laiptas (laiptas) wrote in russiantowns,
laiptas
laiptas
russiantowns

Category:

Телшяи


Столица  Жемайтии, прошёл по центру, больше времени не было. Город хоть и столица население 24000, можно много успеть. Дальнего Севера я там не обнаружил, однако и без этого есть много чего интересного. То что Телшай безоговорочно называет столицей Жемайтии по моему не совсем правильно, для этого больше оснований имеет город Расеиняи где был настоящий административный центр, собирались сеймы, выбирали "княжеское староство".  В Великом Княжестве Литовском Жемаития обладала определённой автономией, привилегиями, статусом княжества. Однако во время восстания 1831 г. который начался в Расяйняи (повстанцы в Рсяйняи продержались даже после того когда была взята Варшава) город очень пострадал, а после восстания 1863 г. совсем потерял значение. Окрестности Расяйняй где Кражяй и коллегия действовавшая  1614–1844, преподавал Сарбевий, также религиозный центр Шилува, явление св. Марии, Титувенаи - барочный монастырь ХVII века, один самых импозантных в северо востоке Европы, рядом епископская резиденция Варняй наверно больше соответствует статусу столицы. В Телшай находилась администрация судов.  Только XIX в. оказалось что Телшяй и есть настоящая столица, географически расположена на семи холмах как Рим. А Рим прообраз и архетип всякой столицы. Мифологию Рима можно дополнить Ватиканом, это кафедральный собор на холме с уникальным интерьером работы местных мастеров - жемаитийский барокко. Двухэтажная архитектурная конструкция, что редко встречается. Епископский дворец, духовная семинария и другие строение церковного комплекса занимающие почти весь холм. Образ Ватикана попытался скорректировать Вильнюсский  генерал губернатор Муравьёв, по прозвищу вешатель. Был закрыт монастырь, а на другой стороне торговой площади католическая церковь переделана в православную, в неоготическом, необарочном и неовизантийском стиле.  Просуществовала до  1932 г. когда по решению суда была отдана католикам. 1936 г. за выплаченную компенсацию архитектор из Каунаса Владимир Копылов построил новую, очень интересную церковь в кубистическом стиле - Храм во имя святителя Николая Чудотворца.


































Базар.























































































Холм на котором находится кафедральный собор св. Антония Падувкого, семинария и епископство называется Инсула. Слово Insula на латыни занчит остров, но также имеет другие значения - метафизические и географические. В Риме так называли ограниченный улицами земельный участок с выстроенным на нём домом.









Театр.












Площадь на холме Инсула сформировалась XVII в.



Памятник посвящён Казимиру Симонавичу, родоначальнику теории жемайтских ракет, всемирную славу заслужил его трактат "Великое искусство артиллерии" (1650 г.) Здесь не какой то абстрактный фонтан с ангелочком а копия гравюры из книги про науку артиллерии, которая вышла в Амстердаме 1650 г.



Первая школа Телшяи 1793 г. Ученики этой школы активно участвовали в восстании 1831 г. потому школа была закрыта. После того разные школы здесь работали до 1944 г. Школа при церкви находилась  в Телшяи с  1612 г.



Возле бывшей церкви 1624 г. построен Бернардинский монастырь. 1650 г. новый деревянный костёл, сгорел 1702, новый построен 1738 г. каменный Бернардинский монастырь (L формы)1702 г. Многоэтажное здание семинарии 1762 г.



Дворец епископа. Было не плохо его покрасить, но наверно епископ строго настроен против излишества и роскоши в церковной жизни. Сохранилась  большая галерея портретов епископов Жемайтии, вторая по численности после галереи Вильнюских епископов в ВКЛ. Представители самых известных и влиятельных родов аристократии, начиная с Матфея Вильнюсского 1422г.  Николоя Радзивила 1529 г. Станискалв Нагурский - 1564 г. Нелхиор Гедройц 1609 (наверно самый влиятельный политик и культурный деятель национальной направлености - "постила" Миколая Даукшы), Николай Пац 1618 г, Казимир Сапиега 1667, Казимир Пац 1695 г. Франциск Сапега 1715 г. Миколас Карпис 1739 г. Доминик Тишкевич 1762 г. Доминик Лапосинский  1778 г. Стефан Гедройц 1802 г. Арнулф гедройц 1838 г.

Не мене впечатляет имена старост княжества Жемайтии, среди которых династия Кесгайл, Пётр Кишка, Ян Николай Радзивил, ян Ходкевич, Яроним Ходкевич, Ян Кароль Ходкевич, Станислав Радзивил  II, Эроним валавич, Януш Радзивил, Казимир Ян Сапега, Петр Пац, Григалий Огинский, Иосиф Тишкевич, Ян Николай Ходкевич и так далее.






Кафедральный собор св. Антония Падувского. В первой половине XVII века в Тельшах обосновались бернардинцы. В конце XVII века вместо деревянного бернардинского монастыря выстроен каменный с часовней. В 1765 бернардинцы выстроили на высоком холме костёл, сочетающий элементы позднего барокко и классицизма.


















Двери из золочёной бронзы и меди работы художника Р. Инчираускас где изображена история христианства и другие события этого края.




Интерьер  собора (кафедрального) очень самобытная и уникальная вещь,  два этажа церкви и два главных алтаря, образец местного  барокко, с уникальными, только Жемайтии присущими особенностями. Семь алтарей работы мастера Юргис Мажеика. Галереи на втором этаже предназначались для дворянства.


















































"Великая стена Жемайтии". В таком названии чувствуется своеобразный жемайтский юмор без которого много чего не понять, названия на бронзовых досках тоже отражает эту особенность местного менталитета. На самом деле трудно переоценить значения исторических и культурных событий которые здесь перечислены. События на самом деле огромного масштаба  - от битв с немецкими крестоносцами, среди которых два сражения при Сауле и Дурбе, когда немецкие силы были полностью разгромлены, до крещения Жемайтии. Что в итоге способствовало тому что Литва не прекратила существования и это серьёзно отразилось не только в региональном, но наверно и в мировом уровне. Какое значение для Польши можно судить и по тому факту что рядом с Телшяи родился первый президент Польши Габриель Нарутович, а его старший брат Станислав Нарутович  был сигнатар акта независимости Литвы  1918 г. В более старые времена литовский фактор тоже не мало значил в истории России, Белорусии и Украины, также Швеции. Война в Ливонии и  Кейданская Уния, когда Януш Радзивил с  Карлом X Густавом подписал соглашение по которому Великое княжество Литовское выходило из состава Речи Посполитой и вступало в федеративный союз со Швецией. И конечно на этой стене сведение о окончательном крещении Литвы, после Грюнвальдской битвы в 1413 г. последние язычники Европы приняли христианство. Это событие тоже имеет огромное значение на пример в церковной истории и истории Европы. Здесь кончился очень сложный и многовекторный процесс христианизации Европы.




Надпись на первой доске,  упоминания Жемаитии в писменых источниках в 1219 г. потом многочисленные битвы с крестоносцами среди которых две важнейшие, выиграны только своими силами, без всякой помощи  -  Битва при Сауле 1236 г. после которой "прекратил существование Орден меченосцев, погиб великий магистр Волквин и 48 рыцарей".


Битва при Дурбе 1260 г. где "пало 150 рыцарей Орденов, много простых воинов, магистр Бурхард фон Хорнхаузен, маршал Генрих Ботель, принц Карл". Для сравнения - в Грюнвальдской битве где участвовала объединенная армия Польши и Литвы пало 200 рыцарей а при Дурбе 150, в Ледовом Побоище пало 20 рыцарей, и 6 взято в плен. Эта битва изменила всю геополитическую ситуацию в регионе, в Латвии восстали Курши и  Земгали, Эстонцы, началось восстание в Пруссии 1260—1274.



Не успел запечатлеть барельеф крещения Жемайтии и соответственно Европы, по тому приходится довольствоваться таким. Изображение забавное, с юмором - какие то краны, наверно с святой водой, Витовт и Ёгаила в каких то цистернах с водой и другие детали. Интересно что император Константин запретил преследовать христиан и по сути христианство сделал официальной религией в 313 г. по Миланскому эдикту, крещение Жемайтии датируется 1413 г. Епископство Жемайтии 1417 с резиденцией в Варняи 1464 г.



Церковный собор в Констанце. "Признание Жемаитии как международного субъекта". Церковный собор в Констанце где только что крещёные жемаитийцы (исполнилось ровно 600 лет крещения) подтвердили своё принадлежность Литве, а претензии Ордена аннулированы, этим актом  по сути прекращена его существование.





































































Памятник старому городскому колодцу и породе литовских охотничьих собак знакомых с  XIV в. После войны эта порода собак была на грани исчезновения, но житель Телшай Зигмантас Гоштаутас сумел её возродить.















Оказалось что столичная молодёжь очень небезразлична к мото транспорту.



























После восстания 1863 г.  Муравьёв, по прозвищу вешатель приказал католическую церковь св. Марии  переделать в православную св. Николая, в неоготическом, необарочном и неовизантийском стиле.  Просуществовала до  1932 г. когда по решению суда была отдана католикам. 1936 г. за выплаченную компенсацию архитектор из Каунаса Владимир Копылов построил новую, очень интересную церковь в кубистическом стиле - Храм во имя святителя Николая Чудотворца.
























Довоенные улицы.






























Одонтология.


















На семи холмах Тельшай  находится не только церкви, но и несколько кладбищей, среди которых есть православное и еврейское.


































Tags: Литва, Тельшяй
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments