milutkin (milutkin) wrote in russiantowns,
milutkin
milutkin
russiantowns

Categories:

По городам Рязанского княжества. ч. 3. Городец Мещёрский (Касимов)

Оригинал взят у milutkin в По городам Рязанского княжества. ч. 3. Городец Мещёрский (Касимов)
Начало:
По городам Рязанского княжества. ч. 1. Вступление. http://milutkin.livejournal.com/51648.html
По городам Рязанского княжества. ч. 2. Городец Мещёрский (Касимов) http://milutkin.livejournal.com/51729.html

Касимов - один из древнейших и красивейших городов России. Своеобразие, уникальность Касимова в том, что это город двух культур, двух религий, двух историй - русской и татарской.

За время своего существования город имел несколько названий, первое из них - Городец Мещерский, данное по наименованию мещеро-угро-финского племени, обитавшего когда-то в междуречье Оки и Волги.


Пока мы размышляли об истории Касимова, сквозь тучи стало пробиваться солнце. Жить стало веселее. Тут мы заметили, что народ нескончаемым ручейком движется в направлении Благовещенской церкви. Да и немудрено, сегодня же Великая суббота, люди идут в церковь освящать куличи и яйца!

DSC_0263

Церковь Благовещения Божией Матери построена в 1740 году на месте деревянной, простоявшей на этом месте более 120 лет (как минимум с 1623 года). Далее несколько раз церковь расширялась, и к концу 18 века приняла современный вид. Во время СССР в церкви находился продуктовый склад, хотя сама она являлась памятником культуры союэного значения. К началу 90-х годов церковь сильно обветшала, начала разрушаться крыша, и продуктовый склад из нее переехал в более современное здание, а саму церковь в 1994 году передали в Рязанскую епархию.

Церковь стоит на склоне, поэтому фундамент со стороны алтаря немного заглублен.

DSC_0267

Обратите внимание на икону на наружной стене одного из приделов храма. Я такое вижу впервые!

Несмотря на близость Вознесенского собора,

DSC_0261

люди тянулись именно к Благовещенской церкви. Это наводило на мысль, что церковь особенная. Вошли в нее и мы. Там есть на что посмотреть!

DSC_0280

Храм оказался пятипрестольным!!! Этим и объясняется  обилие приделов, видимых с улицы.

DSC_0271

В приделах трапезной части храма верующих встречают два одинаковых иконостаса, отличающихся цветами. Слева красного цвета, справа зеленого. Оба иконостаса выполнены с помощью техники гипсового литья. Царские ворота в них - резьба по дереву.

DSC_0272

Оба иконостаса выполнены с помощью техники гипсового литья. Царские ворота в них - резьба по дереву.

DSC_0274

DSC_0279

Фрески на потолках не восстановлены, но даже в таком виде чувствуется прежняя роскошь храма.

DSC_0285

Обилие икон на стенах подсказывает, что с 1994 года до недавнего времени церковь была  главным храмом города.

DSC_0284

 Главный иконостас, синего цвета,  гораздо богаче.

DSC_0281


DSC_0288

Пока мы осматривали церковь, священнослужители освящали куличи всем желающим.

DSC_0290

После посещения Благовещенской церкви, наш путь лежал по Окскому спуску к реке.

DSC_0297

Ока сильно разлилась, и у нас не было возможности оценить ее ширину. Непонятно где находится основное русло. Если в Нижнем Новгороде при впадении в Волгу она имеет ширину около 800 метров, то здесь, говорят, всего лишь 350.

DSC_0296

Мы спустились на набережную и дошли до "Водяных ворот".

DSC_0295

"Водяными воротами"  в Касимове называют две ампирные, увенчанные чугунными полушарами, колонны, стоящие на Набережной у моста, при въезде с Оки.

DSC_0302

Еще эти ворота называют "Петровская застава" в честь того, что в этом месте в мае 1695 года поднимался с Оки, с пристани в город со своей свитой царь Петр I во время своего первого Азовского похода.

DSC_0300

В далекую старину у этих ворот сидел чиновник  из городского казначейства и взимал деньги за въезд в город.
Через Касимов проходил известный Касимовский тракт.

DSC_0306

Второй раз Петр I посетил Касимов в 1722 году во время Персидс­кого похода. Существует предание, что, проплывая по Оке на военном судне мимо Касимова, царь и его свита отметили живописность города, особенно понравилась всем недавно построенная Богоявленская церковь. Член царской свиты придворный шут Балакирев, услышав в раз­говоре, что сейчас в Касимове нет владетеля, попросил царя позволить ему называться касимовским ханом, на что царь дал свое согласие. Позже, уже во времена Екатерины I Балакирев, получив звание пору­чика лейб-гвардии Преображенского полка, вместе с тем получил и юридическое право касимовского владетеля; последние годы жизни Балакирев жил в Касимове, где и умер и похоронен за алтарем Богоявленской церкви.

Балакирев Иван Алексеевич (1699-1763 гг.) – придворный шут Петра Первого с нешутовской судьбой (есть замечательная пьеса Г. Горина, по которой поставлен не менее замечательный спектакль «Шут Балакирев»). Шута сильно избили батогами после того, как выяснилась его роль в любовной переписке между Екатериной (супругой Петра) и камергером Монсом. Шут был сослан, но затем прощен. Пожаловано ему было имение в Касимове (причем, бывшее ханское владение), там он и жил до своей смерти, там чудил – сохранились рассказы современников. Но где его могила – тоже неизвестно.

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31089/

И еще одно предание. Рассказывают, что подъезжая к городу и увидев белый высокий минарет мечети, царь принял мечеть за право­славный храм и перекрестился. Когда же ему сказали, что это не цер­ковь, а мусульманская мечеть, Петр I в сердцах приказал судовому артиллеристу снести верхушку минарета, что артиллерист и сделал. И мечеть долгие годы стояла без «головы» и только при Екатерине II татары выхлопотали позволение достроить ее.

DSC_0327

Вторая часть нашей прогулки проходила в южной части города. Там находится Ханская мечеть и усыпальница (текие) хана Шах-Али
Памятник средневековой архитектуры, построенный в 1556 году. Представляет собой белокаменное, двухкамерное сооружение со сводчатыми перекрытиями, арочными дверными и оконными проёмами.

Касимов. Мавзолей

О мечети я уже рассказывал в ч.2. http://milutkin.livejournal.com/51729.html

Странная жизнь шла в городе в XVII веке. На городском торгу слышалась разноязыкая речь; в уличной толпе мелькали и русские кафтаны, и татарские халаты; спозаранку одна часть горожан под колокольный благовест спешила в церковь, другая, - благоговейно вслушиваясь в голос, взывающий с минарета, шествовала в мечеть. А многие из мордвы и мещеры втайне продолжали исповедовать древние языческие культы.

Молились разным богам, но жили мирно, исподволь перенимая друг у друга кулинарные рецепты, секреты ремесленного мастерства, особенности национальных узоров, украшавших одежду, бытовые и ювелирные изделия. И сколько удивительных страниц, связанных с событиями общерусской жизни, вплеталось в многовековую историю этого затерянного в лесной глуши городка!


После революции Касимов оказался частично изолированным от окружающего мира. До конца 50-х годов ХХ века единственной транспортной артерией, связывающей город с другими населенными пунктами, была река Ока. Благодаря этому, город без особых потерь пережил тяжелые времена и сохранил свой первоначальный исторический облик.

DSC_0309



После осмотра мусульманских достопримечательностей Касимова наш путь лежал в Рязань. До нее всего 160 километров.

http://maps.yandex.ru/-/CVVZi-5o

Продолжение следует...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments