Гостям Севастополя - отдых в Севастополе (gostyam) wrote in russiantowns,
Гостям Севастополя - отдых в Севастополе
gostyam
russiantowns

Category:

Бронепоезд "Железняков"

 Бронепоезд «Железняков» в период  обороны Севастополя 1941-42 годов стал кошмаром для немцев, прозвавших его «Зеленым призраком». Для советских людей он стал легендой, примером удачи тщательного  расчета боевых операций и отчаянного героизма экипажа.


Бронепоезд Железняков



Недалеко от севастопольского  автовокзала, на площади Ревякина стоит памятник самому известному крымскому паровозу,  герою Великой Отечественной войны бронепоезду «Железнякову». Ни один турист не  проходит мимо, не сделав несколько снимков этого колоритного состава из  паровоза Эл-2500 с надписью «Смерть фашизму!» и орудийного транспортера  ТМ-1-180 оснащенного внушительной пушкой Б-1-П. Самые некультурные гости города  тут же начинают лазить по крыше и механизмам паровоза, не замечая табличек:  «Паровоз–ветеран войны и труда. Передан навечно городу-герою Севастополю  Крымскими железнодорожниками» и «Паровоз легендарного бронепоезда «Железняков»,  принимавшего активное участие в героической обороне Севастополя 1941-1942 гг».  Ведь ветеран войны и труда, хоть он и паровоз, заслуживает особого уважения.


Бронепоезд Железняков


Бронепоезд Железняков


Необходимо уточнить, что памятник  «Железнякову» - это не сам легендарный бронепоезд, а однотипный паровоз с транспортером, который к истории поезда-героя отношения не имеет. Историческая  достоверность в его облике не соблюдена, но памятник выполняет свою роль,  являясь постоянным напоминанием о легендарном «Зеленом призраке».


Бронепоезд Железняков


Всего во время наступления на  Крым 11-й армии Манштейна в строй было введено 7 бронепоездов. На полуострове  ощущался сильный дефицит бронетехники, а потому в спешном порядке в  железнодорожных мастерских и цехах судоремонтных заводов строились знакомые со  времен гражданской войны сухопутные броненосцы. В ход шли остатки корабельной  брони и бывшее в наличии оружие. К сожалению, все крымские бронепоезда были быстро  ликвидированы фашистами, одному только «Железнякову» удалось длительный период  вести боевые действия – с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.


Бронепоезд Железняков


Бронепоезд №5 Береговой обороны  Главной базы Черноморского флота «Железняков» был введен в строй 4 ноября в уже осажденном Севастополе, на церемонии его открытия был командующий ЧФ и члены  военного Совета. Строили бронепоезд работники Севастопольского морского завода  при активной помощи уцелевших моряков из экипажей других бронесоставов. Использовались  платформы для 60-тонных вагонов, на которые наварили стальные листы и укрепили  их армированным бетоном, получив композитную броню. Из оружия было установлено  15 пулеметов, 5 орудий калибра 76 мм, а на специальной площадке расположились 8  минометов. Также был добавлен второй локомотив, что позволило существенно  повысить маневренность состава.


Бронепоезд Железняков


Первое боевое задание  «Железняков» выполнил 7 ноября в районе деревни Дуванкой (ныне Верхнесадовое):  была подавлена батарея и обстреляна неприятельская пехота.


Успешное выживание  севастопольского бронепоезда зависело от многих факторов. Его команда умело  использовала при маневрировании местный ландшафт с множеством узких оврагов,  скал и тоннелей. «Железняков» молниеносно наносил удары по целям, которые  разведывала морская пехота, и исчезал, прежде чем его успевала пристрелять  вражеская артиллерия или выследить бомбардировщики. «Зеленым призраком» немцы  его прозвали за необычайно эффективную камуфляжную раскраску, которую экипаж  непрерывно менял, искажая очертания бронепоезда до неузнаваемости, добиваясь  его визуальной неотличимости от местности. Также успех операций «Железнякова»  обеспечивала дрезина, проверявшая и ремонтировавшая пути.


Во время отражения второго штурма  Севастополя 17 декабря бронепоезд поддерживал защитников города, выезжая  навстречу наступающим немецким войскам, ведя огонь из минометов и 12-и  пулеметов. Прикрытие поезда осуществлялось автоматчиками из 8-й бригады морских  пехотинцев. Восстановительная бригада под руководством дорожного мастера  Никитина ремонтировала полотно круглосуточно, зачастую под обстрелом.


В конце 1941 года «Железняков»  побывал в севастопольском тылу на ремонте и перевооружении. Поставили три новых  пулемета, одно старое 76-мм орудие заменили на две новых автоматических пушки,  а четыре 82-мм миномета заменили тремя 130-мм полковыми минометами.


Едва не был уничтожен «зеленый  призрак» в ходе боев за Мекензиевы горы. Тяжелая артиллерия немцев разбомбила  путь прямо перед бронепоездом, с откоса слетели балластные площадки, а одна из  бронеплощадок сошла с рельс. Магистральный локомотив был выведен из строя  осколками снаряда, а у второго не хватало мощности для того чтобы затащить на  рельсы бронеплощадку. Героический поступок совершил Евгений Матюш – помощник  машиниста, он полез в закиданную сырым углем топку и поливаемый тут же  испаряющейся водой сделал ремонт. Состав был спасен, а Матюш тут же потерял  сознание от многочисленных ожогов.


После того как 22 декабря станция  Мекензиевы горы была захвачена противником, бронепоезд совершил дерзкое  нападение на нее. Буквально ворвавшись на станцию «Железняков» практически в упор  стал расстреливать технику и живую силу неприятеля. Также бронепоезд участвовал  в отчаянной операции по доставке на 30-ю батарею новых стволов взамен  изношенных.


Существенно повредить неуловимый  состав фашистам удалось 29 декабря во время авианалета, погибли многие члены  экипажа, но уцелевшие смогли отстреляться, используя пулеметы как зенитные  орудия. Таким же образом, с помощью 18-и пулеметных стволов 1 января 1942 года  было сбито два вражеских истребителя.


Неудивительно, что фашисты  ненавидели «Железнякова», ведь только за зимний период 1942 года бронепоезд  уничтожил около 1500 солдат противника, 3 автомашины, 10 повозок с грузом, 6  блиндажей, 9 дзотов, 13 пулеметных гнезд, тяжелую батарею. В середине июня  бронепоезд вывел из строя 3 немецких танка, вступив в бой с колонной  бронетехники.


К концу июня 1942 года  «Железняков» остался единственной мощной артиллерийской единицей на Северной  стороне Севастополя, с его стволов буквально слазила краска, так они были  раскалены от стрельбы. За бронепоездом велась охота с помощью десятков  самолетов противника.


26 июня «Зеленый призрак» дал  свой последний бой – против него было 50 бомбардировщиков. Один из входов в  Троицкий тоннель был обвален массированной бомбежкой, вторую платформу  завалило, но поезд вырвался из тоннеля и открыл огонь по врагам. Полностью  блокировать бронепоезд удалось только на следующий день, засыпав второй вход в  тоннель. Остатки экипажа дрались до 3 июля. Так закончилась история советского  «Железнякова»…


…И началась история немецкого  бронепоезда «Ойген». Фашисты раскопали легендарный состав, починили его и  использовали, оснастив гаубицами калибра 105 мм. «Ойген» был взорван немцами в  1944 году во время наступления советских войск.


По легенде паровоз «Железнякова»  – «Ойгена» после войны был отремонтирован и еще долго водил поезда по Крыму. 24  октября 1967 года его доставила из Джанкоя в Севастополь бывшая фронтовая  бригада, в которой был машинист М.Галанин, кочегар В.Иванов и тот самый  помощник машиниста Е.Матюш.


Источник: блог Севастополя


Tags: Севастополь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments