?

Log in

No account? Create an account
Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Варняй, старая столица епископов Жемайтии. [Jun. 11th, 2014|03:55 am]
Города и веси России

russiantowns

[laiptas]
[Tags|, ]


Великое Княжество Литовское христианским государством стало тогда когда в Жемайтии была учреждена епископство и были крещены жемайты. Так кончился процесс христианизации Европы. Исключительный факт в церковной истории являться то что епископство Жемайтии создавалось в церковном собрании Констанцы 1416 г. В следующий год великий князь Витовт в Тракай своим указом назначил первого епископа Матея I Вильнюского (Тракайского). Лично он захотел что именно Варняй, которые тогда назывались Медининкаи стали центром епископства. Вероятно здесь до того была какое то важное политическое или культовое место. Также новому епископству  было даровано множество дворцов, среди которых один очень крупный и богатый в Алседжай. Здесь многие столетия была резиденция епископов, там хранился архив, разные документы, также там находилась галерея портретов жемайтских епископов. Это вторая по численности галерея епископских портретов сохранившаяся до наших дней после Вильнюской галереи в ВКЛ. Знаменитый епископ Мотеюс Валанчюс вывез эти картины в Каунас когда царская власть упразднила епископство в Варняй 1864, после восстания,  а его самого можно сказать заключила в домашний арест и отстранила от дел. Тоже интересный факт что это было сделано без согласования с Римским Папой. Варняй тоже место невероятной, мировой важности, означающее то что многие столетия продолжавшийся натиск немецких крестоносцев кончился их поражением, иначе в Варняй осуществлялось совсем другой политический и конфесиональный порядок, Литовское государство не существовало бы тоже.
Варняй находится в очень красивой местности, на берегу озера Лукстас, который второй по величине в Жемайтии и где можно найти янтарь, это тоже редкий природный феномен.Теперь Варняй в мире больше известен фестивалем блюза куда приезжает звёзды разных стран, в этом году должен приехать знаменитый артист С. Сигал, но он будет показывать не фильмы а музыкальное представление, оказалось что он ещё и музыкант.









Дворец семинарии. Предполагается что на этом холме находилось языческая святыня, здесь были построены первые две кафедры. 1740 г. епископ Антоний Доминик Тышкевич построил звонницу, а епископ Ян Доминик Лопатинский дворец семинарии, которая действовала до  1864 г. когда Мотеюс валанчюс был выслан в Каунас. Во время правления Лопатинского  построено 19 церквей, резиденция в Ёнаполе. После этого здесь поместились Донские казаки и находились до 1905 г. До второй мировой войны казармы литовской армии, 1947–1961 средняя школа, потом общежитие и склад. Теперь здесь находится музей.











Памятник знаменитому епископу Мелхиору Гедройцу и кановнику Микалоюс Даукша, автору первой напечатанной книги на литовском языке в ВКЛ.



Мельхиор Гедройц, (1536 — 6 апреля 1609) Происходил из литовского княжеского рода Гедройцев. С 1550 года Мельхиор учился в университетах Европы: Кёнигсбергском, Виттенбергском, Тюбингенском и Лейпцигском. В 1569 году был послом от Вильнюсского повета на Люблинский сейм, где подписал акт Люблинской унии. Неизвестно, был ли Мельхиор Гедройц протестантом, но уже в 1570-е, вероятно, был католиком, а в 1571 году стал священником. В 1575 году Мельхиор ездил во Францию, чтобы принести присягу ещё остававшемуся королём польским и великим князем литовским Генриху Валуа. 16 января 1576 года Мельхиор был утверждён в должности римским папой Григорием XIII. Мельхиор принимал активное участие в общественной жизни Великого княжества Литовского. 25 мая 1580 года в Вильнюсском кафедральном соборе вручил Стафану Баторию шляпу и меч, освещённые папой на поход против Ивана IV Грозного. Активно участвовал в работе сеймов, неоднократно возглавлял комиссии по установлению государственных границ и мира с Русским государством. Мельхиор также работал в скарбовым трибунале, проводил ревизии великокняжеских имуществ. В историографии Мельхиор Гедройц как «литовский сеператист» (Станислав Хербст), «литовский патриот» (Зенонас Ивинскис), одной из важнейших целей Мельхиор считал сохранение государственности Великого княжества Литовского после Люблинской унии. Мельхиор Гердойц был одним из самых активных епископов — сторонников контрреформации. Согласно с постановлениями Тридентского собора проводил реформирование костёла, способствовал подготовке священников, владеющих литовским языком, а также книгоизданию на литовском языке. Во время его епископства, в 1603 году, в Жемайтии был основан первый бернардинский монастырь. В 1607 году Мельхиор основал специальную миссию для проповеди среди латышей. Подарил собственную библиотеку, состоящую из, примерно, 100 книг, иезуитской коллегии в Крожах. Часто посещал приходы, проповедовал на литовском языке, сам слушал исповеди верующих. Похоронен в кафедральном соборе в Варняе. Для культурной деятельности епископа в Жемайтии, согласно Зенонасу Ивинскису, была характерна литовская направленность. За собственные деньги он издал «Постилу католическую» Якуба Вуека (1599) в переводе Николая Даукшы.





Микалоюс Даукша,  (1527, деревня Бабенай, ныне часть города Кедайняй, Литва — 16 февраля 1613, Варняй) — один из создателей литовской письменности, переводчик. Занимал различные церковные должности в разных местностях Жемайтии. После смерти епископа Мельхиора Гедройца (1609) до 1610 был администратором Жемайтской епархии. В 1582—1595 годах перевёл и подготовил к печати «Малую постиллу» Якуба Вуека, изданную в Вильне в 1599 году под названием «Postilla Catholicka. Tai est: Iżguldimas Ewangeliu kiekwienos Nedelos ir Szwętes per wissus metus».
Выполнил перевод катехизиса иезуита Якова Ледесмы, изданный в 1595 году под названием «Kathechismas arba mokslas kiekwienam priwalvs. Paraszytas per D. Iakvba Ledesma Theologa Societatis IESV». Из оригинальных сочинений Даукши наиболее значимым является написанное на польском языке предисловие к «Постилле», содержащее апологию литовского языка.






Копия каунасского памятника Мотеюсу Валанчюсу

























Мотеюс Валанчюс,  (1801, Насренай,  1875, Каунас) Родился в крестьянской семье. Учился в школе в Жемайтийской Кальварии (1816—1821) и в духовной семинарии в Варняй (1822—1824), затем в семинарии в Вильнюсе (1824—1828). С окончанием рукоположён в ксендзы и получил степень кандидата теологии. Служил вероучителем и капелланом в школе в Мозыре и Крожах. В 1836 получил степень магистра теологии. С мая 1840 года адъюнкт вильнюской римско-католической Духовной академии, в августе 1842 года переведённой в Санкт-Петербург; профессор академии. В 1845 году вернулся в Литву, получив назначение на должность ректора варняйской духовной семинарии. По булле Папы Римского Пия IX и указу царя в марте 1850 года стал католическим епископом Жемайтии. Вёл просветительную работу, организовал приходские школы и библиотеки, заботился об издании литовских книг, сам издавал много брошюр и книг духовного, религиозно-дидактического содержания. В декабре 1858 года избран действительным членом Вильнюской археологической комиссии. С мая 1861 года почётный член Ковенского губернского статистического комитета. По инициативе епископа Валанчюса в 1858 в Юрбаркасе при костёле возникло общество трезвости. Вскоре трезвенное движение охватило большую всю Ковенскую губернию и начало распространяться в Виленской и Гродненской губерниях. В Литве общества трезвости включали ок. миллиона человек. Общества трезвости создавались при костёлах: мужчины клялись на алтаре или иконе Девы Марии не употреблять алкогольных напитков и следить за тем, чтобы этого не делали другие прихожане (нарушителей наказывали — запирали в колокольне, пороли и т. п.); , Нанесли значительный ущерб винокуренной промышленности (в Ковенской губернии в 1859 было закрыто 87 винокуренных заводов) и доходам казны (в литовских губерниях выплаченные сборщикам акциза жалования в 1860 превысили акцизные сборы от продажи алкогольных напитков), вызвали обоснованные опасения властей как форма гражданской самоорганизации. В 1848 издал двухтомное исторографическое исследование «Жемайтская епархия», составленное первоначально на польском языке, потом на литовском. Автор «Житий святых» в двух томах (лит. «Živatai šventųjų», 1858; (лит. «Gyvenimai šventųjų Dievo», 1868), «Библейской истории», «Катехизиса», «Друг жмудских детей», «Псалмы Давида» и др. Для курляндских католиков издал несколько книг на латышском языке. Перевёл на литовский язык «О подражании Христу» Фомы Кемпийского (1852).
Издал сборник литовских пословиц (1867). Выпустил несколько сборников дидактических рассказов («Книжка для детей», 1864; «Книжка для взрослых», 1868). Наиболее значительное произведение — повесть «Юзе из Паланги» (лит. «Palangos Juzė», 1869). Литературное мастерство, богатство языка, красочные картины народного быта и нрава сделали Валанюса родоначальником литовской художественной прозы.







Довоенная школа.


















Дом где жил епископ Валанчюс. Как уже говорилось резиденция епископов Жемайтии находилась в Алседжаяи. Этот дом выглядит довольно скромно, но на самом деле довольно большой. Здесь можно поразмышлять о литовском мировосприятии вообще и эстетическом воплощении. Чем то это похоже на шинтоизма. Архитектура на пример не в коем случае не должна довлеть над природой или другим способом загрязнять пространство мусором человеческой жизнедеятельности. Архитектура раскрывает природу и становится почти органической частью. Это не какая то дикая среда, она по своему сложно переработана, структурирована, по тому очень важен контекст, вещи которые находится вокруг и другое, всё обязательно проникнуто природным и стремится где то в землю, будь то современная архитектура или на пример такой дом.



Опять довоенное здание. В Варняй довольно много довоенной архитектуры.



Профтехническая школа.



В Варняй довольно много современно выглядящих людей, лично меня дикими глазами не кто не следил, 9/10 его застройки тоже не силикатные малоэтажи. на оборот, около церкви поздравил священник, он здесь какой то  особый, очень старый, но в другие края, как обычно принято после отведённого времени его не посылает, по тому что как то он очень заботится церковью и всеми этими епископскими древностями.



Довоенный дом.















Река Варняле.






Церковь св. Петра и Павла.









Парк. Здесь приятно отдохнуть.















Самоуправление.















Довоенное здание. Теперь гостиница..
















Церковь св Александра. За последние 500 лет это четвёртая церрковь, но место не изменилась. Именно здесь была по приказу Витовта построена и названа его христианским именем, св Александра Кападокийского, епископа Ерусалимского. Это одна старейших церквей в Жемайтии. Нынешний вид остался с 1779 г. Интересно что при советской власти здесь был магазин.































Как уже говорил, дикими взглядами меня не кто не следил, на оборот, весело приветствовали и махали руками. Жемайтская молодёжь по моему абсолютно опровергает стереотип про жемайта как вечно мрачного, грубого и чёрствого человека.

















Стенд с изображениями красот окрестностей Варняй.



















































Довоенная гимназия.




































Протестантское и православное кладбище.









Памятник партизанам.






































Кафедральный собор св Петра и Павла 1691 г. фундатор епископ Жемайтии Казимир Пац. Пацы во второй половине XVII в. одни из самых влиятельных магнатов ВКЛ. По моему очень красивая церковь, ничего скудного, невзрачного или банального не увидел. Три навы и две часовни. Интерьер составляет 11 алтарей, Галерея епископских портретов, главный алтарь, которого создал знаменитый мастер из Конегсберга Maumo Poloni 1694 г. епископский трон, скамьи, реликвия св. Емилии, усыпальница епископов где похоронено 11 епископов среди которых Мелхиор Гедройц, Казимир Пац, Ян Доминик Лопатинский, Антоний Доминик Тышкевич, Юзеф Арнульф Гедройц, Симон Николай Гедройц.Всего было 41 епископ Жемайтии.
1417—1422: Матей из Вильни, 1422—1434: Николай Комеданус, 1434—1435: Пётр из Львова, 1436—1439: Якуб из Вильни, 1439—1453: Бартоломей из Пултуска, 1453—1464: Ежы из Вильни,  1464—1470: Матей из Таполи, 1471—1482: Бартоломей Свиренкович, 1483—1492: Мартин из Жемайтии, 1492—1515: Мартин Линтфар, 1515—1530: Николай Радзивилл, 1531—1533: Николай Везгайло, 1534—1555: Вацлав Вербицкий, 1556—1563: Ян Домановский, 1564—1564: Станислав Наркуский, 1565—1567: Викторин Вербицкий, 1567—1574: Юрий Петкевич, 1576—1609: Мельхиор Гедройц, 1610—1618: Николай Пац, 1618—1626: Станислав Кишка, 1626—1631: Авраам Война, 1631—1633: Мельхиор Эльяшевич-Гейш, 1633—1649: Юрий Скумин-Тышкевич, 1649—1659: Пётр Парчевский, 1660—1667: Александр Казимир Сапега, 1667—1695: Казимир Пац, 1695—1708: Ян Иероним Кришпин-Киршенштейн, 1710—1713: Ян Николай Згерский, 1715: Павел Франтишек Бернард Сапега, 1716—1735: Александр Николай Гораин, 1736—1739: Юзеф Михаил Карп, 1740—1762:Антоний Доминик Тышкевич, 1762—1778:Ян Доминик Лопатинский, 1778—1802: Ян Стефан Гедройц, 1802—1838: Юзеф Арнульф Гедройц, 1838—1844: Шимон Николай Гедройц, 1849—1875: Матей Казимир Волончевский, 1875—1883: Александр Берасневич, 1883—1908: Мечисловас Леонардас Палюлёнис, 1910—1913: Каспарас Феликсас Циртаутас, 1914—1926: Франтишек Коревич






























Магазин.










Довоенная больница.










































































В Варняй было 8 кладбищ. Похоронено много знаменитых людей, М. Даукша и например кановниковник Бонавентура Гаилевича (1752-1834) который помогал епископу Юзефу Арнульфу Гедройцу писать литовские тексты, другие деятели культуры и священники.















































linkReply