?

Log in

No account? Create an account
Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Селигер от рассвета до заката. Часть вторая - Закатная. [Sep. 27th, 2013|10:46 pm]
Города и веси России

russiantowns

[mbl_chertyata]
[Tags|, ]

После прекрасного восхода солнца и тихого утра в Ниловой пустыни мы отправились в Осташков.

Знакомство с городом мы начали со Знаменского монастыря. За мощными монастырскими стенами образовался небольшой самостоятельный городок, в центре которого высится огромный кирпичный собор Вознесения Господня с колокольней. Монастырь был основан в конце XVII века (а по некоторым данным в начале), собор, который мы можем видеть в настоящее время – примерно в 1780 году. Он поражает своими размерами, внутренним и внешним убранством.

Знаменский монастырь

Выйдя из стен монастыря, мы пошли по Ленинскому проспекту в обратном направлении. Застройка центральной части города вполне обычная для провинции: одноэтажные, реже двухэтажные кирпичные домики конца XIX века, обычные деревянные. Очень часто (ну как часто, за то расстояние, что мы прошли) встречались очень интересные экземпляры – здания с круглым углом. Раньше аналогичные постройки мной были замечены лишь в Тутаеве и Ярославле. Самым нарядным из них оказалось здание местной администрации и ЗАГСа.

Здание администрации

Пройдя еще немного и свернув в Восточный переулок, мы оказались в городском парке, который еще по прибытию привлек наше внимание. Так как парк расположен напротив речного вокзала, то, естественно, места для скульптуры вождя лучше во всем городе не найти. Но не он нас так заинтересовал. За его спиной одиноко стояла колокольня церкви Спаса Преображения (1789). Сама церковь, построенная в 1760 году, перед войной была разобрана, а колокольня осталась. Несмотря на не самый лучший вид, часовой механизм колокольни работает исправно.

В городском парке

Фотографируем колокольню и топаем дальше в поисках краеведческого музея. Нами он был обнаружен в помещениях церкви Троицы Живоначальной. Экспозиция музея традиционна для всех маленьких провинциальных городков и повествует о быте горожан разных эпох.

Экспозиция Осташковского Краеведческого музея

Сам Троицкий собор (1685-1897 годы) находится в достаточно хорошем состоянии, нарядный и очень напоминает стиль ярославских церквей. Чего нельзя сказать о рядом стоящем Воскресенском соборе.

Троицкий собор

Обе церкви были выстроены в период наибольшего процветания города с интервалом примерно в десять – пятнать лет. Первым на свет появился Воскресенский собор, примерная дата постройки 1677 год. Выстроенный в стиле классицизма, сейчас он находится в состоянии реставрации в окружении заборов, бытовок и просто строительного мусора. Оценить его масштабы можно только, поднявшись на колокольню Троицкой церкви.

Воскресенский собор

Кстати о колокольнях. Как мне кажется, с ними произошла какая-то архитектурная путаница, и они никак не вяжутся с церквями, к которым приписаны. Так, например, Воскресенский собор имеет колокольню, выстроенную в стиле «ярославская свеча», которая больше бы подошла второй церкви. А колокольня Троицкого собора, построенная через 70 лет после него самого, имеет свой собственный стиль, не похожий ни на что вокруг. Если подняться на нее всего за символическую плату в 50 рублей, можно не только полюбоваться красотами озера Селигер и его островками, но и посмотреть небольшую экспозицию посвященную колокольням всего Осташковского района.

Колокольня Троицкого собора

Собственно с посещением краеведческого музея, основные архитектурные достопримечательности Осташкова закончились, а времени до первого сбора целых четыре часа. Выйдя к озеру и немного пофотографировав лодочки, мы решили не дожидаться 18 часов и самостоятельно дойти до Житенного Смоленского монастыря, расположенном некогда на одноименном острове, а сейчас полуострове. Но как то так получилось, что монастырь мы обошли стороной, свернув на пляж и прогуливаясь по самому берегу, уходили вглубь полуострова. Дойдя практически до самого конца, мы встретили Володю, а дальше уже втроем совершили замечательную прогулку по сказочному острову Кличен.

Кличен является настоящим памятником природы. Ведь на его сравнительно небольшой территории представлена практически вся флора и фауна Селигерского края. Кроме того остров известен своей трагичной историей. Его название произошло от одноименного городка на северо-западе. Город этот принадлежал Суздальскому княжеству и имел серьёзное стратегическое значение для этого княжества, поскольку позволял контролировать так называемый торговый «серегерский путь» из Новгорода в центральные русские княжества. Новгородцы, стремясь контролировать свои торговые пути, были недовольны наличием неподконтрольного им городка, и во второй половине XIV века осуществили несколько нападений на Кличен, в результате которого он был полностью разрушен. В новгородской летописи 1393 года написано «новгородская охочая рать выехала на княжи волости воевать, а с ними два князя Роман Литовский и Константин Иванович Белозёрский и воеводы новгородские и взяша Кличен городок». По легенде, из жителей Кличена в живых остался только один рыбак Осташко (Евстафий), который поселился на месте современного Осташкова и в честь которого город и получил название. С тех пор на острове нет никаких поселений.

Кличен замечателен всем: красивая природа, чистый воздух, его ландшафт. А некоторые предметы, проявляющиеся на нашем пути, добавляют ощущение какой то сказочности.

Остров-сказка

Мы решили прогуляться по очень высокому и крутому берегу острова, точнее, по его ответвлению, происхождение которого загадочно. Пройдя немного по берегу, а затем, поднявшись, как вначале показалось, на небольшой пригорок мы оказались на тропинке среди высоченных сосен. На тропинке, на вершине этой самой непонятной гряды высотой в десять, а то и больше метров. Красотища неимоверная. А вокруг малинка, брусничка, грибы.

Заповедная тропа Белый, совсем белый

Как же не хотелось уходить. Но увы надо, еще монастырь, возвращение в город.

Житенный монастырь стоит в окружении вод озера Селигер. Основанный в 1716 году монастырь был посвящён главной высокопочитаемой местной святыне - Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, защитнице и покровительнице Осташкова. Монастырь, будучи мужским до своего закрытия в начале 1920-х годов, в 2002 году по указу архиепископа Тверского и Кашинского Виктора открылся как женская обитель, тем самым вступив в новый этап своего существования. На территории монастыря, обнесенной мощными не высокими стенами, сохранились постройки конца XVIIIвека: храм Смоленской иконы Божией Матери (сильно разрушен, ведутся работы по реставрации), надвратная церковь Иоанна Богослова и Андрея Первозванного (отреставрирована), келейный корпуса. А вообще здесь очень уютно, чистенько, посажены разнообразные цветы, и очень много кошек.

Храм Смоленской иконы Божией Матери с Колокольней

Напротив монастыря стоит крошечный деревянный домик, каменные ступеньки которого омываются водами озера. О точном его назначении мы так и не узнали, но есть предположение, что это своеобразная купель или душ (внутри на подоконниках стояли пузырьки похожие на косметические средства). В нескольких метрах от него – пара лавочек, где присев каждый, глядя на Селигер, смог бы подумать о своем.

***

***

Ну а мы возвращаемся на большую землю – в Осташков. Так болтая о том о сем, прогуливаясь по набережной, фотографируя лодочки, доселе неизвестных нам водоплавающих, местных котов, городские домики, мы почти уже дошли до нашего автобуса, как заметили одно замечательное местечко – советскую кулинарию. Кулинария, если кто забыл, это такое место, где можно приобрести готовую съестную продукцию и тут же употребить ее (типа пирожки, салатик, котлетки) или же купить в виде полуфабрикатов и приготовить дома. Так вот нашему вниманию были предоставлены пирожки со всевозможными начинками, беляши, чай, кофе… и самое главное антураж. Кафешка, простите кулинария, была обставлена предметами советской эпохи: вымпела, флаги, старые проигрыватели, плакаты и, конечно же, бюсты вождя (ну а как без него). А самое главное, продавщица полностью соответствовала эпохе. Здесь нам любезно согласились наполнить наши термосы свежим чаем, а Володя даже успел перекусить.

Советская кулинария

Потом мы погрузились в автобус и зачем то на нем поехали обратно на полуостров Житный. Правда, до него доехали не все, а только мы вдвоем, остальные ломанулись кататься на кораблике. Зато мы уже новой компанией (с Олей, Надеждой и Пашей) заняли самые лучшие места в партере (на лавочке на пляже), любовались красивым видом на озеро, а потом и прекраснейшим спектаклем, имя которому закат.

Краски вечернего озера

Тройняшки

На закате

Вечерний Осташков

Закат

Вот таким у нас выдался день на Селигере, безумно красивый, разный в плане погоды, но очень интересный.

Если кто забыл каким был восход, память можно освежить здесь.

И еще фото по прежнему в нашем альбоме.

linkReply

Comments:
[User Picture]From: nahash
2013-09-28 01:47 pm (UTC)
Чудесно! Нахлынули воспоминания. Но я там зимой была, поэтому все было иначе)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mbl_chertyata
2013-09-28 02:46 pm (UTC)
Очень рада, что наши фото пробудили в Вас воспоминания :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nord_ursus
2013-09-28 06:51 pm (UTC)
Спасибо! Был там совсем недавно — два с половиной месяца назад. Город понравился, хотя не мешало бы его привести в порядок, местами он обшарпан. Жаль, что я на Кличене не был, в следующий раз надо будет это исправить. Ещё я ездил по живописной Бологое-Полоцкой железной дороге (она в общем-то и была основной целью путешествия), с городом она очень органично сочетается.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: goloshin
2013-09-28 06:55 pm (UTC)
Фотографии отличные,особенно порадовало как вы запечатлели вход в местный ЗАГС,не знающий не поймет, что так может выглядеть старое облупившееся здание городской администрации. Но на мой взгляд вы совершаете ошибку, заменяя собственные слова и размышления, копипастой из недалеких источников,разбавляя такие прекрасные фотографии дурацкими выдумками и глупыми легендами.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mbl_chertyata
2013-09-28 07:46 pm (UTC)
Что это по совместительству и городская администрация, в тексте отмечено. Думаю непонимания быть не должно.
Из всего описания путешествия прямым копипастом является информация про Кличен и три предложения о Житенном монастыре, взятые с официального сайта. Все остальное личные переживания и эмоции.
Фотографии есть по ссылке в конце поста.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nord_ursus
2013-09-29 05:41 am (UTC)
Вы, видимо, к каждому посту про Осташков такой комментарий пишете?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mbl_chertyata
2013-09-29 06:19 am (UTC)
Простите?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nord_ursus
2013-09-30 08:41 am (UTC)
Это я goloshin'у ответил.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mbl_chertyata
2013-09-30 08:45 am (UTC)
Простите, еще никак не привыкну в ветви комментариев, очень часто путаюсь, кто кому и что ответил :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: goloshin
2013-09-30 07:04 am (UTC)
хм. Вы что следите за всеми постами? Везет,же времени полно! Да,расслабтесь,все просто, ну не могу пройти мимо откровенной чуши,которую пытаются выдать за вселенские откровения,типа : "Московский Кремль построен из красного кирпича. Кирпич,это особый строительный материал сделанный из глины."
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mbl_chertyata
2013-09-30 08:35 am (UTC)
И Вы меня великодушно простите, Вы ведете диалог со мной или c nord_ursus? Если со мной, то в чем Вы нашли чушь и с чем не согласны?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: goloshin
2013-09-30 12:15 pm (UTC)
Я повторюсь, Вы сделали действительно прекрасные снимки г.Осташков, провинциального городишки, райцентра с населением в 25 тыс.человек. Снимки не стыдно выставить на любой фотовыставке, они информативны, но вот текст..
А как вы сами оцениваете данные перлы?
"За мощными монастырскими стенами образовался небольшой самостоятельный городок, в центре которого высится огромный кирпичный собор Вознесения Господня с колокольней."
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mbl_chertyata
2013-09-30 03:05 pm (UTC)
Аааа, вот Вас что зацепило...
К данному, как Вы выразились перлу, я отношусь очень и даже очень - он авторский, т.е. мой.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: goloshin
2013-09-30 04:02 pm (UTC)


-"Мощные" "монастырские" "стены"- ну знаете,простите конечно,но меньше, чем на "Букера" не соглашайтесь.Браво.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mbl_chertyata
2013-09-30 05:08 pm (UTC)
Стены не высоки, но довольно широки, к тому же есть и башни... А вообще все познается в сравнении и у каждого по разному...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: goloshin
2013-09-30 05:32 pm (UTC)
Да, да, широки, аж в 2 кирпича. Ну, если вы карлик, ростом в 60 см, тогда для вас они будут, и высоки, и широки,но для меня ( ростом среднего)невысокий кирпичный забор никогда не станет - мощной стеной.
И у вас, дальше, по тексту продолжаются шедевры словесности, разбирать лень и времени жаль. Поэтому я и написал выше: фотографии- отлично, выдумки-дурацкие.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mbl_chertyata
2013-09-30 06:56 pm (UTC)
Времени судя по всему у Вас вполне предостаточно.
На личности переходить не будем и о шедеврах моей словесности судить не Вам.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nord_ursus
2013-09-30 08:40 am (UTC)
Нет, я увидел пост про Осташков, решил заглянуть.
Во-первых, я бы рекомендовал вам быть более вежливым в комментариях, то есть воздерживаться от выражений типа "чушь" и "дурацкие выдумки". А во-вторых, что плохого в том, что автор описывает краткую историю города и, главное, при этом пишет фактологически верно? Кстати, когда вы у меня подобным образом отписались, вы потом так и не ответили, что подразумеваете под "тупыми советскими шаблонами", хотя историю этого города и некоторых его достопримечательностей я тогда описал тоже вполне фактологически верно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: goloshin
2013-09-30 12:04 pm (UTC)
АА, прошлая попаболь покоя не дает, понятно. В отличии от вас, у меня нет времени пускаться в освещение ваших вносуковыряльных теорий насчет вежливости комментариев,и тем более поднимать старые записи, извините, но ссылку могли бы кинуть, чего вамтам не понравилось, да и вот ,что если человек пишет чушь, нужно ли говорить ему об этом прямо или наоборот сказать,что он по изящности слова второй Чехов?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nord_ursus
2013-09-30 03:16 pm (UTC)
Понятно. Желаю Вам найти хорошего специалиста, который поможет Вам избавиться от психических расстройств, реализуемых Вами в интернете. Удачи! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: goloshin
2013-09-30 03:54 pm (UTC)
ДО-до.И кто то будет рассуждать о хамстве?! Кстати раз уж вы так мастерски ставите диагнозы по переписке,мож что посоветуете какие нить водные процедуры,столоверчение натощак.
(Reply) (Parent) (Thread)