alexio_marziano (alexio_marziano) wrote in russiantowns,
alexio_marziano
alexio_marziano
russiantowns

Владивосток. Часть 5. Форты.

Ну вот и добрался я до заключительной части своего рассказа о пребывании во Владивостоке. Как-то растянулось это по времени. Но не смотря на то, что было это еще в 2007-м, воспоминания свежи и поныне. Такие уж яркие они оказались. Владивостокцы, ваш город красив и интересен! Понятно, что вы к нему уже привыкли и глаз замылен. Но я, человек с Волги, приезжал бы туда вновь и вновь. Но уж больно вы далеко...

Вот тут можно найти предыдущие части рассказа:
1. Город Владивосток.
2. Жизнь на корабле. Ночи, закаты и рассветы.
3. Подводная лодка С-56.
4. Владивосток. Часть 4. Океанариум.

Итак, осталось мне рассказать про форт №7, что возле поселка Чайка, на берегу Амурского залива.









Форт №7 - часть одного большого комплекса уникальных долговременных оборонительных сооружений, построенных в конце XIX — начале XX века во Владивостоке и его окрестностях. При постройке был учтён опыт Русско-японской войны, поэтому крепость является наиболее укрепленной из всех крепостей, строившихся и перестраивавшихся в данное время. Строительство крепости
закончено примерно на 2/3, причиной чему послужила начавшаяся Первая мировая война, а следом Октябрьская революция.

Крепость принадлежит к числу мощных приморских крепостей мира, создавалась исключительно русскими военными инженерами и строителями, солдатами, саперами. К Первой мировой войне  это была одна из немногих крепостей, которая имела надежную оборону со стороны суши. В ней были учтены все недостатки, повлекшие падение Порт-Артура в 1905 году. В то время крепость имела около пятидесяти береговых батарей, способных противостоять самым мощным кораблям противника, шестнадцать фортов, десятки береговых капониров и полукапониров, множество опорных пунктов и сухопутных батарей. Все основные сооружения снабжались электроэнергией и соединялись между собой дорогами и подземными кабелями связи. Обеспечивалось быстрое развертывание минных заграждений совместно с флотом. На нескольких основных фортах для защиты от артиллерийского огня были возведены семь тоннельных и одна казематированная казарма, более трех километров подбрустверных галерей и шесть километров тоннельных ходов.

Крепостные сооружения строились с учетом всех достижений фортификационной науки того времени. Они прекрасно вписаны в пересеченный рельеф местности, что значительно увеличивает их боевые возможности. Примечательно, что неприступная крепость была возведена всего за несколько лет перед началом Первой мировой войны. Строительство шло в гористой труднодоступной местности, впервые в практике фортификационных работ были широкомасштабно использованы подвесные канатные дороги. Благодаря им, а также применению компрессоров, бетономешалок, электростанций и прочей механизации получилось достичь высоких темпов строительного производства.

Качество и прочность возведенных сооружений и их последующая модернизация позволили сохранить свое значение в течение нескольких десятилетий. Это послужило одной из причин, по которым японское правительство не решилось вступить в войну на стороне гитлеровской Германии.
(спасибо, WIKI)...

Сегодня форт №7 сдается в аренду и превращен в музей. Вот в одно прекрасное ноябрьское солнечно-морозное утро меня разбудил звонок одного знакомого капраза (капитан 1 ранга) и мне в добровольно-принудительном порядке предложили этот музей посетить в составе других офицеров нашего доблестного морфлота. Как тут отказать? :)
Через 15 минут я уже сидел в прогретом салоне старенькой "японки" Mitsubishi L300, коя очень популярна у местных любителей активного отдыха. Полный привод и уют за копейки.

Через час езды по бездорожью и сопкам выгрузились на площадке возле форта.

  



Это самое крупное здание форта - блок силовой станции и кухни.



Все остальные помещения находятся под землей - в сопке.

В музее работают представители местной казачьей общины - люди темой очень увлечённые и могущие многое рассказать.





Встретили нас очень радушно, пригласили пройти внутрь:



Внутри - нехитрое убранство. Главный элемент - камин, что было очень актуальным в холодный ноябрьский денёк. Кстати, флаги не только украшают стену, но и прикрывают следы какого-то небольшого пожара :)

Решили сразу осматривать комплекс, а водку пить после. Верное решение. Идём в путь, в темноту бесконечных, запутанных тоннелей.



От коллектива лучше не отбиваться - путь не запоминается совсем.



Редкие источники света. Тут всё сохранено с тех военных времён.



Толщину сводов трудно себе вообразить. Они очень толстые и армированные. Выдерживали прямые попадания артиллерийских снарядов.



Одно из арсенальных помещений:



Конечно, боевого тут ничего нет - всего лишь пустые гильзы снарядов.



Всё это было найдено в окрестностях фортов.

Тогдашний пост АСУ :) Узел связи:



С нами были офицеры управления связи - в связи с чем организовалась стихийная фотосессия. Это их история :)

Обратите внимание на укрепление свода:



Сопровождающий нас казак сказал, что эти форты смогут выдержать еще не одно нападение - строили на века и добротно.

Гальюн, сортир, ватерклозет, уборная, толчок, туалет - кому как угодно:



Умение хорошо прицелиться артиллеристы использовали повсеместно.  :)

Экскурсовод показывает на схеме, где мы находимся и куда пойдём дальше:



Вот такой колорит, такой антураж :)

По пути попадались разломы и ответвления тоннелей. Они не входили в программу экскурсии, т.к. не были безопасными. Но нам удалось уговорить казака показать нам один из таких тоннелей. Ощущения незабываемые. В паре мест можно было запросто переломать ноги и голову. Света там совсем не было - подсвечивали путь своими мобильниками. Сейчас уже не помню, что было в конце - вроде какое-то помещение. Вообще сеть тоннелей  - очень разветвлённая.

Какими-то путями вышли на свежий воздух:


На фото выше - двойной кофр, правое крыло. Не спрашивайте меня, что это такое. Запомнил название. На стене - следы от пуль. Если память мне не изменяет - у этой стеночки расстреливали. Кого - не уточнял.





Между делом, поднялись на сопку. Оттуда открываются обалденные виды на Амурский залив:





Остров на фото выше - Коврижка. Так его называют в народе. Действительно, похож на ломоть хлеба. Его географическое название - остров Скребцова. Транспортное сообщение с островом отсутствует, добраться на остров можно на частном катере или лодке. Зимой, с января по начало марта — по льду.

В начале 1890-х годов на острове размещался один из лагерных пунктов  сахалинских каторжников, доставленных в Приморье для ударной работы. Но позднее лагерь был закрыт, в связи с высокой стоимостью и неудобствами транспортировки заключённых.

Во время Великой Отечественной войны на острове располагались огороды.

В 1961 году в ходе проводившихся на острове раскопок, была найдена стоянка древних людей, живших в первом тысячелетии до нашей эры. Остатки человеческой деятельности принадлежат Янковской культуре, широко распространенной в прибрежных районах юга Приморья.

В настоящее время остров необитаем и никакой экономической деятельности на нём не ведётся.


От острова, почти до самого берега тянется узкая коса из подводных и надводных камней - её видно на фото:



Идём дальше:



Бруствер:



В этих углублениях в виде трапеции сутками сидели обороняющиеся бойцы.



Вход в подбрустверную галерею:



Вид в другую сторону - от залива:



Дачи, коттеджи. Вдали, на сопке видны тарелки локаторов - в округе полно разных в/ч.



Это - наблюдательный колпак:



Насмотрелись, прогулялись вокруг, замёрзли. Вошли внутрь, а там...



...тепло-о-о-о-о :)
Объектив запотел сразу - получился муар.

Вот она, жизнь!



А на столе, по соседству нас ждала ледяная водочка с легкой закуской. Нет, никто не планировал напиваться, но без троекратного морского "Ура-Ура-Ураааа" никто не ушел :)

Через пару неделек я развернул ботинки на запад - домой. Уезжать было одновременно грустно и весело. Грустно - потому что, фиг знает когда я сюда еще приеду, весело - дома уже ждали и соскучился по семье. Тётушку свою я еще раз увидел с тех пор - она приехала в 2009-м к нам в гости и пожила с весны до осени. Прокляла  наш влажно-удушливый климат - всё время вспоминала о своём владивостокском морском бризе... Ну, зато у нас полно грибов, ягод...
Знаете, почему во Владивостоке так ценят лесные грибы? Я не знал до поры. Кажется, вроде бы лес везде  - грибов полно... Но ключевое слово тут - "лес". Это не наш лес - это "их" лес. Дремучий, на сопках, с дикими животными. Не каждый туда пойдет за грибами. Поэтому при каждой оказии, мы нашей тётушке шлём баночку маринованных опят :)

Слава стране - такой огромной, что слетать на другой ее конец выйдет дороже, чем отдохнуть за границей на берегу теплого моря. Слава...



Следующая серия командировочных рассказов будет посвящена противоположному концу нашей необъятной - городу Калининграду. Подписывайтесь! :)


UPD:
Пост вызвал живое обсуждение в сообществе ЖЖ Владивостока. Некоторые мои заметки поправили :) В частности, про диких зверей, про военные локаторы и др :) Если кому будет интересно - читайте комментарии тут:http://vladivostok.livejournal.com/3536535.html

Желательно, со второй половины, ибо в первой там нечего читать - человек устал на выходных и был немного всем раздражён :) ...
Tags: Владивосток
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment