?

Log in

No account? Create an account
Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вильнюс - 1 [Feb. 17th, 2013|03:01 pm]
Города и веси России

russiantowns

[laiptas]
[Tags|, ]



Уже не помню кто сказал что главная черта Вильнюса, характерная особенность это вековая Вильнюсская плесень, которая несмотря на все реконструкции, реставрацию, краску и штукатурку неизменно прорывается сквозь кирпичи и камни, расцветает неизменными узорами и траекториями. Это всегда было и будет. Морщины и шрамы, капилляры, вены выступающие наружу - ядовитая кровь Вильнюса которая в ровной степени может отвратить, отравить и  совершенно околдовать и поглотить. Объяснений как это происходит нет, здесь явно какая то ведьмовская, мистическая составляющая. Много раз наблюдал как этот город одних людей пускает в себя, открывается а перед другими как бы закрывает дверь. Со мной тоже такое случалось, но как объяснить это совершенно не понятно. Это зловещая, мрачная тайна Вильнюса но есть и другая, более светлая, но не менее  странная - это Вильнюсские улицы, характерные изгибы, углы, повороты - улицы точно повторяет русло реки Нерис, которая течёт очень странно, изгибается, исчезает за холмами, кажется что вода течёт кругом. Наверно река и улицы в таком рельефе обречены повторять один закон и это природное органичность Вильнюса уникальная.
История города тоже уникальная, главным обзором это связанно с немецкой угрозой и почти невыполнимой задачей спустя почти 1000 лет повторить то что в своё время столетиями делали германские или другие города которые жилы за чертой Римской Империи, цивилизованного мира и были такими самыми язычниками которыми оказались литовцы когда здесь пришли немцы. К тому времени феодальное , христианское цивилизация достигла такого уровня что крещение языческих народов признавалось только посредством завоевания. Наверно это объективное цивилизационное явление. С начало Церковь преследовалось и была рада если кто то обращал внимание, потом радовалась каждому кто желал крестится, а третий этап крещение только как завоевание, очень изменился общий уровень. Если Литва и Вильнюс хотел выжить надо было как можно скорее из архаичного, языческого уровня перейти в совершенно другой уровень общества, институций, международного статуса. В итоге это удалось, благодаря унией с Польшей, частично жертвуя суверенитетом, и если Таллинн или Рига (Львов) на пример сразу получали готовые, отлаженные структуры цивилизации, открытый доступ к Западу то Вильнюс уникален тем что всё это надо было выработать и достигнуть самим, с ноля войти в общемировое пространство. Результат получился совсем не плохой, возник прекрасный город с уникальной архитектурой и своим автономным цивилизационным кодом.






















































Памятник Т. Шевченко
































































































































































































































































































linkReply

Comments:
[User Picture]From: dvoechnik66
2013-02-18 04:17 am (UTC)
Начали Вы, как я вижу, прямо от железнодорожного вокзала.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: laiptas
2013-02-18 11:10 am (UTC)
Начал с вокзала, потому что к сожалению будет ещё 2 части, мне кажется есть в интернетной Вильнюсской истории некие пробелы
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olster28
2013-02-18 09:06 am (UTC)
А Литва, на мой взгляд, вообще вся какая-то очень мистическая. То музей чертей, то гора ведьм, там это частенько что-то потустороннее ощущаешь, причем неясно, плохое или хорошее. А взять самого известного художника Чюрлениса - то там одна сплошная мистика, не избушки рисовал.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: laiptas
2013-02-18 11:11 am (UTC)
С мистикой интересное дело. Вильнюс очень странный город, это научный факт, лично на меня он действует как некий мираж, один день может показаться какой то иллюстрацией ада из Иероним Босха а в другой день настоящим раям, наверно из того самого Босха. Научно наверно это тоже можно объяснить, человек подвергается всяким влияниям, архитектура тоже как то влияет, подвергает каким то впечатлениям, действует на подсознание. Влияния Вильнюса наверно такое. А так все постсоветские города, или теперь наверно многие города мира (Лондон на пример или немцы говорят что Западная Германия потеряла весь дух, что то неясное осталось на Востоке) потеряли культурную связь, мистика только та что новые люди живёт среди теней и призраков прошлого. Меня особенно изумляет постройки начала прошлого века, царского периода, видно что в Эстонии и Латвии экономика наверно развивалось сильнее, но это неважно. Мне кажется люди которые интересуется русской архитектурой и как она соприкасалась с другими культурами обязательно должны обратить внимания на Вильнюский феномен. Какой это странный, уникальный, экзотический неовизантизм, как на него подействовала Вильнюская пространство. Наверно здесь было немало политики, этот город как очаг католицизма, сопротивления должен был быть русифицирован, это шло параллельно с другими мерами против мятежа. Вильнюские писатели тоже очень странные "мистические", "метафизические", заняты какими то страшными, декадентскими тайнами. Иногда мне кажется что Вильнюс сделан из какой то нереальной, психоделической материи, найти аналогию такому городу мне кажется невозможно, это какой то единичный вариант. Но мистика в другой Литве мне кажется совершенно отсутствует, Клайпеда, где я живу тот кто видел думаю согласится крайне рациональный, крайне нормальный город с минимальной фантазией и вся другая Литва тоже такая, я не говорю что это хорошо, русские наверно какие нибудь эксцентричные, латыши изобретательные, украинцы остроумные, а литовцы нормальные. По крайне мере я так объясняю многие литовские комплексы и неврозы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olster28
2013-02-18 11:28 am (UTC)
А мне кажется, дюны тоже довольно мистические. Оба приезда это чувствовал. Один раз долго бродили, чуть ли не от Клайпеды до Паланги, то берегом, то лесом и вот идешь, а как будто выпал из времени.

А кого из вильнюсских писателей посоветуете? Хотя наверное на русском еще найти надо. Я читал разных авторов, но еще изданных в союзе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: laiptas
2013-02-19 11:05 am (UTC)
Интересно начали, про дюны и литературу, я вспомнил цитату из Томаса Манна, который как знаем имел дом в Ниде, Иосиф и его братья - "Прошлое - это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет назвать его просто бездонным?
Так будет вернее даже в том случае и, может быть, как раз в том случае, если речь идет о прошлом всего только человека, о том загадочном бытии, в которое входит и наша собственная, полная естественных радостей и сверхъестественных горестей жизнь, о бытии, тайна которого, являясь, что вполне понятно, альфой и омегой всех наших речей и вопросов, делает нашу речь такой пылкой и сбивчивой, а наши вопросы такими настойчивыми. Ведь чем глубже тут копнешь, чем дальше проберешься, чем ниже спустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно недостижимы, что они снова и снова уходят от нашего лота в бездонную даль, в какие бы головокружительные глубины времени мы ни погружали его. Да, именно "снова и снова"; ибо то, что не поддается исследованию, словно бы подтрунивает над нашей исследовательской неуемностью, приманивая нас к мнимым рубежам и вехам, за которыми, как только до них доберешься, сразу же открываются новые дали прошого. Вот так же порой не можешь остановиться, шагая по берегу моря, потому что за каждой песчаной косой, к которой ты держал путь, тебя влекут к себе новые далекие мысы".

А если про Вильнюских писателей, которые пытались раскрыть мрачноватую тайну этого города, то есть два, это писательница Юрга Иванаускайте, книга "Ведьма и дождь" в своё время очень прозвучала, испугала многих людей откровенным описанием всякой порнографии. В русском переводе книги наверно нет, но есть филь, называется "Шепот греха" или Заговор греха на русском языке http://kinomusorka.ru/films-film-whispers-of-sin.html я не очень понимаю Иванаускайте, но Вильнюская атмосфера там показана точно. Очень интересная актриса, рыжеволосая, какая то настоящая демоница. В России кое кто знает актёра баниониса, но мне было бы интереснее если знали эту рыжую актрису. Там показан всявозможный разврат, патологии, совокупления со священником. Такой Вильнюский барочьный, упадочный стиль. Иванаускаите уже умерла, такая хиповатая была женщина, ездила в Тибет просветления искать, писала картины.
Другой писатель, мне больше нравится, тоже уже умер Ричардас Гавялис, вот его хрестоматийная фотография http://www.cityoutvilnius.lt/userfiles/images/rasytojas%20Ricardas%20Gavelis.jpg У него тоже полно всяких откровенных, радикальных сцен, любил шокировать людей, страшный мизантроп, человеконенавистник, литовцу у него самые безнадёжные люди в мире. Но не это главное, вот на пример сцена из книги "Вильнюский Покер", это настоящее событие. В самом центре Вильнюса около Аушрос Вартаи, за знаменитыми барочными Базилионскими вратами есть грекокатолическая церковь 16 века, после войны там сделали спиртной заводик и в эту церков сквозь щели лазали алхаши и спали под барочными алтарями. Такой сюреализм реальный, символ Вильнюса и всей Литвы. Его стиль похож на режиссера Романа Поланского, за всем тем странным абсурдом, бредом он видет не глупость или случайность, но дело рук каких то миститических, законспирированых "ИХ", существ которые целеноправленно деформирует реальность и пожирает человеческие души. Якобы весь этот смешной, страшный абсурд не просто так имеет свою метафизическую цель и план. на одной фотографии из Вильнюса у немя есть стена с пртретами писателей, Гавялис там в окружении самых страшных зверей Вильнюса, это голубей.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: koivikko
2013-02-18 02:49 pm (UTC)
Вильнюс всю свою историю литуанизировался. Славяне со времени основания города жили тут бок о бок с литовцами. Всё-таки город был столицей Великого Княжества Литовского, Русского и Жмотийского. Может быть Вы знаете о древнем русском кладбище что когда-то было на склонах и под горой Таурас. После войны проводилась политика привлечения в Вильнюс национальных кадров на многочисленные предприятия и в различные учреждения культуры и спортивные организации. Году в 84 открылась школа интернат олимпийского резерва Литвы, правда в девяностые она закрылась. Крумгольцас, например, воспитанник коллектива этой школы.
В Судерве не бывали?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: laiptas
2013-02-19 12:50 pm (UTC)
В Судерве не был, там интересная церковь, кажется город находится в этой польскоязычной полосе Литвы. Я как то мало знаю генезис поляков Литвы, могу только сказать что этническая Литва занимает большую часть Белоруссии и в Польше Сеиняй, Пунск, Сувалки это этническая Литва. Хотя Пилсудский родился в Литве, теперешний польский президент тоже очеь крепко связан с Литвой, Чеслав Милош тоже родом из Кедаиниаи. Милош даже не называл себя поляком, как и А. Мицкевич он говорил что его родина Литва, "последний гражданин Великого Княжества Литовского". Я наверно тоже не акцентировал что это была русско, литовско, жемаитийское государство, тогда надо будет сказать что и Польское, но Польская Корона совсем другое а такая огромная территория в нынешней Польше - Подляшье, всегда принадлежала Великому Княжеству. Там стоит огромное количество церквей, дворцов которых построили не поляки и не русские а литовцы. Жемаития заслужила свой статус после столетних войн с немцами а русскую или руссинскую - белорусскую составляющую определить сложно. На пример Радвилы или Радзивилы, они литовцы (хотя определить национальность дворянских родов очень не просто) больше всего отстаивали государственные интересы, противились влиянию Польшы, но по вероисповеданию были протестанты, кальвинисты, реформаты, даже не католики. Ян Кароль Ходкевич белорус, но понимал себя только как литовца, учился в Германии, Италии. Политика, центр тяжести, арбитраж, другие влияние находились в Литве и конкретно в Вильнюсе а не в Минске или на пример в Киеве

Не совсем соглашусь что Вильнюс всё время литуанизировлся, до Люблинской Унии поляков здесь было совсем не много, Еврейский Кагал образовался только в конце XVI в. Здесь можно даже провести параллели с городом Петербургом. Князь Гедиминас мечтал германизировать Литву, крестится построить свой Санкт Гедиминбург, но постоянно шла война с немцами и была очень сильная языческая оппозиция. Название Петербурга немецкое, тоже жило и строило много иностранцев, всякие Растрелли, но это конечно русский город, как и Краков или Прага. Краков сумел преодолеть немецкое влияние, хоть и трудно, а Чехия была поглащена гермаией, много лет шла бархатная германизация, пока неоказалось что чехи уже мало значит в своей стране, это вызывало реакцию в виде Гуситских восстания и в битве при Белой Горе, после которой 300 лет чешский язык встречался только в подворотнях. Немецкое культурное, цивилизационное экспансия научно называется Ostsiedlung - "Расселение немцев на восток". Иногда это шло военным путём, как в случае с Литвой, Латвией, Эстонией, иногда мирно, граница Ostsiedlung это река Волга и тамошние немцы. Наверно Петр I и был последний который включился в этот процесс. Похоже и в Вильнюсе, наверно самый значимый архитектор это Иоганн Кристоф Глаубиц. Коперник тоже не поляк а немец. Но конечно Литве не хватило времени и сил чтобы всю эту стихию "литуанизировать".
(Reply) (Parent) (Thread)