milutkin (milutkin) wrote in russiantowns,
milutkin
milutkin
russiantowns

Category:

По городам Рязанского княжества. ч. 2. Городец Мещёрский (Касимов)

Оригинал взят у milutkin в По городам Рязанского княжества. ч. 2. Городец Мещёрский (Касимов)
Начало: По городам Рязанского княжества. ч. 1. Вступление. http://milutkin.livejournal.com/51648.html

Много ли моих соотечественников знают, что такое Касимов, где он? Еще меньше отдают себе отчет в том, какое он имел значение для истории России. Как в рассказе Рея Бредбери - раздавили бабочку, улетая на машине времени в прошлое, а вернулись в другой мир. Касимов - как та бабочка. Россия была бы иной, не будь Касимова. Без ханства иначе сложилась бы история. Не будь касимовских татар, скучней была бы национальная палитра России, не было бы столь часто поминаемой способности русского человека понять представителя другой нации.

  Утром 4 мая, несмотря на неустойчивую погоду , мы с женой отъехали из родного города в сторону Рязанского княжества. Навигатор показал расстояние до первой точки нашего путешествия, города Касимова, 240 верст. Стоило удалиться от Дзержинска на 100 километров, как начался мелкий, противный дождичек, грозящий свести на нет радость нашего путешествия.

   Старинный , давно обследованный нами Муром, мы проезжали под проливным дождем. Но что может остановить путешественников, жаждущих новых впечатлений?! После трех часов неспешной езды и смены четырех пар лошадей, мы прибыли в древний город Касимов Городец Мещёрский.


флаг
Все путешествующие на автомобилях въезжают в город, попадая сразу же на главную улицу - Советскую. Раньше она называлась Большой и по-моему, это название точнее соответствовало содержанию. На ней расположены все главные здания города,начиная от администрации , и кончая музеями. Попадаются довольно солидные здания, только требующие ремонта.

DSC_0247

По случаю субботы на улице наблюдалось столпотворение: десятки машин, припаркованных у магазинов и отъезжающих создавали пробку среднего размера. Советская улица упирается в главную высотную доминанту города - Вознесенский собор, который стоит на Соборной площади.

DSC_0248

Вознесенский собор- главный храм города, возведенный в 1854-1862 годах по проекту рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, разобрана в 60-х годах XX века.

Касимов Колокольня Вознесенского собора

Собор построен в стиле архитектуры второй половины XIX века с применением в декоративной обработке фасадов не только ложнорусских фасадов, но и татарских. Сегодняшний Вознесенский собор был возведен на месте каменного Вознесенского собора 1748 года, который в свою очередь был построен на месте деревянной церкви Вознесения.

DSC_0250

В 20-х годах ХХ столетия был закрыт; перед этим некоторое время находился в распоряжении обновленцев.
В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. В 1960 году соборная колокольня была разобрана.
Вознесенский собор возвращён Церкви в 1998 году. В 2001 году с помощью благотворителей началось восстановление Вознесенского собора.


DSC_0252
Оставив машину на центральной улице, мы отправились гулять по историческому центру города. Как настоящие туристы осмотр мы начали с сувенирного магазина. В этом же магазине оказался музей самоваров. Несмотря на низкую цену входного билета (всего 30 рублей), осматривать экспозицию нам не захотелось, тем более, что за возможность фотографирования нужно  заплатить еще 50 руб. и получить благословление  настоятеля .
Выйдя на улицу, мы обогнули слева Вознесенский собор и оказались на Соборной площади. Окружают площадь довольно солидные, для уездного города , здания.

DSC_0254


DSC_0311

И тут наш взгляд упирается в сильно обветшавшее здание церкви, стоящей тут же, на Соборной площади, между неплохо отреставрированными домами- это церковь Успения Пресвятой Богородицы.

DSC_0256

Успенская церковь, «что прежде была Трех Святителей», находится недалеко от соборного храма. Она была построена в 1775 году и, несмотря на малый приход, всегда была «благолепна и благоукрашена». Ее внутренне великолепие отмечали все Владыки, которые посещали город Касимов. Как и многие православные храмы, эта церковь не раз перестраивалась и подновлялась.

DSC_0253

Печальна история закрытия Успенского храма. Еще в 1933 году комиссия в составе предгорсовета, райтехников, технорука и техника-прораба составила акт о плохом состоянии храма. Он уместился на половине листа. Комиссия считала, что здание надо взять под наблюдение «путем постановки на имеющихся трещинах маяков». В 1934 году, несмотря на протесты верующих, храм был закрыт.
В 1936 г. Успенскую церковь постановлением Касимовского горсовета было решено переоборудовать под центральную библиотеку. В 1939 году, несмотря на ходатайства, верующих церковь была превращена в склад, хотя первоначально его предполагалось разобрать.


Торговые ряды, которые находятся чуть ближе к Окскому съезду, тоже не могут порадовать свежей краской глаз туриста.

DSC_0258

Везде царит запустение(((  Может быть еще пасмурная погода добавляла серых красок в палитру города.

DSC_0268

Самое время сесть на ступени  торговых рядов, и глядя на окские дали, задуматься о непростой истории этого древнего города.

DSC_0257

Городец Мещёрский
Касимов принадлежит к числу наиболее древних городов России. Дошедшие до нас предания свидетельствуют, что он существовал под названием Городец Мещерский ещё до нашествия Батыя.

Официальной датой возникновения Касимова считается 1152 год.

Она также не находит безусловного подтверждения в летописных текстах 12 века. Но некоторые, не вполне ясные, записи летописцев позволяют предположить, что именно в этом году суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий повелел возвести крепость Городец Мещерский.

Юрий Долгорукий - один из более выдающихся деятелей русской истории 12 в. Сын великого князя киевского Владимира Мономаха, он получил в удел Ростовскую землю, находившуюся на северо-восточной окраине Древнерусского государства.

Юрий Долгорукий
Юрий Долгорукий (90-е гг. XI в. — 1157)


После смерти отца Юрий перестал подчиняться князьям, находившимся в Киеве, и сам повёл борьбу за великокняжеский стол на берегу Днепра. Одновременно Юрий Долгорукий трудился над укреплением собственного княжества, столицу которого он перенёс в Суздаль. Так, на юго-западной окраине суздальской земли им были основаны Москва, Дмитров, на важных торговых путях внутри княжества - Переславль-Залесский, Юрьев -Польский. Очевидно, Юрий должен был заботиться и об укреплении восточных рубежей своей земли, со стороны Рязанского и Муромского княжеств, с которыми приходилось время от времени вести междоусобные войны. Нуждался он и в опорных пунктах на случай возможного столкновения с мордовскими племенами .Волжской Болгарией, находившимися ещё дальше на восток. Поэтому, вполне возможно, что именно с этой целью Юрий Долгорукий возвёл новую крепость в среднем течении Оки, на стыке Рязанского и Муромского княжеств, в глубине мещерских лесов.Так Городец Мещерский стал форпостом на юго-восточных рубежах суздальской земли. Поэтому его можно считать одним из "братьев" Москвы и других городов, основанных Юрием Долгоруким в середине 12 в.

Городец Мещерский располагался на месте современного Касимова, но в полутора верстах к востоку от нынешнего центра города, на высоком мысе у впадения речки Бабенки в Оку. В основе своей он представлял типичное для того времени "мысовое городище", защищенное почти со всех сторон естественными преградами: речкой Бабенкой, протекавшей вокруг крепости с севера и северо-востока, полноводной Окой-с юго-запада и запада. Правда, сама крепость находилась не на самой стрелке мыса, которая расположена в низине, а повыше, от Оки к северо-западу, ближе к предпоследней излучине Бабенки. Город имел и обычные для того времени древо-земляные укрепления. Это был и крутой земляной вал, по верху которого шел частокол из бревен, поставленных вертикально, вплотную друг к другу. По углам крепости и над воротами возвышались деревянные башни. Вокруг Городца Мещерского, на ближних подступах к нему, располагалось еще пять небольших земляных крепостей.

В 1237г. началось нашествие хана Батыя на Русь. Первыми его удару подверглись рязанские земли. Разрушенный татаро-монголами Городец Мещерский не исчез в глубине веков, как это произошло со многими городами Руси в период нашествия Батыя. В обстановке подъема, вызванного Куликовской победой, Городец в Мещерской земле вскоре возродился. Строительство нового города велось в конце 14-начале 15 вв. он был восстановлен не на старом месте, над устьем Бабенки, а несколько выше по течению Оки, между двумя глубокими оврагами, которые позднее стали называться Успенским и Никольским. И доныне здесь находится центр современного Касимова. Место казалось еще более удачным, чем прежнее.

У города появилось еще одно название: Новый Низовой Город. Оно объясняется тем, что путь из Москвы во вновь построенную крепость вел вниз по течению рек Москвы и Оки. Наименование города в зависимости от географического положения по отношению к Москве свидетельствует и об усилении влияния московских князей в мещерском крае, их заинтересованности в закреплении за собой отстроенного города.

Включение города в состав владений великих князей московских произошло во второй половине 14 в., возможно, еще до Куликовской битвы.

Касимовское ханство

В 15-17 вв. Касимов пережил один из наиболее замечательных периодов своей истории. Он был столицей небольшого татарского ханства, зависимого от Москвы. Особое значение имели ближайшие родственники ханов, сыновья или братья. Их именовали в Москве "царевичами", поскольку сами ханы удостаивались титула "царей".

В1446 г. на Руси объявились два "царевича" - Касим и Якуб, сыновья казанского хана Улу-Мухаммеда.



Касим-хан. 1452 -1469 гг., первый хан казанской династии.
За верность и важные услуги князь Василий пожаловал Касиму Низовой Городец. Было это в 1452 году. Так по княжьему указу в глубине мещёрских лесов возникло Касимовское царство, просуществовавшее с 1452 по 1681 годы. В состав царства входили уезды Рязанской и Тамбовской губерний (Касимовский, Шацкий, Елатомский, Темниковский).
Касим скончался в 1469 году.
В памяти народной Касим остался как воин, строитель первой мечети в Русском государстве, до наших дней сохранился лишь минарет первой мечети.

DSC_0312

Белокаменная Старая мечеть (1470 г.) была построена еще при первом хане Касиме на Татарской горе. Мечеть по указу Петра I в 1702 г. была разобрана, но минарет остался. Он является одним из самых старых сохранившихся зданий татарской (и вообще мусульманской) архитектуры на территории России.

DSC_0313

В 1768 г. после разрешения Екатерины II мечеть стали строить вновь из белого камня на старом основании.
Мечеть XIX в. представляет собой прямоугольный двухэтажный объем с минаретом у северо-западного угла.

DSC_0328

В настоящее время в мечети расположена часть экспозиции Касимовского краеведческого музея (другая часть - в бывшем доме купца Алянчикова).

DSC_0317

Здесь собрана небольшая коллекция предметов по истории касимовских татар. Это в основном предметы XIX века.

DSC_0318


DSC_0319


DSC_0322

На втором этаже здания расположен молельный зал (на сегодняшний день совершенно пустой). Честно говоря музей не оставил у меня глубоких впечатлений, из-за скудности экспозиций.

DSC_0324
Над крышей мечети возвышается шпиль с «яблоком» и стоящим над ним полумесяцем — символом ислама.
В минарете имеется винтовая лестница, сложенная из белокаменных блоков, по которой можно подняться на его ходовую площадку; она освещается маленькими щелевидными окнами.


Якуб-хан (Ягуб). 1469 - 1471 гг.
О царствовании младшего брата Касима — Якуба, к тому времени уже явно немолодого человека — сведений почти нет. Известно лишь, что он до этого нёс службу в качестве военачальника при дворе Великого Князя, а  жил в Костроме. Находившиеся при русском войске тюрки именовались служилыми татарами или казаками (козаками).


На территории Московской Руси полыхала в это время феодальная война. Когда феодальная война завершилась победой Василия Тёмного, он "пожаловал" царевичу Касиму Городец Мещерский. Это произошло около 1452 г. Кроме того, под властью Касима оказалась обширная территория. Так на восточных рубежах московских владений появилось целое татарское ханство во главе с потомками ханов Золотой Орды, принадлежавшими к одной из ветвей династии Чингисидов, восходящей к Чингисхану.

Хан Касим           Хан Касим

Касимовское ханство было создано самой Москвой на территориях, входивших в то время в состав Московского государства.

Около 1468 г. царевич Касим умер. Его преемником стал сын - царевич Даньяр. С 1471 г. город стал называться Касимов - по имени первого татарского правителя.



Данияр (1471-1486 гг.), последний хан казанской династии.
Престол Касима унаследовал сын Касима Даньяр. При нём город был переименован в Касимов – по-татарски Кизи-Керман (Хан-Керман). Это событие произошло в 1471 году. Под этим же годом касимовские татары и их предводитель упоминается в летописи в связи с походом на Новгород. Поход был удачным, князь Московский Иван III одарил Даньяра и его воинов и отпустил в Мещёру. В 1472 году Даньяр с дружиной выступил под город Алексин и принудил сарайского хана Ахмата покинуть пределы Руси. В 1477 году крымский хан просил ежегодно посылать против Ахмата царевичей Даньяра и Муртазу, обещая со своей стороны помощь Ивану III против польского короля Казимира. В этом году Даньяр с касимовскими татарами присутствовал при падении Новгородской республики. После этого имя касимовского правителя Даньяра нигде не упоминается. На Даньяре пресёкся в Касимове род Улуг-Мухаммеда.

Во главе Касимова стоял хан ("царь") или султан ("царевич"). Он мог быть только мусульманином. Татарское население ханства исповедовало ислам. С населения ханства в ханскую казну поступали налоги (дани и оброки). Их сбор осуществляли специальные чиновники (даруги). Контролировал доходы и расходы ханства вельможа, имевший должность казначея. Касимовские татары несли военную службу в составе российских войск. Во главе со своими ханами они активно участвовали практически во всех крупных войнах. Которые вело Московское государство и в конце 15 в., и в 16-17 вв. Таким образом, касимовские ханы и их сподвижники постоянно присутствуют на страницах русской истории.



Касимов в XVI в
Касимов в XVI веке

Касимовские ханы приносили Московскому государю присягу на верность (шерсть). Делами касимовского ханства в Москве ведал Посольский приказ, что также свидетельствовало об особом статусе ханства, наличии некоторых признаков отдельного государства. На самом деле касимовские ханы оставались в полной зависимости от московских великих князей. Москва была заинтересована в возведении на казанский трон лояльного по отношению к ней хана. Существование Касимовского ханства во главе с правителями-мусульманами показывала всем сопредельным странам, что Московское государство вполне лояльно относится к иноверцам. Это укрепляло позиции сторонников Москвы, прежде всего в татарских ханствах Крыма, Казани, Астрахани, Сибири.

Всего на касимовском троне побывало 14 правителей. Все татарские правители Касимова были чингисидами, то есть прямыми потомками Чингисхана и его старшего сына Джучи поскольку именно на территории его улуса возникло Золотая Орда. Иногда после смерти или отставки хана московское правительство не сразу успевало назначить в Касимов его преемника , тогда в городе на Оке возникало своего рода "междуцарствие" .

Нур-Даулет стал "царем" в Касимове в 1486г. Он получил этот титул, поскольку ранее некоторое время был ханом крымским. Его предшественники и ряд преемников носили титул "царевичей".

Шах-Али принадлежит к числу наиболее известных касимовских ханов. Он обладал проницательным умом и воинскими способностями. Участвовал Шах-Али в походах Василия 3 и Ивана грозного против Казанского ханства. После Шах-Али касимовский трон занял Саин-Булат. Он также принадлежит к числу потомков хана Ахмата и был дальним родственником Шах-Али. Саин-Булат имел титул " царя ", хотя ранее нигде не был ханом.



Саин-Булат (1570-1573 гг.), последний хан астраханской династии.
Начиная с 70-х годов XVI века началась христианизация касимовских царевичей (в 1573 г. принял крещение Сеин-Булат и был наречен Семионом (о котором написано в российской исторической литературе, пожалуй, больше, чем о других ханах вместе взятых)
Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат) — касимовский хан в течение 3-4 лет, затем номинальный Великий князь. Вместе с отцом Бекбулатом перешел на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. Участвовал в Ливонских походах 70-х гг. XVI века. В 1573 году крестился (Симеон Бекбулатович). Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля Симеон был коронован и стал называться Великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским. Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на "удел" Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич. "Политический маскарад" (по В.О. Ключевскому, по С.Ф. Платонову), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть, современниками и историками объяснен не был.

Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год "московскому царю смерть", необходимость усиления террора и др., а также ''забавы, мол, Грозного'') не доказано и не опровергнуто. Через 11 месяцев Симеон получил в удел земли в Твери, лишившись своего титула царя всея Руси, а Иван Грозный снова стал царем. Земельные владения Симеон потерял при царе Борисе Федоровиче Годунове. В 1606 году был пострижен в монахи под именем Стефана и отправлен в Соловки. Есть сведения, что он был ослеплен (отравленным вином). Умер в 1616 году в Москве. Похоронен в Симоновом монастыре.
Касимов. Стар.

В 1600 году по повелению Бориса Годунова касимовским царем стал Ураз-Мухамед, происходивший из ханов Киргиз-Кайсацкой Орды. В середине 19 века на Старопосадском кладбище в Касимове был обнаружен могильный камень с именем Ураз-Мухаммеда. Вероятно, касимовским татарам во времена Смуты удалось отыскать в Оке тело своего предводителя, привезти в Касимов и похоронить.

По завершению Смуты в 1617 г. царем в Касимове стал Арслан, внук сибирского хана Кучума, с которым в 16 в. воевал знаменитый Ермак.

Касимов . Рисунок Олеария
Рисунок Адама Олеария панорамы города Касимова во время его путешествия в 1636 году

Значительно ослабла к концу 17 в. и угроза со стороны Крымского ханства. В этой связи предпринимаются усилия по христианизации населения ханства, как татар мусульман, так и еще поклонявшимся своим языческим богам мордвы.

В 17 в. усиливается власть воеводы, который назначался из Москвы. Он наблюдал за деятельностью хана, доносил в Москву о любых своих подозрениях, особенно о контактах с мусульманами за рубежом. Воевода контролировал сбор налогов и пошлин, часто вмешивался в дела внутреннего управления. Сам Арслан считал себя подданным царя Михаила Федоровича, обращаясь к царю он именовал себя холопом.

Продолжение следует...                                          

Tags: Касимов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments