?

Log in

No account? Create an account
Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Церковь Спаса на Ковалеве. Великий Новгород. [Mar. 12th, 2013|01:02 pm]
Города и веси России

russiantowns

[alienordis]
[Tags|]

Оригинал взят у alienordis в Церковь Спаса на Ковалеве. Великий Новгород.

Церковь Спаса Преображения, единственная сохранившаяся постройка мужского монастыря на Ковалеве, была построена в 1345 году. Тогда Ковалёво было крайним восточным новгородским посадом, то есть входило в состав самого Новгорода (сейчас оно находится за пределами городской черты). С тех пор этот храм испытал на себе многие перепетии новгородской истории - от пожара при подходе общерусского войска Дмитрия Донского в 1386 году, до почти полного разрушения фашистами в Великую отечественную войну. Но благодаря усилиям реставраторов он буквально восстал из руин. Более того, сегодня можно даже увидеть уникальные росписи XIV века, которые когда-то украшали его стены.

IMG_0433


Церковь Спаса на Ковалеве принадлежит тому периоду в истории новгородского зодчества, во время которого характерно было сочетание традиций домонгольского времени с новыми приемами и формами, определившими в дальнейшем облик классических построек второй половины XIV — начала XV века.

В ходе многочисленных "подновлений", которые претерпела церковь  течение своей жизни, к началу ХХ века она лишилась традиционной формы купола, позакомарного перекрытия (закомары - полукруглые завершения стены, повторяющие форму свода. На фото внизу видно, что крыша была "единой"), изменилась форма сводов притворов (притвор - пристройка перед входом в храм). Стены, сложеные из красного ракушечника, серого плитняка и кирпича, выравнивающего поверхность были побелена, что не характерно для архитектуры XIV века.

Церковь Спаса на Ковалеве. Начало ХХ века.

Были забелены не только стены, но и фрески (видимо, в XVIII веке). Расчистка фресок, созданных в 1380 г., была начата в 1910-х гг XX века и была закончена уже в советский период Н. П. Сычевым — реставратором еще «старой» школы (впоследствии репрессированным). Тогда же была произведена фотодокументация имевшихся фресок.

Нестор-воин (?). Довоенное фото росписи Спаса на Ковалеве.
Novgorod_warrior

Лучше всего сохранялись фрески купола и барабана, апсиды и северной стены, а также западного притвора. В куполе был изображен Христос Пантократор и архангелы с зерцалами и лабарумами в руках. Фигуры 8-ми пророков располагались в простенках барабана. В апсиде находилось изображение Евхаристии и Святительского чина, в жертвеннике Христос во гробе, в дьяконнике изображения преподобных и дьяконов. Композиции евангельского цикла сохранялись на сводах и стенах. Нижняя часть стен была украшена прекрасными изображениями воинов.

Северная стена. Довоенное фото росписи Спаса на Ковалеве.
Kovalevo_severnaya_wall

В создании росписи принимали участие по крайней мере три мастера. Они работали в южнославянском стилистическом ключе, характерном прежде всего для сербских памятников этого времени.

В годы Второй мировой войны храм был разрушен до высоты в 5 метров. Работы по его консервации, а, затем, восстановлению церкви начались только в 60-х годах. К этому времени он представлял заросшие руины.

Церковь Спаса на Ковалеве. 1947 год.
Ts_Spasa_na_Kovaleve_1947

Работа над реставрацией фресок и храма велась параллельно. Что касается здания, то церковь Спаса на Ковалеве была реконструирована в начале 70-х годов по проекту Л.Е. Красноречьева.

На стене можно увидеть полосу, отделяющую историческую кладку от реконструкции.
IMG_0431

Храм пытались восстановить в изначальных формах XIV века, однако не везде историческая точность была соблюдена. Так в  барабане купола было пробито восемь окон вместо нужных четырех.
IMG_0411

Помимо некоторых исторических нестыковок, имели место и банально некачественные строительные работы. Так из-за некачественного кирпича с высолами, пришлось сбивать штукатурку с изначально побеленной церкви (хотя без штукатурки она стала выглядеть даже более аутентично).

Церковь Спаса на Ковалеве. 1970 год.
Ts_Spasa_na_Kovaleve_1970

Но самые значительные притензии к реконструкции заключаются в невозможности вернуть росписи на стены восстановленной церкви. Дело в том, что в здании не был создан нужный микроклимат для фресок. В стенах церкви было большое содержание цемента, естественное «дыхание» стен было крайне затруднено. Кроме того, по самой кладке гуляли соли, выделяемые кирпичом, что соответствующим образом сказалось бы на сохранении фресок.

В связи с этим сейчас стены храма абсолютно голые, и только у подножья колонн, да в некоторых арках можно увидеть следы старых росписей.
IMG_0410

IMG_0417

IMG_0423

IMG_0427

Однако фрески Спаса на Ковалеве не канули в лету. Благодаря уникальной методике, группе художников-реставраторов под руководством А.П. Грекова удалось восстановить некоторые фрагменты росписей. Работа эта идет с 60-х годов и не завершена по сей день, но те фрески, что уже реставрированы, можно увидеть на отдельной выставке. Посмотреть фотографии оттуда и почитать про технологию реставрации фресок можно вот здесь: Возрожденные из руин. Выставка уникальных фресок XIV века в Великом Новгороде.

При написании заметки использовались материалы:
http://www.novgorodmuseum.ru/foto-galeryeya/3--8-2012/detail/24-malchuk-aleksey-svyatki-14.html
http://sergeykostikov.livejournal.com/30324.html
http://www.bibliotekar.ru/novgorod/57.htm
http://prowremya.com/archives/3250
http://arch-heritage.livejournal.com/308707.html
Википедия



linkReply

Comments:
[User Picture]From: soullaway
2013-03-13 05:29 pm (UTC)
на фото начала 20 века почему-то ассоциации с армянскими церквями вызвала.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alienordis
2013-03-13 09:43 pm (UTC)
Мне кажется, это из-за формы купола и скатов крыш, расположенных под углом. Очень похоже на традиционную архитектуру армянских храмов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: soullaway
2013-03-14 09:02 am (UTC)
вообщем-то да,форма купола и вызывает ассоциациции.
(Reply) (Parent) (Thread)