toptigki (toptigki) wrote in russiantowns,
toptigki
toptigki
russiantowns

Categories:

Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы»

В окрестностях Великого Новгорода, на берегу озера Мячино, есть прекрасная деревня: разбросаны деревянные избы, церкви, амбары... Это музей деревянного зодчества "Витославлицы".


Свое название он получил по имени села Витославлицы, существовавшего на этом месте в XII-ХVIII вв. В 1964 году здесь началось создание необычного музея под открытым небом. Автором архитектурного проекта музея и реставрации перевезенных памятников стал талантливый архитектор-реставратор Л.Е. Красноречьев.
Испокон веков культовые, жилые и хозяйственные постройки на Руси эти постройки выполнялись из дерева, но время, к сожалению, губительно отражается на деревянном зодчестве. На местах, а это часто были отдаленные села и деревни области, не было возможности сохранить деревянные памятники, поэтому в 1960-е годы стал вопрос об их спасении; было принято решение свозить их в одно место. Первоначально в Витославлицы перевозились памятники, которым грозила неизбежная гибель. Освобождая от позднейших доделок и дополнений, опытные плотники-реставраторы восстанавливали памятники в их первоначальном виде. Это и дало нам возможность увидеть шедевры деревянного зодчества в их первозданной красоте.

В начале деревни стоит часовня XVIII века из деревни Кашира Маловишерского района. Документальных свидетельств о Каширской часовне в архивах не найдено, а сведения были получены благодаря натурным исследованиям и отчасти опросам местных жителей. Старожилы, например, утверждали, что часовню в Каширу перевезли из какой-то другой деревни. По их сведениям в военное время часовню приспособили под клуб красноармейцы стоявшей неподалеку воинской части, после клуба её использовали как склад.

Часовня с трех сторон (западной и боковых) обнесена галереей на кронштейнах, которые выпущены на боковых стенах по три с каждой стороны. Вся постройка очень выразительная и легкая, а особенно на ней хороша ажурная колокольня с шатровым верхом.

Центром деревни является церковь Рождества Богородицы - самая древняя постройка музея; согласно дендрохронологическому методу исследования спилов датой её создания считается 1531 год. Рождественская церковь была монастырской и принадлежала Передскому монастырю. Во время польско-литовского вторжения монастырь был разорен, а церковь, видимо, сильно пострадала, и только в конце XVII столетия появилась возможность её отремонтировать. После перемещения церкви в Витославлицы она была отреставрирована на 1531 год, но при условии сохранения некоторых элементов, появившихся в 1699 году, и части деталей первой половины XIX века.

Кажется, что это сложное сооружение, но в основе его лежит достаточно распространенная схема - восьмерик на крестообразном основании. С трех сторон церковь окружена га­лереей на мощных кронштейнах, поднятой над землей на высоту более четырех метров. Причем га­лерея не повторяет форму сруба, а скругляет его, и весь план церкви становится чрезвычайно компактным и как бы вписанным в круг. В древности на таких галереях-гульбищах народ собирался в ожидании церковной служ­бы. Кровли храма крыты двумя слоями теса. Чтобы кровля слу­жила дольше, между слоями про­кладывали берестяную кору. Цен­тральный шатер, купола и шейки главок покрыты осиновым леме­хом, который со временем приобрел благородный се­ребристый оттенок.

Недалеко от Рождественского храма стоит церковь Николы из деревни Высокий Остров. После "Никоновской" церковной реформы были введены новые правила не только на церковные обряды, но и на строительство культовых сооружений, в частности, было запрещено строительство шатровых церквей, разрешены были только колокольни такого типа. Выходом из этой ситуации стало построение церкви кораблем. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром. В ярусных церквях почти всегда основные срубы - алтарь, ярусная церковь, трапезная, паперть с ярусной колокольней, крыльцо - располагались по оси, и такая композиция напоминает двухмачтовый парусный корабль. Такова и Никольская церковь, построенная в 1757 году. В ней ярусность выражена в установке друг над другом восьмигранных срубов, уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом.

Во время нашей прогулки по деревне раздался колокольный звон с этой церкви, который мы предлагаем Вам послушать.

Однако интересно не просто прогуляться по деревне, но и заглянуть в избы!
Вначале мы попали в избу Василия Арсеньевича Туницкого из деревни Пырищи Крестецкого района. Ориентировочно дата её постройки - 70-80 годы XIX века, а перевезена в музей и реставрирована она была в 1975 году.

Изба стоит на высоком подклете, сзади к нему примыкают широкие бревенчатые стены, подведенные под общую с избой двухскатную крышу, слева пристроен небольшой скотный двор. Изба освещалась через три окна на главном фасаде и одно на боковом восточном. Снаружи окна ничем не украшены. Вход в подклет сделан с главного фасада, через "прикролек", своеобразную галерею.

Первый этаж - подклет - отведен под хозяйственные помещения, второй - жилой, но часть отведена под сарай, где хранилось сено, солома, а также хозяйственная утварь.

И уже отсюда можно попасть в саму избу. Жилое помещение очень небольшое, и здесь рационально использовали каждый сантиметр площади. Мебель, в основном, встроенная в сруб: полки, лавки, полати. При входе справа стоят лавки для мужчин, а за перегородкой - женская часть с отдельными лавками, резными, нарядными прялками. Главное место в избе - красный угол, по обычаю, в нем под божницей стоит обеденный стол.

В углу избы за перегородкой располагается большая русская печь, топившаяся "по черному". При этом труба, называемая дымницей, в доме была, но она не связывалась непосредственно с печью, а начиналась с потолка, пронизывала чердак и поднималась над крышей. Если изба и печь сделаны правильно, то при растопке печи лишь первые несколько минут дым заполнял помещение, а затем поднимался к потолку и медленно уходил через дымницу. Врачи в прошлом столетии отмечали вредность курных изб, но были и преимущества: более экономный расход дров, быстрый нагрев печи и избы, в таких избах не было насекомых-паразитов (вшей, блох, комаров).

Возле печи находился «бабий кут» (кух­ня) - место, куда мужчины, как пра­вило, не заходили. Здесь все, что нужно для приготовления пищи: глиняная, деревянная и плетеная посуда, чугуны.

Рядом с избой Туницкого поставлена изба Екимовой Марии Дмитриевны из деревни Рышево Новгородского района. Обе постройки принадлежат одному типу но различны по оформлению главных фасадов. Изба Екимовой имеет четыре окна, украшенных наличниками с богатыми волютами, ставнями, а также изящный резной балкон.

Изба построена в 1882 году, и представляет собой постройку на подклете с хозяйственным двором и сенником на конюшне.  По рассказам жильцов, до войны в избе располагалась чайная, а в ее подклете был устроен магазин. Входом в магазин служила старая дверь в подклет, сделанная с восточной стороны.

Рядом с этой избой запроектирован и сделан колодец с журавлем.

Сразу за комплексом церковных построек, который мы описали в начале, начинается Северо-Восточный сектор музея, который формируется с 1972 года. Сюда перевезены и реставрированы житницы, гумно с ригой, кузница, баня, изба, конюшня, часовня.

Здесь находится и изба Утенкова Федора Михайловича, построена во вторую половину 70-х - 80-е годы XIX века. Сейчас в ней открыта экспозиция, посвященная свадебной традиции.

В подклете стоят украшенные сани (???), на которых приезжали молодые. На стене висит дуга с колокольчиком, ведь считалось, что благодатный колокольный звон отгоняет нечистую силу.

В избе накрыт праздничный стол: каравай (к сожалению, в кадр не попал), блины, традиционные пироги, бутылки с брагой. Все украшено расшитыми полотенцами, салфетками.

Изба Утенкова интересна сочетанием старых, патриархальных традиций с новшествами. Встроенные лавки, полати, особенно бревенчатый, не протесанный снизу потолок, и некоторые другие частности - принадлежат традиции. Печь, топящаяся "по-белому" (труба непосредственно связана с печью), коробки двери и окон вместо косяков, внешнее декоративное оформление - это уже новое. В этом особая ценность постройки.

Очень интересной была прогулка по деревне, жаль, что было мало времени, и не во все избы и церкви мы успели зайти. А дальше мы отправились в музей утюга, расположенный неподалеку. Музей небольшой, но очень уютный, на стеллажах и в шкафчиках расставлены самые разные утюги от мала до велика, различающиеся функциональностью и способами разогрева.
















Почти вершина утюговой эволюции;)

И на сладкое - для милых дам - приборы, больше похожие на орудия инквизиции, на самом деле являющиеся инструментами для выпрямления или завивки волос.

Использованная литература:
http://www.vnovgorod.info/vitoslavicy.html
http://www.novgorodmuseum.ru/vitoslavlicy.html?hitcount=0
http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/wooden-architecture/vitoslavlici/
Tags: Великий Новгород, Новгородская область
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments