?

Log in

No account? Create an account
Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Переулками Владимира [Mar. 17th, 2013|12:44 am]
Города и веси России
russiantowns
[beryl]
[Tags|]



Поездка во Владимир вышла почти случайно - материал для простенького фоторепортажа хотелось взять за пределами Московской области. В таком длинном формате, скорее всего, мои репортажи выходить не будут, а вот из этой песни слов и фотографий уже не выкинешь. Через небольшие детали хотелось показать уют такого простого города для путешественников, как Владимир.


Из Москвы во Владимир надо ехать по железной дороге, воспользовавшись обычной электричкой. Так, чтобы миновать Реутов, Орехово-Зуево и ерофеевские места – Петушки.

Путь в 190 километров от Курского вокзала до станции Владимир займет около трех с половиной часов. В сутки идет всего 4 пары электропоездов, самый ранний (на который нам и надо) отправится с тупика Горьковского направления в 08:12 утра, когда еще темно.

Народу в вагонах на удивление много, кто-то стоит в проходе, поругивая мо́лодёжь, не желающую уступать мест. Пожилая женщина напротив беседует с соседом-старичком о здоровье и привычках, которые заметны на лице. Беседа плавно переходит на лис и кабанов, забредающих в деревню. Лицо у женщины красивое и ухоженное. На соседних лавочках расположились очень типичные мужчины – скромно одетые, с густыми плотными усами и очень русскими лицами, без характерного самодовольства, уныния или злости. Приятные лица участковых, пожарных и моряков из детства. За спиной журчит русский мат сквозь бытовые подробности работы мужика с соседней области в столице. В электричке становится теснее. Проходят контроллеры-кассиры с охранниками, обилечивающие и отфутболивающие пассажиров без билетов.

За Орехово-Зуево людей в вагоне становится меньше, а за Петушками и вовсе по три человека на две лавки. Разговор о лисах, идущий напротив, дополняется красочными подробностями о запахе и худощавости рыжих бестий, которые перед весной бегают грязными и тощими. За окном несколько раз проплывают темно-красные громадины заводов начала XX века. В них чувствуется усталость и отчужденность, к этому чувству мы еще вернемся. Пространство за окном выглядит довольно обжитым. Ощущение что мощная Россия здесь только начинается, разгоняется как паровоз с тяжелым составом на Транссибе. Собственно тут начинается одно из направлений Транссибирской магистрали, так называемый «новый путь», который пойдет на Восток, через Владимир к Нижнему Новгороду и дальше. Эта железная дорога одна из самых старых в России - движение до Владимира было открыто в 1861 году (в том же году отменили крепостное право). Стариной объясняется и невероятное очарование старинных зданий на этой дороге и их разрушенность.

О ландшафте говорить не приходится – слова не идут. Одним словом Восточно-Европейская равнина. Да еще зима на дворе, с недавно прошедшей сменой оттепелей и заморозков, нету пушистого покрывала, скрывающего изъяны. Тут и там торчат голые черные ветки деревьев вдоль откосов и идут грязно-белые поля. Невольно начинаешь сочувствовать грязным и худым местным лисам. Летом здесь наверное красиво.

Радуют новые переезды, с обзорными диспетчерскими, которые выглядят даже изрядно большими. Переход Московской области во Владимирскую незаметен, пока не спохватываешься, заметив что остановки стали совсем уж редки. Встречаются и остановочные пункты, такое впечатление по длине рассчитанные на пару вагонов. Возможно, что высадка и посадка на таких остановках происходит только через несколько передних дверей длинной московской электрички. Скорые поезда брезгуют всеми подобными полустанками и начинают останавливаться только во Владимире. Там находится станция стыкования родов тока, которыми питаются тяговые двигатели электровозов и электропоездов. 3 000 вольт постоянного тока Московского региона сменяются 30 000 вольт переменного тока Горьковской и Северной дорог.

Владимир встречает типичным советским вокзалом из стекла и бетона, толпой около входа в здание (а также турникетами на выход) - и ментами*. В конце платформы (это что-то новенькое) стоят охранники и милиция, охраняя свободу от безбилетников (и не говорите мне, что это полицейские, в регионах всегда была, есть и будет милиция, и не важно что за закон приняли). Но все же прибывающую электричку невзначай «пасут», вход в вокзал пожалуйста, только через рамку. Впрочем поголовного досмотра нет, рамка пищит но пропускает. Безбилетники не прыгают через турникеты (эта забава остается очевидно в Москве), ведь рядом милиция (и даже сканер, совсем как в аэропорту). Ну да, здесь же останавливается «Сапсан», кстати пролетевший около часа назад мимо нашей электрички. В целом, ничего напрягающего, между Москва-Каланчёвской с бомжами и порядком на Владимирском вокзале я бы выбрал последнее, просто потому что как на вокзале в Хельсинки здесь все равно не будет.

*Для меня «менты» это общественное явление, а конкретные милиционеры это люди, во Владимире довольно спокойные и приятные.

Вообще-то после выхода с вокзала следует идти направо к лестнице, в исторический центр, минуя автовокзал, расположенный на возвышенности и оставляя стайку маршруток позади внизу. Я конечно же пошел не так. Кстати напротив здания вокзала, метрах в тридцати от него, имеется автобусная остановка с будкой-кассой и неплохим автобусом, с графиком отправления в Москву через час и ценой в 350 рублей. Компания частная, с парком автобусов. Доехать, в зависимости от пробок можно за 3-4 часа (к станции метро Щелковская). Последний автобус уходит вечером в 20:00. Запомним, если опоздаем на электричку - последняя из них уходит на Москву в 18:13. Она же фактически для нас и единственная, если мы не хотим, приехав в 11:23, уехать в 14:00 еще одной электричкой на Москву.

А справа от вокзала начинается самая обычная владимирская улица, с конечной остановкой троллейбуса и местным аналогом Макдональдса под названием «Мистер Гамбургер». То ли во мне проснулся конформист или патриот, то ли корпорации достали, но простенькое меню и касса этого заведения пришлись по нраву. На вкус и цвет все фломастеры разные, как говорится. От автостанции рядом проехал старенький красно-белый «Икарус» с грязными стеклами и угрюмыми лицами. Центральная Россия, провинция, как-то так. А мы идем дальше по тихой улице, оставляем белое трехэтажное здание с интересной ажурной стенкой позади. Проходя мимо другого белого дома можно увидеть красную табличку «станция Владимир…» и еще какие-то буквы. Мимо по дороге прошуршал троллейбус – на вид не отличающийся от московского.



Дома недалеко от вокзала хоть и старые, но с новыми окнами. Вокруг очень спокойно. Дорожки посыпаны песком, людей почти нет. Вообще спокойствие одна из запомнившихся черт Владимира, чувство, которое будет сопровождать почти во всех местах города. Возможно, я просто не забирался в новые микрорайоны.



Интересный вид для Владимира, расположенного основной своей частью на возвышении. Дома в четыре-пять этажей кажутся помпезными и почти монументальными, когда стоишь в низине и смотришь через такие двухэтажные деревянные домики наверх. Впрочем, это чувство обманчиво.



Пройдя мимо дерева с висящей одеждой и обувью (развлечение местной ребятни?), выходим прямо к старой фабрике из красного кирпича. Как следует из вывески, сейчас в ней располагается «Владалко» - местный ликеро-водочный завод. Приняв за знак тот факт, что вместо музеев и соборов первой встреченной мной достопримечательностью оказалось предприятие по разливу алкоголя, я двинул дальше, выйдя на площадь.



На площади стоял памятник Фрунзе на фоне крана. Памятник по преданию оплатили местные комсомольцы во времена Союза, скинувшись из своих сбережений. На заднем фоне была новостройка непонятного назначения.



Тут проходит Большая Нижегородская улица, к востоку превращающаяся в улицу Добросельскую. Чуть западнее уже будет Большая Московская, плавно перетекающая в главную улицу Ленина. Все это один путь (по крайней мере по карте) - федеральная трасса М7 «Волга», проходящая через Владимир. Перед поездкой, посмотрев по Google Maps, объездной дороги я не нашел. К слову, поток транспорта через центр города вполне ощутим, что раздражает. Впрочем объездная где-то тут есть.



Тут пересекается часть центра с красивыми старыми зданиями с домами массовой застройки. Это тоже Владимир.



И это Владимир



А уж это-то точно Владимир



За массивным забором с приветливо открытой калиткой расположился некий Эрлангенский Дом, оказавшийся центром партнерских связей(!) Владимира и Эрлангена, немецкого городка, расположенного в Баварии.



Центр города колоритный и разнообразный. Есть и деревянные дома, так придающие очарование провинциальным городам. Этот дом очень характерен – и решетками на окнах, и простыми рассохшимися деревянными рамами и деревянной же дверью, и нечищеной крышей с вывеской «памятники». Он прекрасен.



Не менее чудесен и следующий домик, да и сам пейзаж, который характеризует не столько город, сколько современную Россию, с японским микроавтобусом (хотя может он случайно остановился тут на пару минут) и церковью в строительных лесах. Еще бы в таком доме было удобно жить…



Тоже очень интересная картина. Старые, где-то треснувшие витражи, свисающие сосульки (кстати их тут не особо и сбивают, можно увидеть «шедевры» длиной в два метра). Чуть дальше на заднем плане надпись «Верните детям счастье».



Арка в здании ведет к спуску на вокзальную площадь. С обратной стороны мы ее уже видели – из низины. Отсюда здание не кажется таким высоким. Перейдя дорогу, скупаю в ларьке местную прессу. Приглашаются медики на зарплату в 5 тысяч - сообщают газеты объявлений. Извещают общественные газеты о растратах в десять тысяч и взятках в тридцать тысяч рублей. Изъят героин доблестными сотрудниками ЛОВД на станции. Фотография, осуждение, пожелание. Местные депутаты и местные же колкости в их адрес. Из объявлений следует, что квартиры в новостройках стоят от 39 тысяч рублей квадратный метр, однокомнатная квартира стоит два с половиной миллиона рублей. Арендовать же однушку можно и за 9 тысяч. Тонны рекламы меховых шуб. Бабы в шубах выглядят стервами. Вообще не смотря на некоторую долю кондовости и пачкающую краску со страниц, местная печать нравится. Купленные газеты лезут в сумку и вылезают из нее краями своих корешков. Холодно.



Салон авторской куклы, где девушка–владелец увлеченно рассказывала посетительнице о том, как первый раз сделала куклу, и как узнала о сообществе кукольников, и о своей первой выставке. Взяв с собой визитку и ощущение уюта, я направился дальше.



Вот она, главная дорога, проходящая через Владимир, в том числе и его исторический центр, названия улиц по пути меняются, а дорога одна.



Еще выше по главной дороге будет депутатский центр и общественная приемная «Единой России» вообще и Д.А. Медведева в частности, одна из церквей, а также УВД Владимирской области в большом желто-красном доме с массивными колоннами. Миновав эти сооружения можно увидеть средний по размерам красивый дом из красного кирпича – экспозицию Владимиро-Суздальского музея-заповедника.



Собрание очень достойное, при этом компактно расположенное. В небольшом здании хватило места предметам со стоянки древнего человека в Сунгире (поздний палеолит, примерно 25 тысяч лет назад) и последним годам Российской Империи. Собрание, посвященное Новому и Новейшему времени в музее есть, но вот места увы больше нет, поэтому эти эпохи не представлены.

Можно например узнать, что клейма на предметах быта - дело древнее, как и символ Мерседеса (обозначающий сушу, воду и землю, а точнее – успех мерседесовских двигателей в эксплуатации на автомобилях, судах и в авиации).



В одном из залов притаилось полотно, давшее Тёме Лебедеву аватарку аж на целую неделю.



И левъ. Что прекраснее – не знаю.



Вместе с этой компанией неизвестный мне зверь на щите (похожий на куницу, хотя смотрительница посчитала, что это лев) бросается в пляс.



Музей стоит посетить, чтобы посмотреть на ножи и другие предметы из кости, которые раньше делал древний человек в этих местах, чтобы сравнить их с ножами и предметами, которые делает усердный китайский человек далеко у себя и которые продают сейчас в этих местах. К слову, кроме стекла ручной работы и расписных шкатулок интересных сувениров до обидного мало, максимум небольшие макетики местных церквей и колоколен. Все остальное – наклейки на холодильник и деревянные поделки промышленного производства, точно такие же можно увидеть хоть в Крыму.

Увидеть стол российской бюрократии двухсотлетней давности – в качестве одного из экспонатов стоит стол, обитый зеленым сукном, с керосиновой лампой, счетами и пером.

А еще очень интересно пройти в конец зала и посмотреть, что Владимирская губерния производила до революции и последовавшей национализации заводов и мануфактур. Полюбоваться на изысканный и вычурный дизайн этикеток и упаковок, на яркое декоративное стекло и ситец. На оригинальные самовары начала века и на посуду, которая заняла бы достойное место и в современном интерьере.



Главные достопримечательности Владимира:
Дмитриевский собор. Тут начинаешь понимать, чем Владимир прекрасен.



Он прекрасен группками отечественных и иностранных туристов, толпящихся около главных достопримечательностей города.



Прекрасен древней архитектурой - старинными церквями и соборами, которых тут очень много.

Поэтому мы быстро пойдем подальше, поставив условные галочки в воображаемом блокноте типичного туриста. Подождем, пока со смотровой площадки не уйдут экскурсанты и оглянемся.

Вид с площадки напротив Дмитриевского собора действительно впечатляющий, не сколько своей высотой, столько перспективой, примерно так же глядя на хороший пейзаж, додумываешь за художника. Где-то внизу железнодорожная станция с кроткой четырехвагонной электричкой, замерзшая Клязьма и пустошь. Железная дорога изгибается тонкой ниточкой и пропадает вдали – Транссиб здесь еще не чувствуется. Ощущение простора, но и начала бескрайности – она маячит где-то вдалеке, но в зоне видимости.



А мы пойдем дальше, мимо здания губернских присутственных мест, именно с вот так воткнутым кондиционером.



Мимо Успенского собора



И остановимся напротив памятника князю Владимиру и святителю Федору



В месте, где просто захватывает дух.



Перекресток 3 дорог как-то по особому воспринимается, чувствуется, что место непростое, но при этом позитивное и вдохновляющее. Впрочем, тут надо просто побывать, чтобы самому почувствовать. Пересечения трех путей – водного, автомобильного и железнодорожного в одном месте несет в себе энергию и вдохновляюще смотрится.

Дальше, за парком и за мостом идет чуть другой Владимир, хотя кажется и дома схожие



и галереи



и аптека (которая не работает, но смотрится красиво)



Но что-то внутри заставляется чуть внимательнее рассматривать окружающие дома, детали, с чем-то сравнивать и задуматься. Свернуть в закоулки, мимо пробежавшей черной кошки.



Пройти мимо свеженького домика салатового цвета



Мимо дома с обвалившейся штукатуркой



Посмотреть по сторонам



И подумать о событиях, которые происходили с людьми, которые строили эти дома и на деньги которых они строились. С самого начала поездки, особенно проезжая мимо старых разваливающихся заводов из красного кирпича не покидает ощущение вырезанного исторического и социального пласта, от революций и до войн через репрессии и раскулачивание. Словно кто-то что-то убрал из таких домов-заводов, поставил другое, да так воспользоваться и не сумел. Какое-то ощущение казенности, что не ваше личное это все, а общественное, а значит персонально не нужное. Чего-то и кого-то не хватает и жизнь словно останавливается, притормаживает, покрывается пылью, как дом в отсутствие владельца.



Водонапорная башня со смотровой площадкой



Церковь Троицы Живоначальной, с выставкой художественного стекла и миниатюры внутри.



Внутри можно узнать, как делаются лакированные шкатулки.



Посмотреть, как художники отображали в миниатюре исторические события, от времен царских и кончая девяностыми.



Увидеть граненый стакан XVIII века (со слов смотрительницы этот стакан настолько старинный).



Напротив расположена одна из главных достопримечательностей Владимира – Золотые ворота, построенные аж 1164 году, составная часть протяженного вала, который раньше опоясывал город.



А дальше начинается самый обычный Владимир. С обычными торговыми центрами, с засильем рекламы.



Владимирским институтом бизнеса



Троллейбусами, пассажирам которых предлагается взять ипотеку.



Чтобы поселиться например в таком доме



Детской больницей 20-го года постройки



Самое время дождаться троллейбуса с пенсионерами и кондуктором (цена – 13 рублей), доехать до конечной троллейбусной петли около вокзала и снова зайти в него.

Скудное расписание. На Москву последняя из четырех электричек отходит в 18:13. Есть электрички до довольно близкого Коврова, Вязников и совсем уже недалекого от Нижнего Новгорода Гороховца. В расписании отмечены 2 поезда в сутки до уединенной Тумской…



Недалеко от вокзала, рядом с лестницей, по которой большей части прибывших в город туристов надо идти, расположилась выставка всенародно непризнанного (пока что) художника Сергея Сотова, которому даже посвящена группа на Вконтакте: http://vk.com/club41811650. Рекомендую пролистать рисунки на страничке этой группы. Известный плакат про «Дьявольский поезд Сапсан» его рук дело. Творчество небезынтересное, сначала все крутят пальцем у виска, а потом соглашаются с идеями.

К сожалению о биеннале в других городах мне ничего не известно.



Духовность впрочем...



...так и прет изо всех щелей, (место фотографии) всего-то в двух метрах от плаката.



Бабушка с мобильным телефоном и сумками напротив картинной галереи



Бежавший в деревню предприниматель Стерлигов был бы доволен. Возможно они знакомы? В противном случае их стоит познакомить.



Реклама «Гражданской платформы» Прохорова, с лаконично указанным мобильным телефоном (странный ход, так как скромный миллиардер, по слухам мобильником не пользуется).



Оставляем местный народ ждать маршруток и троллейбуса



Пробежимся мимо паравоза-памятника аллеи Транссиба



Сделаем несколько нечетких снимков из окна электрички



Жилой Владимир



Есть совсем коротенькие остановочные пункты, такое впечатление, что на несколько вагонов.



Красный свет - тут пролетают «Сапсаны»



И закончим езду на сегодня. Турникеты, вокзал, вход в метро - поездка успешно завершена.

Эта электричка доставила нас в Москву.



Коротко про цены:
- билет на электричку (в одну сторону) 322 руб. 80 коп.
- частный автобус (тоже цена за билет в одну сторону) 350 рублей
- обед 200-250 рублей
- средний входной билет в музеи и достопримечательности 50 рублей
На нормальный осмотр города требуется полный день.

linkReply

Comments:
[User Picture]From: roula
2013-03-17 10:19 am (UTC)
А с Боголюбово - полтора дня. Мы ездили как раз сапсаном- комфортнее, Но очень рано - в 6.45 из Москвы.
(Reply) (Thread)
From: beryl
2013-03-17 11:56 am (UTC)
"Сапсаном" я бы до Нижнего прокатился. Другой вопрос, что "Сапсан" до Н.Новгорода едет со скоростью обычного поезда (примерно 150-160 км/ч) и все дело всего лишь в удобно подбитом для его пассажиров графике. И том, что другие поезда будут ехать медленнее - надо бы кстати сравнить расписания до и после "Сапсана".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: roula
2013-03-18 02:02 pm (UTC)
Мы ездили и в Нижний.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mahnatik
2013-03-17 10:33 am (UTC)
Большое спасибо за отличную прогулку! Очень люблю Владимир и область.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shurikbarne
2013-03-17 11:36 am (UTC)
а интересно наверное до Тумы доехать ))) - туда +_ 3-5вагонов с маневровым ходят, совсем "дикая" дорога небось.
(Reply) (Thread)