laiptas (laiptas) wrote in russiantowns,
laiptas
laiptas
russiantowns

Categories:

Паневежис - 3




Эту часть про Паневежис можно назвать  - костёлы, церкви, синагоги и кенесы, также дома и улицы довоенного времени. В Паневежие жили люди разных религий, не только католики, православные, евреи но и караимы. В довоенное время Паневежис стал центром караимской общественной и культурной жизни. Великий князь Витовт их привёз из Крыма для охраны крепости Упите, второй по величине после Тракай, посколько здесь был направлен главный удар Ливонского ордена. Наверно ещё что то надо сказать про Паневежис, но как уже говорилось здесь родился известный философ Арвидас Шлёгерис, по тому можно обойтись и цитатой из него, которая довольно интересная и немного приоткрывает его мировоззрение.

"Главный акцент для меня это контур Паневежиса и устойчивая форма вещей; а всё это земля влившаяся в дома, деревья, и изгибы реки, перекрёстки, человеческие тела и даже очертание неба. И всё это окружает меня потрясающей статикой и тишиной. Статика: на родине главное то что не изменяется, или изменяется очень несущественно, и может самое главное на родине то что там больше всего постоянных вещей. За то так больно ранит всякие изменения контура Паневежиса. За последние двадцать лет около шоссе в Шяуляй возник новый  Паневежис из блоковых коробок. Для меня это не Паневежис. Все эти новые "микрорайоны" (ничего себе "микро") со своей неописуемо примитивной стереометрией для меня такие далёкие как небоскрёбы Чикаго или джунгли Верхней Вольты. В них есть что то летучее, что то декоративное, не настоящее и необязательное. Это маска города и город как маска. Панельный дом это гроб где похоронена мёртвое пространство. Этот морг пространства только имитирует дома и город. Вообще железобетонный ящик это только идеология дома, только декорация без субстанции и без индивидуальности.
За то всё на свои места ставит контуры старого города: красный костёл, старое кладбище, парк Скаистакалнис, рельеф старого русла реки и река. А здесь уже мною упомянута тишина. Странно, но мне совсем безразличны люди Паневежиса. Словно их даже нет. Не редко там еду чтобы убежать от них, которые все для меня расположились в абстрактном пейзаже Вильнюса. Именно Вильнюс открывает для меня человеческую часть бытия, а Паневежис - вещественную (и наверно потому божественную, сакральную). В родном городе имею только родителей, но разве родители люди? Как то неприлично называть их такой биологической абстракцией. Люди производит слишком много шума и само плохое что бессмысленного, глупого шума. Тишину всё ещё нахожу, даже теперь кода Паневежис так вырос.
Одна из самых больших несчастий нашей эпохи - это всё разрастающийся пустота среди "метрополии" и "провинции". Похожая несчастье настигла людей конца античного мира, когда подонки города Рима провозгласили тупоголовый и хвастливый лозунг: Urbi et orbi, Городу и миру! Только подумайте! В этих словах глоссит ханжество полуумков, и убогая имперское мышление, к которой привыкли и мы , пол века прожившие в советской империи, а теперь развращаемые фантомами "настоящей жизни" в мировых мегаполисах. Я не как не могу понять как можно любить то чего невозможно видеть, то что не видимо в принципе, только "глазом души". Это то же само что любить галактику Андромеды или бином Нютона. Надеюсь что Паневежис не когда не станет слишком большим и не станет вызывать страха или ненависти".












Музыкальные инструменты.


















На холме около церкви, находились могилы повстанцев 1863 г. Иногда это восстание ещё называет "польским восстанием", хотя не совсем понятно почему. Сами поляки его так не называют, язык тоже запрещён не польский а литовский. Священник Людвикас Монтвидас, который с 1860 г. строил новую церковь сослан в Сибирь, а сама церковь закончена только 1885 г.



Церковь св. апостолов Петра и Павла. Первая церковь и монастырь построена в 1507 г. Здесь начался город, школа около церкви действовала с  1528  до 1789 г. потом были пожары и разрушения, новую церковь начали строить 1860 г. Но после восстания  1863 г. священник Людвикас Монтвидас оказался в Сибири, строительный материал был конфискован. Закончить удалось только 1885 г.







































Монахиня разговаривает.



Ворота в старое кладбище города.



Какое то церковное заведение, возможно монастырь.












Старое кладбище Паневежиса.












Интересное надгробье, напоминает картину Чюрлёниса.












В самой старой части города не мало новых домов.



Очень интересный забор.









Довоенные улицы и дома.















Флаг Паневежиса.






Красиво украшен дом, наверно не мало экзотических цветов.









Дом на право наверно какой то довоенный завод.












Больница Паневежиса.





















Хирургическое отделение.





















Гимназия имени Витаутаса Ландсбергиса Жемкалниса, он и архитектор этого здания 1932 г. (гимназия для девушек), один из главных архитекторов довоенного Каунаса, а также отец известного политика Витаутаса Ландсбергиса.



Мемориальнаная доска известной поэтессе Саломея Нерис, которая то ли училась то ли учила здесь.Также здесь учился философ Арвидас Шлёгерис.















Скульптура в довоенный площади. Можно только гадать что заставляло людей тогда творить такие вещи. Хорошо хоть авангард какой то а не типовой официоз.










































Стадион.












Очень интересное довоенное здание. Епископский ректорат св. Марии. Церковь и монастырь в одном помещении. Теперь кроме монахов здесь находится залы и аудитории для семьи, юношества, молодёжи и других мероприятий, также находится орден Мальты и другие организации.


































































Гимназия имени епископа Казимерас Палтарокаса 1939 г. Строилась для нужд духовной семинарии, но при советско власти стала школой. Сам Казимерас Палтарокас первый епископ Паневежиса, очень образованный, деятельный человек, профессор каунасского университета ещё построил кафедральный собор Паневежиса.


















Самый странный дом Литвы, какая то совершенно запредельная архитектура и к тому же не по понятно как к этому дому подойти. Создаёт не много магическое впечатление.












Кафедральный собор Хрисат короля 1929 г. В 1860 году епископ Мотеюс Валанчюс начал приготовление к постройке новой католической церкви в Паневежисе, однако после подавления восстания 1863 года царское правительство запретило строительство новых католических церквей. В 1904 году получено разрешение на постройку новой церкви. Во время Первой мировой войны строительство заброшено. В 1926 г. принято решение перестроить недостроенную церковь св. Станислава в новый кафедральный собор, архитектурный проект здания был при этом существенно изменён[1]. 30 июня 1933 года новый собор был освящён во имя Христа Царя. Внутри находится интересные фрески, сделаны в тогдашнем национально романтическом духе. Фреска над пресвитерием изображает сцену явления Святого Казимира солдатам Великого княжества Литовского под Полоцком в 1518 году[3]. Главный алтарь расположен под богато декорированным киворием и украшен высокой статуей Христа Царя, авторства Юозаса Зикараса. Боковые алтари, посвящённые Пресвятой Деве Марии и Франциску Ассизскому, выполнены из резного дуба. Орган собора построен в 1931 году в Кёнигсберге и насчитывает три мануала.




































Пришёл священник.






Мученикам Литвы.
























Детский сад.









Довоенный дом.





















Еврейский дом, бывшая еврейская гимназия для девушек.


















Больница.






Здесь находилась караимская Кенеса. До войны Паневежис стал культурным и общественным центром караимов. В  XIV в. великий князь Витовт привёз караимов из Крыма для охраны северной границы Литвы, поскольку главный удар ливонского ордена был направлен именно здесь. До войны здесь также был караимский театр, библиотека, организация "Онромах". Также производилась разная проза, стихи, научные статьи. На пример известен такой поэт Шелумель Лопато (1904–1923). Во время первой мировой войны бежал в Крым, посещал духовную семинарию в Евпатории. И многие другие професора, педагоги, учёные.









Здесь тоже много довоенных домов.









Какое то административное здание.













































Кладбище советских солдат.






Храм в честь Воскресения Господня  1892 г.



Около церкви советский мемориал, в церковном дворе тоже советские могилы. Странное кладбище, дата на этом надгробье 1959 г. Только почему надо было погибать в этом году? Вооружённая резистенция в лесах Литвы кончилась в 1956 г. какая ещё может быть причина для друзей и однополчан, или дату поменяли, что тоже возможно.










































Один самых странных костёлов Литвы, св. Троицы 1803 г. Форма геометрически очень точная а башня невероятно пышная. Так случилось по тому что после восстания 1831 г. до 1918 г. костёл сделали православной церковью. (В советское время картинная галерея). Церковь имела не одну а ещё четыре византийские башни. Восстание 1831 г. тоже принято называть польским (ещё есть какая то "польско - шведская война"), хотя как после первого так и после второго следы остались во всей Литве, наверно такие широкие обобщения делает мир проще, легче становится оперировать разными "концепциями", литовский элемент аннулируется из исторического пространства. Но смысл, причины и следствия тоже у нас уходит и потом трудно становится понять от куда что и почему. Ведь этот Powstanie listopadowe, как называет поляки это тоже проявление духа времени, ответ всемирным, всеевропейским процессам, французская революция, американская и другие, требования свободы, равенства, братства, конституциия и так далее. После восстания многие церкви и монастыри были закрыты и стали выглядеть примерно так, и на эту стилизацию теперь можно смотреть как на своеобразный памятник тому периоду.






Здесь видно как башня построена около старого места. Около этой площади ещё находился монастырь Пияриев из камней, дворец, школа, кладбище и часовня, где собирались католики. После восстания 1863 г. кладбище была закрыта, часовня снесена и построена православная.












Мемориал жертвам репрессий.












Бывший дом епископа, теперь кажется тоже церковное принадлежность.



























Tags: Литва, Паневежис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments