1398 году селение получило от гроссмейстера Конрада фон Юнгингена городское право. Дата и ныне отмечается как день рождения поселка, что, как говорилось выше, не совсем правомерно.
По договору о городском праве Гердауэн получил 66 земельных наделов. С 1398 по 1407 год развернулось большое строительство и концу этого периода все наделы были застроены. Некоторые из тех домов стоят до сих пор… Это едва ли не единственный населенный пункт, где сохранились жилые дома орденского периода. В 1406 году были достроены городские укрепления. Северная стена кирхи была укреплена и соединилась с городской стеной. Уникальные старые ворота, впоследствии расширенные в жилой дом, стоят до сих пор, но, к сожалению, этот памятник архитектуры находится в весьма плачевном состоянии. В Гердауэне примерно в конце XIV века был построен небольшой доминиканский монастырь.
Начавшаяся Великая война с поляками и литовцами (1407-11) не способствовала городскому процветанию. И до 1428 года о Гердауэне ничего не было слышно. В 1428 Гердауэн вошел в Прусский союз городов и начал борьбу за свободу от тевтонского диктата. Естественно, что масло в огонь подливало польско-литовское лобби. Не сумев окончательно разгромить орден в ходе Великой войны, поляки всячески способствовали его разрушению изнутри. В отличие от других прусских городов для Гердауэна эта борьба за свободу кончилась весьма неожиданно. Когда началась Тринадцатилетняя война ордена с Прусским союзом, то в качестве союзника ордена в Прибалтику был приглашен саксонский рыцарь-феодал Георг фон Шлибен со своим отрядом. Именно Шлибен в 1454 взял штурмом Гердауэн, за что получил его в наследную собственность. После окончания Тринадцатилетней войны в отличие от других Гердауэну не была возвращена свобода. Более того – в 1469 город лишился своего городского статуса. Забегая вперед, замечу, что городом Гердауэн стал вновь только в 1831 году.
В судьбе Гердауэна началась не самая светлая полоса. В 1485 Гердауэн был сожжен (почти полностью) вторгшимися в пределы орденского государства польскими отрядами. Жители быстро восстановили строения, но в 1585 в Гердауэне произошел сильнейший пожар, и восстанавливать строения пришлось вновь. Затем небольшие пожары происходили здесь регулярно. Наиболее известны пожары 1637 и 1665 года. В 1672 вновь упоминается замок Гердауэн. К этому времени замок был заброшен, необитаем и постепенно разрушался. Затем по Пруссии прокатилась страшная эпидемия чумы (1709-10). Тогда в Гердауэне умерла ровно половина жителей. Известна перепись населения, уцелевшего после чумы. В 1729 году в селении жило всего 813 человек. Из диковин того времени упоминается «плавучий остров» на озере Бактинзее. Предполагается, что это было сплетение корнями кустарников с нанесенным грунтом и выросшей травой. Остров имел размеры 4,5х1,5 метра, перемещался от дуновения ветра и был известен по всей Пруссии.
В Гердауэне в 1741 году родился один из великих людей Пруссии XVIII века, современник Канта, писатель-сатирик, драматург Теодор Готтлиб фон Гиппель. Наиболее известны его социально-философские труды «Брак» и «О гражданском воспитании». Гиппель дослужился до звания обербургомистра Кенигсберга и умер на этом посту в 1796.

_________________________________________________________
Гиппель (Хиппель) Теодор Готтлиб фон (1741-1796), директор королевской Уголовной коллегии (с 1780), правящий бургомистр (с 1780), обербургомистр (1782-96), писатель. Провел судебную реформу (1782) в ходе которой все три городских суда объединили в королевский городской суд, где руководящие посты заняли чиновники Его величества. Его регламентом от 28 июня 1783 года магистрат был сокращён до 12 человек, было упрощено делопроизводство и чётче определены компетенции. В 1796 купил земли на территории современного Центрального парка культуры и отдыха и проложил по ним хорошую дорогу. Анонимно издал две книги социально-критического содержания, вызвавшие большой интерес: «О браке» и «О бюргерском улучшении женщины», автор лирических стихов (под псевдонимами), романов «Жизненные пути по восходящей линии», «Зигзаги в жизни рыцаря от A до Z». Масон, член ложе «Трех корон». Похоронен на профессорском кладбище в Народном парке (сейчас зеленая зона между ул. Генерала Галицкого и Гвардейским проспектом.
_____________________________________________
В 1809 Гердауэн освободился от зависимости рода фон Шлибен и стал муниципальным образованием, правда, еще без городского статуса. В этот же год в Гердауэне по королевскому указу была проведена 4-я Прусская ярмарка. Наконец в 1822 в городе стали проводить политику «осовременивания»: засыпали городской ров, улицы привели в соответствие с требованием времени. К счастью, город избежал сноса средневековых строений, и любой житель области может, приехав в Железнодорожный, и сейчас прикоснуться к 600-летней старине.
Полученный (точнее, возвращенный) 1831 статус города принес свои изменения в жизнь Гердауэна. Город был включен в ряд экскурсионных маршрутов. Замок продан полковнику барону фон Ромбергу. Сын полковника Макс фон Ромберг поступил в духе нашего времени – снес в 1872 все средневековые строения и построил на их месте жилой дом. (Ну, ни свинья ли?). От орденского замка сохранились лишь старые подвалы. В 1882 имение на месте замка приобрел некто Альфред фон Янсон.
В 1872 закончили строительство железной дороги Инстербург (Черняховск) - Алленштайн (Ольштын), прошедшей через Гердауэн. Именно тогда Гердауэн стал «железнодорожным», но еще с маленькой буквы в написании.
Первая мировая война не обошла стороной Гердауэн. Центр города был сильно повреждён, некоторые дома горели. Требовали капремонта 75 домов, но не один из них не был снесён, а все были восстановлены. К 1921 году в городе уже нельзя было обнаружить следов войны. Каждый город Восточной Пруссии, подвергнутый разрушениям в ходе военных действий, имел своего города-покровителя в центральной Германии, помогавшего другому в послевоенные годы. Для Гердауэна это был город Рендсбург.
Обязательно нужно рассказать о зелёном наряде города. Поскольку центр оставался средневековым, то на узких улочках деревья не высаживались, озеленять город было очень сложно. Озеленены были только новые улицы, но в городской черте были созданы два лесопарковых массива: на западе Штадтфорст, 666 га, на востоке Киндерхофвальд с примыкающим замковым парком, (Kinderhofwald, Schlosspark) 1394 га. В 1917 году было закончено строительство узкоколейки (кляйнбана) в Растенбург.
К 1939 году в Гердауэне проживало 5118 жителей.
Вторая мировая война особого ущерба Гердауэну не нанесла. Все разрушения в городе нанесла не война, а произвол властей и равнодушие местных жителей к историческим памятникам. Сразу после войны в бывшей церкви был устроен склад, потом была снята черепица, затем пожар уничтожил деревянные перекрытия.
© Matrasoff
текст взят отсюда http://www.kaliningrad.ru/forum/index.php?showtopic=17544&mode=threaded&pid=367418

linkReply

Comments:
[User Picture]From: oroboros0
2007-08-26 08:12 pm (UTC)
Впечатление совершенно фантастическое, конечно...
Спасибо большое за фотографии и подробный рассказ, я про этот поселок пару лет назад видел передачу по телеку и все мечтаю туда добраться. Скажите как правильно это сделать (из Москвы)? До Калининграда - а оттуда как?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: giss1585
2007-08-26 08:33 pm (UTC)
До калининграда из москвы можно добраться поездом (Янтарь-1100р плацкарт, нефирменный поезд - 850р), либо самолётом (есть дешевые рейсы SkyExpress 1700-3100) от калининграда до железнодорожного ходит автобус, также можно добираться от черняховска автобусом, либо железнодорожным трамвайчиком(правда точно не знаю ходит ли он )
можно взять в калининграде на прокат автомобиль и добираться самостоятельно
однако, в связи с изменениями в законе о госгранице, возможно, потребуется пропуск от пограничников, если нет местной прописки. однако, неделю назад нам на пути погранцы не встретились, так что даж паспорта предъявлять не пришлось)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oroboros0
2007-08-26 08:50 pm (UTC)
О, спасибо! Отлично!
Раз теперь у меня есть такое исчерпывающее описание, то уже чувствую себя обязанным туда съездить :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oroboros0
2007-08-26 08:52 pm (UTC)
Чтож, так там все и разрушится, наверное? Средневековые дома в таком жутком состоянии..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: giss1585
2007-08-26 09:05 pm (UTC)
да к сожалению ни в местном, ни в областном бюджете денег на восстановление нет и не предвидится)
федеральному центру так вообще глубоко всё равно...а всего то надо десяток-полтора миллиона зелёных денег) и
дома уже проще построить заново, чем восстановить..
для фильмов про войну и декорации строить не надо - на 3 фотке - надпись на стене дома "САПЁРЫ"- буквально за 1-2 нед до нашей поездки здесь побывала съемочная группа и наследила на памятнике федерального значения доме 14 века постройки, снимали како-то фильм(вроде как "За несколько дней до весны" , в главной роли актер, что Васю Рогова играл)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oroboros0
2007-08-26 09:50 pm (UTC)
Да, удивительное у нас все-таки отношение к культурному и историческому наследию... Обсуждение этой темы какую-то безысходность рождает...

А я вот еще где информацию об этом месте выискал:
http://milovsky-gallery.albertina.ru/index_r.phtml
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oroboros0
2008-04-28 08:53 am (UTC)
В конце мая намечаю поездку по Калининградской области. Цель - посмотреть старые немецкие памятники, намерен заехать в Железнодорожный, Гусев, и пр. Времени на все будет максимум 10 дней.
Не поможете советом относительно того, как спланировать такую поездку? У меня есть несколько вопросов - если Вы не против на них ответить, могу написать сюда или на какой-нибудь другой адрес, чтобы пост не засорять...

Заранее спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: giss1585
2008-04-29 02:56 pm (UTC)
Конечно, пишите! Думаю, что в посте дополнительная информация не повредит)
С удовольствием отвечу!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oroboros0
2008-04-29 03:47 pm (UTC)
Спасибо, отлично! Тогда так:
1)Какие места стоит посетить (учитывая то, что у меня будет максимум 10 дней)? В "обязательном" списке у меня значатся Железнодорожный и Гусев. В первую очередь меня интересуют старые немецкие архитектурные памятники (замки, здания, водонапорные башни, мельницы, мосты).
2) Как составить маршрут? То есть имеет ли смысл бронировать гостиницу в Калининграде на весь период пребывания и возвращаться туда каждый день или можно пару раз заночевать в каких-то населенных пунктах, составить "транзитный" маршрут? Везде ли есть автобусное сообщение, есть ли проблемы с тем, чтобы куда-то добраться (или наоборот - выбраться поздно вечером)?
3) Сколько времени, с Вашей точки зрения, требуется для того, чтобы неспеша осмотреть и отснять основные достопримечательности тех же Гусева, Железнодорожного, Гвардейска и пр.?
4) Где лучше остановиться в Калининграде?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: giss1585
2008-04-29 05:15 pm (UTC)
* к сожалению, на счет калининграда ничего путного посоветовать не могу,
но вот тут можно что-нибудь посмотреть из гостиниц http://balthotel.ru/cities/kaliningrad/

* в принципе, за 1 день можно осмотреть 2 близко расположенных города Гусев-Черняховск, Правдинск-Железнодорожный, неман-советск.
те все в пределах 2 часов езды на автомобиле от Калининграда (до гусева -120, до советска - 120 км., советск-неман - 4 км, гусев-черняховск-озерск-нестеров - 25 км, гусев - советск -56 км) поэтому, по-моему, оптимальным вариантом, было остановиться в калининграде и взять на прокат машину.
что касается общественного транспорта, то из калининграда до черняховска ходит железнодорожный трамвайчик, утром и вечером, время в пути около 3 часов, + многочисленные автобусы и маршрутки.
до гусева из кгд - 150р - микроавтобус + большие автобусы(2-3ч в пути), примерно, по той же цене.

в северном(советск) и южном(багратионовск, правдинск, железнодорожный) направлении
автобусы тоже ходят, но как часто, к сожалению, не знаю.

* кстати, в приграничных районах(железнодорожный, багратионовск, правдинск, неман, оз Виштынецкое) иногда стоят посты погранцов, которые могут потребовать пропуск(точно не знаю где его можно выписать), но нас в том году нигде не разу не остановили.


другой вариант - провести 5-6 дней в Калининграде - за это время осмотреть близлежащие города(Гвардейск, Балтийск, Багратионовск, Правдинск, железнодорожный), побережье, и 4-5 дней в Гусеве или Черняховске с заездом в близлежащие населённые пункты(Озерск, Советск, Черняховск(или Гусев)

*в Список обязательных для посещения мест я бы добавил Черняховск и Советск там гораздо в большей мере сохранилась довоенная застройка, чем в Гусеве или Калининграде.
К тому же в черняховске и недалеко от Советска(4км) - в Немане сохранились развалины замков

Мост королевы Луизы в Советске
http://giss1585.livejournal.com/115729.html
http://www.radikal.ru/GALLERY/PageF4G.aspx?i=d675ac25e001481d83cae41f59ad38af


замок Инстенбург ( Черняховск)
http://community.livejournal.com/old_ostpreussen/10707.html

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oroboros0
2008-04-30 10:19 am (UTC)
Спасибо большое, очень полно и подробно! Наверное, разделение времени между Гусевым и Калининградом - оптимальное решение.

Я немного озадачен, конечно, темой пропусков. Как бы выяснить, где они берутся? Наверное можно спросит прямо там у местных (или в гостинице)?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: giss1585
2008-04-30 02:55 pm (UTC)
Если ехать на Виштинец, то пропуск можно получить в Нестерове, в офисе погранцов, а вот на счет Железнодорожного точно не знаю, но, наверное, у них же можно и туда, погранзона то одна.
в крайнем случае, думаю, можно договориться на месте,)

телефон нестеровских пограничников был у родителей где-то записан, сегодня вечером или завтра утром напишу в комментариях.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oroboros0
2008-04-30 06:57 pm (UTC)
Еще раз спасибо! Уже чувствую себя информационно подкованным :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: giss1585
2008-05-01 02:43 pm (UTC)
тел. пограничников в нестерове 8-(40144)-2-21-30
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oroboros0
2008-05-02 12:46 pm (UTC)
Спасибо!! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oroboros0
2008-06-06 07:34 pm (UTC)
Съездил в Калиниградскую область, много что удалось посмотреть за относительно короткий срок (10 дней), Ваша информация мне очень помогла, еще раз спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: giss1585
2008-06-07 06:31 am (UTC)
очень рад что информация пригодилась
буду следить за вашими фотозарисовками:)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ext_195581
2009-06-24 06:33 pm (UTC)

поездка в железнодорожный (Гердауэн)

Привет,
Мы собираемся поежать в Августе в Железнодорожный с приятелем который 1928 там родился. Точнее около 2-3 километра оттуда в Дамерау. Его фамилия Кнабе. Ему очень хочется вернуться в место его рождения один раз в этой жизни. Перед домом в котором он родился раньше стоял огромная липа, но её рубили за дрова после войны. Он обязательно хочет садить новое дерево на это место. Как вы думаете об этом?
с наилучшими пожеланиями из Германии
Роберт Терн и Хубертус Кнабе
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2010-10-09 05:58 pm (UTC)
Если кому интересно немного узнать о прокате автомобилей, добро пожаловать ко мне на страничку или можно перейти на калининградский сайт по адресу http://alisagold.ru. У нас демократичные цены и хорошие автомобили!
(Reply) (Thread)