galik_123 (galik_123) wrote in russiantowns,
galik_123
galik_123
russiantowns

Category:

По главной улице Рославля

Оригинал взят у galik_123 в По главной улице Рославля
DSCF5092.jpg

Чем больше узнаёшь про город Рославль, тем большее уважение и удивление вызывает его история. Во все времена Рославлю,  как и всей Смоленщине, приходилось брать на себя самые тяжёлые удары врагов. Много событий - трагических, связанных с частыми переходами города из одного подчинения в другое и, особенно с Великой Отечественной войной, пережил этот город. И несмотря на все эти события, чувствуется в этом городе и его жителях оптимизм, бойкость и какой-то кураж. В центре всегда многолюдно - много молодёжи и молодых семей с детьми, жизнь кипит, народ одет нарядно. В Доме культуры постоянно происходят какие-то выставки.
Рославль расположен в 123 км к юго-востоку от Смоленска и исторически является узлом железнодорожных линий и автомобильных дорог. На городском кольце пересекаются 4 направления: Смоленское, Брянское, Московское и Варшавское. Про вокзал и вагоно-ремонтный завод Рославля я уже рассказала и про Спасо-Преображенский мужской монастырь и мемориал памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны тоже. А теперь несколько центральных улиц, где хорошо сохранилась гражданская застройка.

1. У первого светофора на въезде в город со стороны Смоленска находится водонапорная башня, которая стала в некотором смысле символом города.

DSCF5095.jpg


2. Основан город около 1137 года смоленским князем Ростиславом как крепость на юго-западной границе Смоленского княжества под названием Ростиславль. Со временем название приобрело форму Рославль.
В 1376-1512 годы (с перерывом в 1500-1503) Рославль входил в состав Великого княжества Литовского.
В 1512 году был взят русскими войсками, в 1522 году отошёл к Московскому государству.
В 1610 году захвачен польским королём Сигизмундом III, вошёл в состав Смоленского воеводства Речи Посполитой.
С 1618 года по Деулинскому перемирию принадлежал Польше.
В 1623 году Рославль получил Магдебургское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм.
В состав русских земель Рославль был возвращён в 1654 году царём Алексеем Михайловичем в результате успешного военного похода. Вот такая бурная история!
На гербе города - в верхней части пушка, а в нижней - два улья. Так герб изображали на жалованных грамотах.
Старинный герб города Рославля

А в таком виде 10 октября 1780 года.императрицей Екатериной II был утвержден новый герб Рославля.

[​IMG]


3. Улица Пролетарская (бывшая Московская), дом 63 - в этом здании сейчас находится рославльский историко-художественный музей. А в XIX веке здесь была гостиница 1-го класса или Заставный дом, и с 1850 по 1871 год в ней неоднократно останавливался по дороге в своё родовое поместье в Брянской области великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. На здании музея есть памятная доска об этих событиях. Двухэтажное кирпичное здание расположено у пересечения двух улиц на склоне рельефа.

IMG_3966.jpg


4. Главный восточный фасад здания выходит на красную линию Пролетарской улицы, боковой северный, - одноэтажный. Это одно из интереснейших зданий города в стиле псевдоготики, возведенных в связи со строительством шоссе в 1850 году. В начале XX века. в здании размещалось городское внеклассное училище (во втором этаже) и мастерская (в первом).

IMG_3969.jpg


5. Если продолжить путь по улице Пролетарской, то сразу за поворотом открывается великолепный вид на Спасо-Преображенский мужской монастырь.

DSCF6984.jpg


[​IMG]


6. Начиная с XIX века бойкое положение города определялось тем, что в 1850 году через Рославль прошло Московско-Варшавское шоссе. А в 1856 году в уездном городе уже насчитывалось 6 церквей, 740 домов, 18 лавок. С проведением в 1868 году через Рославль Орловско-Витебской железной дороги были построены железнодорожные мастерские, паровозное депо и несколько промышленных предприятий. К 1917 году в Рославле было 29 фабрик и заводов, из них железнодорожные мастерские (ныне вагоноремонтный завод), несколько предприятий по переработке пеньки и производству бечевы, три маслобойных завода, три мукомольных, два кожевенных, мыловаренный, два экипажных и тринадцать кирпичных. С начала века сохранились здания локомотивного депо и несколько построек, относящихся к железнодорожным мастерским. Почти все промышленные объекты, дожившие до сороковых годов, были разрушены в оккупацию.
На старой фотографии - строительство Московско-Варшавского шоссе.




7. Двигаясь по бывшему Московско-Варшавскому шоссе, попадаем на участок центральной улицы города, где лучше всего сохранилась историческая застройка.

IMG_3835.jpg


8. На улице Пролетарской, 48  при пересечении с улицей Красина (на углу квартала) стоит хорошо сохранившийся жилой дом конца XIX века.  Главным западным фасадом он выходит на Пролетарскую улицу со сплошной линией застройки. Кирпичный двухэтажный на подвалах дом с магазином - своеобразный пример архитектуры периода эклектики.

DSCF5094.jpg


9. Земское ремесленное училище конца XIX - начала XX веков (улица Пролетарская, 46) расположено по красной линии улицы в ряду сплошной застройки и обращено к улице западным фасадом. Состоит из двух разновременных кирпичных корпусов с магазинами в нижних этажах. В правом вытянутом вдоль улицы, более раннем, был мануфактурный магазин А.С. Якобсона, в трехэтажном левом, поставленном перпендикулярно улице, кроме магазина помещалось женское ремесленное училище. Здание  - одно из наиболее ярких в застройке основной торговой улицы города.

DSCF5073.jpg


На рубеже веков...




10. Жилой дом (Пролетарская, 44) конца XIX века вытянут вдоль красной линии бывшего Московско-Варшавского шоссе, застроенного без разрывов. Двухэтажное кирпичное здание с подвалом - характерный для периода эклектики жилой дом с магазином.

DSCF5078.jpg


11. На углу Пролетарской и улицы Ленина - единственный трёхэтажный дом, который был в Рославле до революции. Это дом городского головы П.П. Карпачева. В 1892 году Карпачеву было присвоено звание Почётного гражданина города Рославля. Этот человек очень много сделал для организации образования в городе. Памятной доски на доме нет. К сожалению, утрачены ажурные кованные балконы, так украшавшие вид дома, сайдинг же смотрится неуместно.

DSCF5082.jpg


12. Главным храмом города и его украшением в начале XX века был Благовещенский собор. Он располагался на центральной базарной площади. Сейчас на месте храма находится памятник Ленину. К сожалению, нет даже памятной доски о том, что здесь был величественный собор. По сохранившимся описаниям, он представлял собой пятиглавый храм с трехъярусной колокольней, завершенной шпилем над четвериком с часами. Собор пострадал во время войны и был разобран в 50-е годы. На этом месте в ходе раскопок в 60-е годы прошлого века были обнаружены остатки фундамента каменной церкви XII века.

IMG_5217.jpg


12. На старой открытке справа видна колокольня этого собора.




13. Застройка центральной площади.

Панорама_без_названия1.jpg


14. У здания городской администрации.

IMG_5237.jpg


15. Торговые ряды на центральной площади.

IMG_5215.jpg


16. По улице Красина тоже хорошо сохранилась гражданская застройка XIX века. Очень наряден жилой дом купца  Миронова (улица Красина, 1). В оформлении фасадов и отделки интерьеров использованы элементы классицизма

IMG_3846.jpg


17. По улице Красина.

DSCF4939.jpg


18. Жилой дом купца Полозова (конец XIX - начало XX века) по улице Красина, 9. Расположен на пересечении двух улиц в ряду двухэтажной застройки. Двухэтажное с подвалом (в настоящее время засыпан) кирпичное здание - типичный образец купеческого дома. Сейчас в этом здании находится редакция газеты Рославльская правда.

DSCF4945.jpg


19. Сворачиваем на улицу Урицкого, а здесь тоже хорошенький домик. А значит, надо продолжить наши прогулки в поисках исторических зданий Рославля...

DSCF4963.jpg



Tags: Рославль, Смоленская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments