?

Log in

No account? Create an account
Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Лодейное поле [Jan. 8th, 2014|05:51 pm]
Города и веси России

russiantowns

[nantik7]
[Tags|, ]

Так получилось, что в Рождественские каникулы мы в поисках зимы на три дня рванули в город Лодейное поле и оттуда в Александро-Свирский монастырь. Правда, зимы не случилось и там, но все остальные ожидания («недалеко», «недорого» и «не зря») оправдались вполне.



Город Лодейное поле был основан в 1702 году и долгое время жил судоходством и лесом: Петру Первому приглянулись именно здешние леса, что в первую очередь повлияло на его решение построить тут верфь, названную Олонецкой (по месту «прописки»). Верфь просуществовала до 1829 года, а торговля лесом продолжается до сих пор, но совершенно диким способом. Бывший лесотехнический комбинат поделен на небольшие участки, каждый из которых арендован частниками. Но хуже всего то, что здесь, как и по всей Ленинградской области, браконьеры уничтожают леса – говорят, по дорогам ещё деревья стоят, а из самолета глянуть (за Лодейным полем раньше располагался военный аэродром) – одни пустоты и вырубки. Шофер такси, который вез нас из Александро-Свирского монастыря, горько сетовал: «Единственное, что в городе открывается, так гостиницы и кафе, тогда как заводы, предприятия или уже закрыты, или доживают последние дни».
Сейчас Лодейное поле похож на сотни подобных ему северных российских городов с великим прошлым и "не хуже других" настоящим.









Увы, свои лучшие времена город пережил в самом начале своего существования, ещё не будучи городом, а именуясь «полем», то есть открытым местом, где изготовлялись «лодьи», сработанные из местного леса. Тогда здесь проживали порядка 10 тысяч человек, чуть менее, чем сейчас в периоды «межсезонья», когда мужики отправляются на заработки, а дети уезжают в институты. От тех славных времен осталась прежней только чудная, полноводная спокойная река Свирь, которая не просто украшает, а «держит» город, не дает ему превратиться в скушный и безликий районный центр.



В 1917 году городу выпал счастливый билет – через Лодейное поле прошла Олонецкая железная дорога, так что смерть этому селению не грозит, но и новая жизнь существует здесь, похоже, только в проектах.



Первый и самый, пожалуй, грандиозный из нереализованных проектов воссоздания истории петровского времени – Петровская верфь у Речной пристани. Приведу-ка я, пожалуй, фразу из тырнета об этом самом знаменитом объекте. «Комплекс "Петровская верфь" в Лодейном поле дает возможность всем желающим ознакомится с историей возникновения российского флота и увидеть процесс строительства различных деревянных судов». Фраза размещена несколько лет назад, размножена на разных сайтах, видимо, в то время, когда строительная компания выкупила здесь землю. Прошу полюбоваться на комплекс построек.



Далее в списках достопримечательностей значился «Памятник Петру 1». Вот и он.



В перечне проектов – восстановление домика Петра Первого. Что-то подсказывает мне, что реализация его не требует вложения огромных капиталов, но, видимо, и той малости нет.
Денег, видимо, хватило лишь на несколько бездарных стендов. Увы.



Неподалеку от объектов – здание школы, и если кто-нибудь задумывался о том, что такое школа, то здесь вам ответят.



Ещё одна страница истории, всячески достойная отдельного рассказа, интересной экспозиции связана с Великой Отечественной войной. Командующий 7 армией генерал К.А. Мерецков пишет в своих воспоминаниях: "Мне было приказано немедленно выехать на Ладожско-Онежский перешеек, в 7-ю армию Карельского фронта, которая с боями отступала на юг, к Свири, помочь наладить оборону, ни в коем случае не допустить прорыва финнов к Волхову на соединение с немцами... Отводя войска, мы старались создать на Свири такую линию обороны, которая стала бы для карельской армии финнов непреодолимой". Сами жители Лодейного поля возводили укрепления, а по понтонным мостам в город с того берега переправлялись беженцы. Уже под огнем противника наши минеры и летчики взрывали мосты, отрезая врагу путь на лодейнопольский берег. До прихода 314-й и 21-й дивизий лодейнопольцы совместно с воинами 3-й Фрунзенской дивизии народного ополчения Ленинграда держали оборону.







Наши войска не допустили прорыва фронта, естественной преградой стала река Свирь, где на два с половиной года, по обеим берегам залегли две армии – наша и финская. Так и смотрели они друг на друга, не торопились проливать кровь до решающего и решительного наступления Красной армии 21 июня 1944 года. Тогда под открытым огнем противника наша армия форсировала Свирь и развернула наступательную операцию. Под плитами у памятника Солдату лежат исключительно саперы и минеры, а этот обелиск вызвал и вопросы, предположения, которые, к сожалению, так и остались без ответа.



Тем более, что в книге 1974 года издания, повествующей о свирской операции 1944 года, мы встретили совсем другие сведения.
«Вот и наши первые лодки двинулись через реку. Но это была демонстрация переправы: лодки пущены с чучелами, без людей. Противник не выдерживает и открывает по ним огонь из уцелевших огневых точек. Их сразу же засекают артиллерийские наблюдатели. В бой вступают наши орудия прямой наводки, поджидавшие момента, когда выдадут себя еще не уничтоженные вражеские пулеметы и орудия.
Чтобы успешно форсировать Свирь и отвлечь внимание противника от направления главного удара, первыми переправились на противоположный берег 12 комсомольцев-гвардейцев. Двенадцать смельчаков осуществили переправу весьма хитроумным способом: они подталкивали впереди себя шесть плотов с привязанными чучелами. Враг сосредоточил интенсивный пулеметный и минометный огонь по этому мнимому "десанту". Тем временем наши части форсировали Свирь в другом месте - западнее Лодейного Поля, у деревни Каномы. Гвардейцы, воспитанники Ленинского комсомола, выполнили ответственное боевое задание и все остались живы. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 21 июля 1941 года всем двенадцати было присвоено звание Героя Советского Союза».
Что же на самом деле здесь произошло, мы, к сожалению, так и не узнали.



Мы не поленились и пошли на другой конец города в местный краеведческий музей, расположенный в парке «Свирская победа». Интересно, что этот парк был разбит во время войны, в 1944 году, на месте исходных рубежей нашей армии, с сохранением подлинных военных объектов – окопов, траншей, ДОТов. Был сооружен гигантский (сохранившийся постамент дает представление о размерах) памятник Сталину, у подножия монумента располагались фигуры советских воинов. Сталина скинули, воины со временем отвалились сами.



В парке также находились 7 павильонов с образцами нашей техники и оружия, захваченного у врага. Ничего этого сейчас в парке нет. С послевоенных времен сохранился дом с музейной краеведческой экспозицией, довольно бедной и не слишком интересной, как мне показалось.







За парком ухаживают, он чистый, в нем каким-то образом сохранился даже дух победных времен, хотя то, что осталось от памятников, удручает. Собственно, обелиска здесь два: первый - постамент под памятником, по-моему, лучше уж совсем срыть, чем оставить в таком виде; второй – вмурованная в гранит капсула с посланием к потомкам от 1974 в 2044 год.



Интересно, как будут реагировать наши уже потомки в обозримом, кстати, будущем, вскрывая многочисленные капсулы 70-х годов? Смеяться, досадовать, сочувствовать, умиляться? Могу себе представить и текст, что-то вроде: «Вы, наверное, живете уже при коммунизме, который мы для вас строим…». Гришка помотался по окопам, пострелял палкой из настоящих ДОТов, в общем, остался доволен.







Ещё одна и, наверное, главная страница жизни города – религиозная. Лодейное поле и туристами, и местными, с которыми нам удалось поговорить, воспринимается как перевалочный пункт на путях в несколько монастырей, самый знаменитый из которых, конечно, мужской Александро-Свирский, затем женские Введено-Оятский и Покрово-Тервенический. Шофер, который вез нас в Александро-Свирский монастырь (только его мы и посетили) рассказал за 15 минут нам такое количество местных легенд, что любой фольклорист иззавидуется. А у меня и ручки-то с собой не было, а память мало что удержала, да и не люблю я пересказы, надо было речь того мужика писать, она тоже своеобразная, яркая. Есть здесь и самообновляющаяся икона, и современные чудеса исцеления, и видения – ясно, что народная религиозная традиция жива, и сказителями стали, я давно замечала, теперь не бабки на завалинке, а шоферы, портье в гостиницах, местные экскурсоводы.
Об Александро-Свирском монастыре, что в 25, примерно, километрах от города, рассказывать не буду, о нем достаточно информации.









От себя лишь замечу, что это очень хорошее место, лишенное внешнего «благолепного» лоска, пустого пафоса – духовную значимость обители понимаешь сразу, и не ясно, как, из каких флюидов это чувство складывается, каким особым воздухом поддерживается. В монастыре прекрасный профессиональный хор, служба транслируется на всю территорию обители.







Ещё в монастыре собственная пекарня, в которой готовят превосходный, совершенно выдающийся хлеб. К сожалению, автобусы ходят из города нечасто – три раза в день, утром в 7 и в 13.30, обратно соответственно в 8, в 14.20 и в 19 с чем-то, а такси стоит 500 рублей – не сказать, чтоб дешево.
В самом городе есть храм во имя Петра и Павла, мне он понравился,



но самое интересное культовое сооружение – безусловно, только что построенная Свято-Николаевская церковь (часовня?), расположенная у Речного вокзала. Она не просто как бы повторяет силуэт корабля, но и напоминает герб города – ладью петровского времени. Храм получился, на мой взгляд, эффектным, но мне хотелось бы большей условности в облике церкви, не столь нарочитой и «декоративной» стилистики. В целом проект кажется интересным и не раздражает, что по нашим временам очень даже немало.







Общие впечатления от города, скорее, приятные, несмотря та то и даже вопреки тому, что многое в его облике наталкивает на совершенно другие чувства. Здесь много детишек, в основном маленьких, средние в каникулы, скорее всего, сидят у телевизоров или компьютеров, а малышей привезли к бабушкам-дедушкам и велели гулять, дышать свежим свирским воздухом. Люди сразу располагают к себе, трудно было предположить такую открытость и готовность пообщаться в северных жителях. Мужички в основном, навеселе, выпимши, что и понятно, праздник ведь, но спитых лиц мы не видели, по-настоящему пьяных не встретили, и это очень-очень радует. Прекрасна и тиха река Свирь.
К сожалению, на тихий провинциальный город Лодейное поле в последний день нашего пребывания в нем лег туман. Он слегка подтопил город, приглушил звуки, смазал углы. Ясный и в общем-то обычный городок Лодейное поле стал призрачным, в чем-то экзестенциальным. Он как бы ушел в себя, и мы тихо передвигались по его дну.










linkReply

Comments:
[User Picture]From: nord_ursus
2014-01-08 03:46 pm (UTC)
Спасибо! Интересных мест вокруг много, а сам город обычно обходится вниманием. Я и сам ни разу в этом городе не был, при том, что дважды уже ездил на поезде с билетом "СПб-Лодейное Поле". Но ехал с этим билетом дальше, притом всё было абсолютно честно и без всякого безбилетного проезда :)Через две недели опять так поеду, — с билетом до Лодейного Поля, и дальше, в Олонец :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nantik7
2014-01-08 03:49 pm (UTC)
Да, Лодейсное Поле обычно "проезжают", направляясь в более интересные места. Напрасно. В Олонце я тоже когда-то была, на меня он, признаться, тогда не произвел впечатления. Может быть, сейчас я вгляделась бы в него повнимательнее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nord_ursus
2014-01-08 04:16 pm (UTC)
Я из местных достопримечательностей видел только совмещённый автомобильно-железнодорожный мост через Свирь, по которому проезжал на поезде. Там на север от Лодейного уходит вдоль восточного берега Ладоги живописная малодеятельная ЖД ветка (на Олонец, Питкяранту), которая идёт через дремучие леса, и на которой до сих пор действуют семафоры (огромный раритет).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nantik7
2014-01-08 04:19 pm (UTC)
Да, это интересно. Может быть, когда-нибудь сподоблюсь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cr2
2014-01-08 03:54 pm (UTC)
Спасибо! А проект церкви и правда интересный. С туманом вам еще повезло)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nantik7
2014-01-08 03:58 pm (UTC)
Туман - да, добавил глубины российской "глубинке", только вот фотографии из-за него получились хоть и загадошные, но темноватые.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bramss
2014-01-09 06:03 am (UTC)
"ДОТ" на самом деле ЖБОТ
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nantik7
2014-01-09 06:59 am (UTC)
Не буду спорить, вам виднее, но на карте-схеме парка указаны "ДОТы". А что такое ЖБОТ?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bramss
2014-01-09 07:04 am (UTC)
Железобетонная огневая точка, она же противоосколочный колпак. Небольшая целая или сборная конструкция, обычно устанавливалась и засыпалась землей. ДОТ сооружении капитальное, с толщиной стенок не менее 50 см, чтобы попадание снаряда выдерживал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nantik7
2014-01-09 07:46 am (UTC)
Во. Спасибо, теперь понятно.
(Reply) (Parent) (Thread)