?

Log in

No account? Create an account
Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Средневековая крепость. ч.4. Северная башня [Mar. 19th, 2013|10:16 am]
Города и веси России

russiantowns

[milutkin]
[Tags|]

Оригинал взят у milutkin в Средневековая крепость. ч.4. Северная башня
  Продолжение рассказа о башнях Нижегородского Кремля. Сегодняпоговорим  о Северной башне и уникальном подъемнике -фуникулере, конструкция которого была придумана нижегородским изобретателем В.И.Калашниковым и воплощена в жизнь в XIX веке.

DSC_1838
[Башня + фуникулёр]

Круглая Северная башня расположена над устьем Почаинского оврага, выходя фасадом на овраг и на скат волжского берега. От башни открывается прекрасный вид на речные просторы и Стрелку.

DSC_1795

  Башня занимает северо-западный угол нагорной части кремля и получила название в позднейшее время по географическому положению.

DSC_1823

   Все документы XVII в. называют башню либо Ильинской, либо "науголной", т. е. угловой. Название
"Ильинская" происходит от располагавшейся на противоположной стороне Почаинского оврага церкви
Ильи пророка, по легенде поставленной якобы нижегородцами на месте, где был убит руководитель
ногайцев во время осады Нижнего Новгорода в 1505 г. Писцовая книга 1621-22 гг. сообщает о башне:
"Башня Ильинская уголная, а в ней три бои: верхней, середней, нижней, да из нижнего бою выход за город:
невеликие дверцы. Из нижнево бою вдоль по стенам для очищенья 3 окошка бевых, ис среднего бою 4
окошка боевых, св верхнево бою з зубцов 7 окон боевых". Сведений о вооружении башни в XVII нет.
Общий силуэт башни хорошо виден на зарисовке Олеария, сделанной в 1636г.

Олеарий 1656 г

   Устройство башни аналогично устройству Коромысловой и Тайницкой башен, но имеются некоторые
отличия в деталях. Башня также имеет 4 яруса и два входа, ведущие непосредственно в ее центральные
помещения. Переход в нижний ярус оборудован в толще стены слева от башни.



Северная башня. старое фото

Самая верхняя правая- Северная башня

В нижнем ярусе, сохранившем купольное перекрытие на месте подоконника боевой камеры,
выходящей в сторону Тайницкой башни, устроена лестница-здесь, видимо, и были упоминаемые
Писцовый книгой "невеликие дверцы". Верхние ярусы имеют перекрытия позднейшего происхождения
в виде кирпичных сводиков на металлических тавровых балках.

Документы XVIII века отмечают значительные разрушения в башне.

В числе других Северная башня чинилась в 1787- 1788 гг. В начале XIX в. была занята "вещами
полиции".

Северная башня

   В XIX и начале XX в. башня использовалась воинскими частями, размещавшимися в кремле, как складское помещение.

DSC_1806

   Примыкавшее к башне прясло в сторону Часовой башни является самым коротким по длине среди
прясел Кремля - оно имеет длину всего 39 м.


DSC_1797

Будучи обращенным почти на север, оно в меньшей степени подвергалось резким с суточным колебаниям температур и поэтому имеет хорошую сохраность.

DSC_1794

DSC_1793

В части, примыкающей к Северной башне, на лицевой поверхности его со стороны поля ясно виден
заложенный свод арка Можно предположить, что в XVI-XVII вв. здесь существовал проем для стока вод, скапливавшихся от осадков в этой части кремля.


Северная и Часовая башни. Элеватор

Современный горизонт поверхности у Северной башни и прясла примерно соответствует древнему.

DSC_1833

В конце XIX века возле Северной башни был устроет подъемник (элеватор) для подъема нижегородцев с Нижнего
базара в Кремль и пересадки их там на электрический трамвай.

Нижегородский фуникулёр или элеватор, как его называли нижегородцы, своим рождением обязан одному из
самых знаменательных событий в жизни города - Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896
года.

Однако нельзя сказать, что мысль об улучшении подъема в гору и кремль, возникла у губернатора, чиновников
городской управы только после царского указа о Всероссийской выставке. Дело в том, что географическое
расположение города на высоком правом берегу Оки и Волги, изрезанном оврагами, и ранее заставляло искать
инженерные решения, чтобы преодолеть значительный перепад высот, с которым с трудом справлялись конные
экипажи.

 Известный механик В. И. Калашников еще в 1885 году, обратился к голове с предложением установить подьемник
для доставки жителей Нижнего Новгорода с Нижнего базара ( Скоба начало улицы Рождественская ), на Верхний
базар ( ныне площадь Минина ), конечный пункт подъема должен был находиться на территории Кремля.

Увы, предложение Калашникова в городской управе осталось без последствий.

Это не значит, что решение проблемы не было актуальным. На одном из заседаний городской думы гласный Уткин
заявил, что всякое приспособление для подъема грузов и людей на гору городскому населению очень полезно и
выгодно, поскольку все материалы (лес, камень, дрова и т. п.), доставленные с берега реки на гору, увеличиваются
в цене за счет доставки более чем на 30%. Механизированный подъем мог бы составить населению огромную
экономию.

Элеватор. Общий вид

Городская дума несколько раз рассматривала различные проекты подъемников, но был одобрен проект
именно В.И.Калашникова. в 1896 году к открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки
элеватор был запущен.

  Кремлевский элеватор 2           Фуникулёр. 19-век
                                                                                                              Вагоны элеватора (фуникулёра) на разъезде.
                                                                                                                      Ориентировочно 1890-е годы.


Кремлевский элеватор был пущен к открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896
года. Идея подъемника была высказана известным механиком-самоучкой В.И.Калашниковым еще в 1885 г. Два
вагончика элеватора работали в режиме маятника: они были соединены между собой гибким шлангом. Внизу
каждого находилась емкость с водой. Когда емкость верхнего вагона заполнялась, он под действием силы тяжести
спускался вниз. Одновременно в нижнем вагоне сливалась вода, и он легко скользил вверх. В зависимости от
числа пассажиров объём заливаемой воды мог быть разным. Ширина колеи фуникулёров с достоверностью не
установлена (скорее всего, 1000 мм). Протяжённость линии Кремлёвского фуникулёра составляла 173 метра,
перепад высот — 63 метра.
Кремлевский элеватор проработал до 1928 г.Тогда он был разобран "за ненадобностью".

Кремлевский элеватор 5Кремлевский элеватор. В верхнем правом углу фото Северная башня


Кремлевский элеватор (фуникулер) находился на откосе Часовой горы у прясла Часовая — Северная и представлял
собой механический подъемник для перевозки пассажиров между нижним посадом и верхней частью города. Тоннель
находился непосредственно под пряслом. По свидетельству архитекторов И. С. Агафоновой и В. В. Краснова, верхний
вокзал — двухэтажное деревянное на каменном фундаменте здание с башенкой в стиле модерн — располагался на
откосе внутри кремля.

Кремлевский элеватор 4
Верхний вокзал кремлевского элеватора — двухэтажное деревянное на каменном фундаменте здание с башенкой в стиле модерн. Рельсы  уже не видны.

Вплотную к нему позднее были пристроены различные деревянные павильоны и террасы, принадлежавшие
Нижегородскому губернскому общественному собранию. Одноэтажное деревянное здание нижней станции
располагалось между сторожкой церкви Рождества Иоанна Предтечи и Бугровским ночлежным домом.

Элеватор. Нижний вокзал
Нижний вокзал кремлевского элеватора

Его архитектурное убранство отражало фольклорное направление “русского стиля”.

Кремлевский элеватор Элеватор
Конечная остановка Нижне-Базарной линии трамвая у церкви св. Иоанна Предтечи.
Далее — пересадка на элеватор, подъём к кремлю и переход к линиям верхней части города.
 1898-1899 годы». Фотография из книги «Ваш друг трамвай: Век нижегородского трамвая»
.

Кроме Кремлевского в Нижнем новгороде был открыт еще один подобный элеватор на Похвалинском съезде.
Кремлевский и Похвалинский фуникулеры появились в Нижнем Новгороде к открытию XVI Всероссийской
промышленной и художественной выставке 15 июля 1896 года и как отдельные механические устройства служили
для перевозки пассажиров с набережных в верхнюю часть города и наоборот. Эти инженерные сооружения
совместно с трамваями образовывали замкнутую транспортную систему, связавшую важнейшие точки города.
Кремлевский элеватор соединял улицу Рождественскую с Кремлем и отличался наибольшей пропускной
способностью.

Элеватор. Вис снижней стороны.


В 1927 году кремлевский фуникулер окончательно был закрыт. За годы советской власти постройки станций
элеватора были утрачены, тоннель засыпан, место, где он проходил под кремлевской стеной, заделано кирпичной
кладкой.

DSC_1807

До наших дней сохранились только подпорные стены тоннеля с мостиком над ними и портал въезда под прясло между Северной и Часовой башнями.

DSC_1817

В настоящее время ведутся проектные работы по восстановлению кремлевского фуникулера.

DSC_1799

Проектом, разработанным НИП «Этнос» в 2006 – 2007 годах (научный руководитель: архитектор И.С. Агафонова,
архитекторы Л.М. Москалева, Н.П. Свищева, Е.Д. Донская), предусматривается сохранение и реставрация
уцелевших фрагментов исторического комплекса Кремлевского фуникулера (портала, подпорные стенки,
мостика), восстановление сообщения через туннель, воссоздание «верхней» и «нижней» станций.

С целью завершения историко-архитектурного комплекса площади Народного единства, здание «нижней» станци
и фуникулера воссоздается в облике 1896 года, но в новых материалах. Наоборот, верхняя станция проектируется
как откровенно новое полуподземное здание, нейтральное по отношению к ансамблю кремлевских стен и башен.

В случае реализации проекта НИП «Этнос» по воссозданию Кремлевского фуникулера у Нижнего Новгорода
появится хороший шанс укрепить свои позиции на рынке туризма.


DSC_1822

Но нет пророка в своем отечестве. Проектные работы отдали самарской фирме.

"Проект разрабатывает самарский проектный институт, согласно муниципальному контракту его стоимость составит
12 млн рублей. Планируется, что сохранившаяся верхняя станция кремлевского элеватора будет восстановлена в первоначальном виде, а нижнюю планируется сделать современной, возможно, из стекла", - сказал И.Матвеенко.
В августе 2013 года должно быть завершено проектирование объекта.

Пока же, как сообщил  глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов, планируется завершить проектно-изыскательские работы. Предполагается, что по трассе длиной в 150 м будет двигаться 1 вагон вместимостью 40
человек.


Начало:
Зачатьевская башня- http://milutkin.livejournal.com/22281.html
Никольская башня - http://milutkin.livejournal.com/40383.html
Коромыслова башня - http://milutkin.livejournal.com/42488.html
Тайницкая башня - http://milutkin.livejournal.com/42587.html
linkReply

Comments:
[User Picture]From: hrenov_drummer
2013-03-19 09:29 am (UTC)
Дядь, научись катом пользоваться, второй день простыни вывешиваешь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: milutkin
2013-03-19 09:36 am (UTC)
Это у тебя что-то с ТВОИМ журналом. У меня все под катом. Без ката модераторы не пропустили бы.

Edited at 2013-03-19 09:37 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hrenov_drummer
2013-03-19 09:42 am (UTC)
Не-не, ты под спойлер кладешь, а не под кат. Спойлер отличается от ката тем, что грузится сразу, даже до клика на ссылку. А фоток много.
Клади под кат, будьласка.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: milutkin
2013-03-19 09:44 am (UTC)
Спасибо за просвещение. Постараюсь))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hrenov_drummer
2013-03-19 09:47 am (UTC)
Да не за что!
А фотки хорошие :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: milutkin
2013-03-19 09:51 am (UTC)
Рад, что читаешь!)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennism
2013-03-19 10:42 am (UTC)
Это хорошо, если восстановят!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: milutkin
2013-03-19 11:23 am (UTC)
Восстановят всяко!
(Reply) (Parent) (Thread)