Евгений (zydog) wrote in russiantowns,
Евгений
zydog
russiantowns

Categories:

Санкт-Петербург, Моховая улица. Яркие фасады в хмурый день и двор-лабиринт

Начну свое повествование с неприятного признания - до недавнего времени знание о Моховой улице в Санкт-Петербурге было мне недоступно, когда я слышал "Моховая", в голове сразу всплывали образы монументальной советской архитектуры, величественных зданий Тверской улицы, Манежной площади и красных стен Кремля, но никак не тихой, но очень красивой улицы в центре Санкт-Петербурга. И даже словосочетание "Театр на Моховой" не задевало никаких струн в моей питерской душе. Поэтому узнав о том, что такая прекрасная и весьма разнообразная в архитектурном плане улица присутствует в моем городе я направился туда...


  1. Начинается наша прогулка на набережной Фонтанки. Мрачное небо отражается в воде и придает речке хмурый серый цвет. Вроде бы, фотографы-профессионалы такую погоду ненавидят, но я не профессионал, поэтому просто порадуюсь, что хотя бы не льет!

  2. Мост Белинского, через который нужно пройти, чтобы попасть на Моховую. Видите, левее от церкви (св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) темно-желтый дом, а напротив него - страшненький новодел непонятного цвета? Вот, нам туда.

  3. Тихая уютная улочка с односторонним движением. Я, похоже, поэтому ее и не замечал, она как-то проходит мимо стандартных туристических маршрутов, да и транспортных задач никаких не решает, поэтому до сих пор повода появится у меня там не было. Пару раз мимо проходил, особо не вглядываясь, что там...
  Кстати, почему "Моховая"? Неужели с болотным прошлым (и настоящим) Санкт-Петербурга название связано? Ничего подобного. Моховая улица была проложена в 1720-х годах в слободе хамовников — ткачей, работавших на парусных дворах Партикулярной верфи и Адмиралтейства. Отсюда и появилось её первоначальное название Хамовая или Хамовская дорога. В 1757 году она приобрела статус городской улицы, а в конце XVIII века её стали называть Маховой. В 1826 году за улицей окончательной утвердилось название Моховая. Таким образом, современное название является не производным от слова «мох» (как, например, случилось с одноимённой московской улицей), а видоизменением своего первоначального названия Хамовая дорога.

  4. Прохожу пару домов, замечаю открытую арку, ведущую в один из дворов... Внимательный читатель заметит кота, пристально следящего за происходящим на улице. А мы заходим во двор.

  5. Я для себя выделил две категории дворов в историческом центре (это разделение справедливо для всего, что построено до 1920-1930 годов): глухие колодцы, с одним входом, совсем небольшим кусочком неба наверху и острым желанием их поскорее покинуть, и дворы-лабиринты, образованные пристройками, бывшими улицами, флигелями и прочим архитектурным разнообразием. Такие, наоборот, хочется исследовать в поисках различных деталей. Мы как раз попали в "лабиринт".

  6. Проходим немного, оборачиваемся на вход. Вы, наверное, обратили внимание, как сильно отличается фасад здания от его "содержания"? Это особенность столичной архитектуры XIX века. Жильцов в доходные дома заманивали красивым фасадом, а двору уделяли внимание по остаточному принципу (то есть чаще всего не уделяли вообще).

  7. Следующий участок двора. Хоть какое-то разнообразие во власть стен вносит растительность. А еще березка на крыше. Кстати говоря, мы забрели в не самый простой двор, эти все постройки относятся к дому Мижуева. Немного из его истории: "Весной 1812 года здесь в квартире отца проживал Павел Пестель, будущий декабрист. В этом же доме родился писатель, поэт и драматург В. А. Соллогуб. Осенью 1823 года здесь снял квартиру Н. М. Карамзин. Здесь он написал 10-й и 11-й тома "Истории Государства Российского". Они продавались тут же в квартире Карамзина."

  8. Заходим под еще одну арку, встречаем типичного хозяина, а точнее хозяйку питерских двориков.

  9. А дальше уже выход на набережную Фонтанки, не единственный причем.

  10. Кошка одновременно демонстрирует нам язык и свое жилище.

  11. А рядом с кошачьим домиком весьма нетипичная деталь - щель между домами. Нетипичная, потому что большинство зданий лепили тогда  стенами друг к другу, не оставляя ни малейшего зазора.

  12. Возвращаемся обратно. Примечаем иронично разместившуюся в таком весьма угрюмом дворе студию "Позитив ТВ".

  13. Еще один выход на набережную. Есть свои плюсы в том, чтобы жить в центре! До цирка, который видно на противоположном берегу, минут десять пешком всего!
Формально это уже двор соседнего доходного дома Оржевского, который образует с нашим одну большую дворосистему.

  14. В центре с парковками не очень, каждый клочек земли используется под стоянку. А на стене кто-то оставил загадочную надпись "я тайком распускаю". Что бы это могло значить?

  15. Покидаем двор, напоследок ловим объективом еще одного кошака.

  16.  Двор посмотрели, теперь будет смотреть фасады! Практически напротив выхода с нашего двора расположился Дом Храповицкого - Дом Яфимович 1882 года постройки. Выглядит шикарно, хоть и обветшал слегка.


  17. Чуть дальше встречаем Дом Пиккиева. С 1840-х годов и вплоть до Октябрьской революции дом принадлежал купцу-cтарообрядцу Д.Н.Пиккиеву и его наследникам. Здесь долгие годы находилась моленная Поморского старообрядческого согласия. В 1848-1849 годах здесь проживал Ф. И. Тютчев. Если приглядеться, то можно заметить, как отличается четвертый, надстроенный в 1881 году, этаж от остальных.

  18. Соседство архитектурных стилей. Хоть два здания и построены с разницей всего в несколько лет, отличаются они очень сильно! Ближе к нам - Музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского, 1903 год, эклектика.

  19. А дальше - весьма необычное здание, с причудливым эркером (выступающая часть здания) и здоровенными окнами. Это особняк Н. В. Безобразовой, ныне - Академия театрального искусства.

  20. По нестандартным формам, витиеватым архитектурным деталям и году постройки можно легко сделать вывод об архитектурном стиле здания - это ярко выраженный модерн.

  21. Напротив нынешней академии раскинулся огромный даже не дом, а целый жилой комплекс страхового общества "Россия". Общество построило доходный дом с квартирами, различающимися по комфортности и цене. Основная часть жилого комплекса построена по проекту академика архитектуры Л. Н. Бенуа. Во внутренней отделке и создании художественной решётки принимал участие архитектор и художник Н. Д. Прокофьев. Фрагменты решетки ниже...


  22. Еще один.


  23. И это здание тоже относится к "России", та самая "основная часть".

  24. А вот этот дом приобрел себе архитектурную деталь на память с советских времен! Если не ошибаюсь, раньше вместо звезды был вензель хозяев дома...

  25. Перекресток с улицей Пестеля, названной в честь декабриста, про которого мы сегодня вспоминали.  Моховую улица делит на две почти равных части. Кстати, видите надпись "Антиквариат"? В этом районе какое-то нереальное количество таких лавок, да еще и объявления везде висят о скупке и продаже. Видимо, Невский проспект для них слишком дорог, а вот здесь - самое оно!

  26. Ничем не приметный дом... Стоп! А кто это там подпирает затылками балкон? Ба, да это же грифоны! Доходный дом, построенный в 1835-1846 годах архитектором А. Х. Пелем, купившим этот участок. Дом имеет три балкона, каждый из которых поддерживают четыре грифона.

  27. И снова антиквариат. Интересно, сколько из них торгуют нормальными вещами, а не впаривают богатеньким дурачкам всякий псевдоантиквариат? Стану богатеньким дурачком, обязательно проверю!

  28. И снова занятное соседство! На этот раз различаются не только стили, но и годы постройки. Слева направо (Моховая 19, 17, 15)

  • Детский сад № 88 (бывшая школа № 196), 1935 год, сталинский неоклассицизм.

  • Доходный дом, 1875 гойд, я бы сказал, эклектика

  • Особняк М. В. Штифтера - Санкт-Петербургский дом национальностей, 1914 год, модерн.


  29. Особняк Щербатовой - Дом графини А. Г. Толстой, на Моховой, дом 5. Интересно, голубой цвет, в который его красят - исторический, или чья-то причуда?

  30. Вот так вот незаметно мы и подошли к началу Моховой. Начинается она от улицы Чайковского. Великолепной зеленое здание, Особняк Е. М. Бутурлиной в стиле необарокко, отлично дополнит (и завершит) наш сегодняшний архитектурный винегрет.

  31. Костэн! Конец! Благодарю за внимание. Заходите еще!

Tags: Санкт-Петербург
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments