?

Log in

No account? Create an account
Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Поездка в Эстонию-Финляндию-Петербург. Часть 1 - Эстония. Дорога и общие впечатления [Feb. 13th, 2011|04:04 pm]
Города и веси России

russiantowns

[heming_fromelko]
[Tags|]

Поездка в Эстонию-Финляндию-Петербург (январь 2011)

Часть 1 – Общие впечатления

Часть 2 - Таллин

Часть 3 – Эстонские железные дороги

Часть 4 – Тарту

Часть 5 - Паромы Таллин - Хельсинки

Часть 6 - Хельсинки

Часть 7 – Свеаборг

Часть 8 - Пярну

Часть 9 – Моонзунд

Часть 10 – Курессааре

Часть 11 – Зимний Петербург

Часть 12 Поезд «Красная стрела»

На новогодних каникулах 2011 года была проделана поездка по Эстонии и совсем небольшой части Финляндии. Целью поездки был отдых и осмотр городов Эстонии. Финляндия в планы попала как бы заодно, из-за наличия хорошо отлаженного транспортного сообщения Таллин - Хельсинки.

Маршрут поездки был такой:

Москва – Петербург – Таллин – Тарту – Таллин - Хельсинки с посещением крепости Свеаборг – Таллин – Пярну – Таллин – Курессааре – Таллин – Петербург – Москва.

Ниже впечатления от посещенных мест и транспортных средств, освоенных при перемещениях, разделенные на части.











Шенгенская виза со страной въезда получается в Эстонском посольстве довольно просто – требуется только наличие подтверждения о бронировании места проживания, подтверждение уровня доходов и медицинская страховка на время проживания. Визу имеет смысл получать самостоятельно, без посредничества турфирм. В октябре – ноябре 2010 года туристические фирмы за изготовление визы в Эстонию запрашивали суммы 6000 – 6500 рублей за визу (150 евро и выше). Получение визы в посольстве обходится в 35 евро. При этом единственная работа турфирмы заключается в том, что ее представитель относит в посольство пакет документов на визу и забирает паспорт с уже сделанной визой. Все остальное (сбор пакета документов) также как и при самостоятельном оформлении визы.

Единственное неудобство при оформлении визы в консульском отделении посольства Эстонии в Москве – это то, что очередь из потенциальных гостей Эстонской республики ожидает приема сотрудника консульского отдела на улице, а не внутри помещения. Очередь довольно большая. Но если прийти за 20-30 минут до начала работы консульского отдела (9 часов утра) стоять приходится не более часа. А вот если прийти где-то через час после начала работы, то простоять можно и часа три. Нахождение на улице в процессе очереди вызывает неудобство при двух температурных режимах – летом, если сильно жарко и зимой, если на улице сильный мороз. Для сдачи документов на получение визы нужно предварительно позвонить в консульский отдел посольства и записаться на прием в определенную дату. Общее время, которое уходит на сдачу документов и получение визы в консульском отделе посольства – не более половины рабочего дня. Экономия же затрат по сравнению с обращением в турфирму от 115 евро и больше.

Основных способов добраться из Москвы до Эстонии, в частности до Таллина существует четыре (исключая собственный автотранспорт):

  • Прямой поезд Москва -Таллин;

  • Самолет Москва -Таллин;

  • Поезд Москва – Петербург + автобус Петербург – Таллин;

  • Автобус Москва – Таллин.

Есть еще несколько способов, но они сильно дольше по времени и включают в себе несколько пересадок, например поезд Москва-Петербург, автобус Петербург-Ивангород, пешеходный переход границы Ивангород-Нарва, автобус Нарва - Таллин. Этот способ позволяет немного сэкономить по деньгам, посмотреть внушительные виды Ивангородской крепости и Нарвского замка, но если с собой много вещей он явно не подходит, так как включает много пересадок. Также в Эстонию можно попасть через Псков и Печоры.

Наиболее удобным по комфортности способом попасть из Москвы в Таллин является прямой поезд. Перевозчиком является эстонская компания GoRail. С менеджментом у компании сильно плохо – то ли в силу объективных причин (дорогая цена за использование инфраструктуры железных дорог как и в Эстонии, так и в РЖД), то ли в силу качества мышления у самих менеджеров. Стоимость проезда на поезде компании GoRail такова, что начисто отбивает желание этим поездом воспользоваться. Проезд в вагоне СВ стоит около 10 000, в купе от 5200 до 5500 рублей, в сидячем вагоне около 2500 рублей (плацкартных вагонов карт, видимо как символ Советского прошлого, эстонский перевозчик в схему состава не включил) .

За 964 км и 15 часов в пути в этом поезде самая дорогая минимальная стоимость места для лежания в СНГ. Наполняемость поезда говорит о том, что при такой стоимости, им практически не пользуются. Практически во все дни, кроме новогодних и майских праздников, поезд Москва - Таллин представляет собой «огрызок» о шести вагонах + вагон - кабак. По прибытии поезда на Ленинградский вокзал из Таллина из 5 спальных вагонов (купе и СВ) выходят человек от 5 до 10 человек. То есть наполняемость на уровне 10 – 30 процентов. Сидячий вагон востребован больше (стоимость проезда 2500 рублей), но ехать 15 часов сидя в режиме overnight – это немного мазохизм. Подводя итог вышесказанного – цены на прямой поезд Москва - Таллин установлены такие, чтобы пассажиры на нем не ездили. При этом устойчивый ежедневный пассажиропоток из Москвы и Петербурга в Эстонию и обратно существует. Об этом говорит то, что существует 10 пар рейсовых автобусов ежедневно по маршруту Петербург – Таллин + около 4-х пар суммарно из Москвы и Пскова в Таллин. В новогодние и майские праздники количество автобусов возрастает в два – три раза. Компания GoRail даже и не пытается вступить в конкуренцию с менее удобными для пассажиров автобусными перевозчиками. Цена на проезд в поезде постоянно растет и достигла самой дорогой отметки среди поездов в СНГ. При этом вагонный парк одного-единственного поезда устаревший – эксплуатируются вагоны производства немецкого завода Аммендорф, прекратившего выпуск вагонов в начале 90-х годов. Несколько раз за последние 15 лет компания GoRail делала попытки запустить поезда Таллин - Петербург, но из-за некачественного менеджмента поезда курсировали по несколько месяцев и не были заполнены при заполненных автобусах Петербург - Таллин. Отобрать пассажиропоток у автобусов не получалось.

Можно было бы говорить о том, что цены на проезд у GoRail высокие из-за дорогой стоимости отчислений за пользование инфраструктурой эстонской железной дороги. Но это не так. Кроме GoRail в Эстонии существует еще два железнодорожных перевозчика – компания Edelraudtee, занимающаяся пассажирскими междугородними перевозками дизель-поездами по Эстонии, и компания Electriraudtee, занимающаяся пригородными пассажирскими перевозками электропоездами в окрестностях Таллина. Цены у этих перевозчиков вполне разумные и не дорогие. При более качественном подвижном составе, частично оборудованном беспроводными сетями доступа в интернет, цена проезда меньше пригорода вокруг Москвы и Петербурга. Поэтому напрашивается вывод, что ценовая политика компании GoRail, и, как следствие перевозчик воздуха, а не пассажиров, поезд Москва-Таллин, не результат дороговизны эксплуатационных расходов, а результат непрофессионального менеджмента.

Про стоимость проезда в поезде Москва - Таллин выше было уделено внимание в связи с тем, что наиболее удобный по комфорту способ добраться из Москвы в Таллин поездом не является оптимальным по совокупности параметров комфорта и цены. Из Москвы в Таллин летают самолеты, но они еще дороже поезда Москва - Таллин. Есть из Москвы в Таллин прямые автобусы. Стоит проезд около 2000 . Но ехать в автобусе 15-16 часов довольно тяжело.

Наиболее рациональным по совокупности комфорта и не дорогой стоимости проезда является дорога, совмещающая поезд и автобус: из Москвы до Петербурга поездом, далее из Петербурга в Таллин автобусом. С часовым запасом на пересадку с поезда на автобус дорога занимает те же 15, 5 часов, что и прямым поездом Москва - Таллин. Ночь при этом проводится в поезде. Зимой 2011 года суммарная стоимость проезда до Таллина на верхней полке купе фирменного поезда и автобуса Петербург - Таллин была 2600 рублей, что более, чем в два раза дешевле проезда в купе поездом компании GoRail. При использовании скоростного ускоренного поезда «Сапсан»
(воскресный утренний рейс) стоимость проезда составляла 3200 рублей, но при этом время в пути было 10 часов. Тоже существенно дешевле прямого поезда Москва - Таллин и в 1,5 раза быстрее по времени.

Автобусных перевозчиков на направлении Петербург - Таллин несколько –EuroLines, SEBE, LuxExpress, Simple Express и другие. Среде них есть как эстонские компании, так и Российские. Для удобства пассажиров и компаний-перевозчиков распространение билетов производится под единым брендом «EuroLines» (под данным брендом распространяются билеты на автобусное сообщение Петербурга не только с Эстонией, но и со всеми странами Балтией и Польшей). Покупку билетов достаточно удобно осуществлять через интернет. Если нет банковской карты, то в Москве и Петербурге присутствуют кассы, где можно купить билеты на автобусы указанных перевозчиков. Судя по распечаткам из касс, кассир проделывает ту же операцию по покупке билетов, что и пассажир , покупая билет через интернет самостоятельно.

Автобусы Петербург - Таллин отправляются с автовокзала и делают обязательную остановку на Балтийском вокзале. Несмотря на то, что автовокзал в Петербурге чист, комфортен и недавно в относительной близости от него построена станция метро «Обводной канал», при пересадке на автобус с поезда из Москвы удобнее садится на автобусы до Таллина на Балтийском вокзале. Какой логикой руководствовались люди, курирующие городской транспорт Ленинграда при строительстве автовокзала в Петербурге понять сложно. Место расположения автовокзала (расположен у Американских мостов на Обводном канале) хоть и находится близко к центру, явно не предназначено для того, чтобы к нему добирались люди городским транспортом с вещами. До открытия метро «Обводной канал» и «Лиговский проспект» вообще не понятно как туда можно добраться. Да и сейчас от Московского вокзала – либо пешком минут 25 , либор с пересадками на метро и все равно минут 10 пешком идти. Возможно, от Московского вокзала и есть какой то прямой автобус до самого автовокзала, но приезжему в Петербург это явно не очевидно.

Если ехать через Балтийский вокзал все проще. Добраться общественным транспортом от Московского вокзала до Балтийского занимает около 15 минут. Если заложить между прибытием поезда Москвы и отправлением автобуса в Таллин с Балтийского вокзала минут 45-50 , то это более чем достаточное время для пересадки.

Расстояние Петербург – Таллин около 320 км. Автобусы различных перевозчиков закладывают расчетное время в пути от 5,5 до 7,5 - 8часов. Время названо расчетным так как те автобусы в расписании которых заложено 7,5 – 8 часов в пути , как правило, находятся в дороге около 6-6,5 часов. Лишнее время в пути заложено на случай внештатных ситуаций на дороге – пробок под Петербургом, очередей на погранпереходе Ивангород-Нарва и т.п.

Я не отношусь к категории людей, которые при выезде из РФ чувствуют себя вышедшими из египетского рабства на свободу – часто в рассказах о поездках за границы СНГ встречаются эпитеты о том, как солнце начинает ярче светить после пересечении границ СНГ и Евросоюза, дороги становятся лучше , появляются люди с печатью тотальной свободы и демократии на лице. Встречались мне аналогичные отзывы и про ощущения при переезде реки Нарвы из Ивангорода в Эстонию. Ну так вот – солнце ярче не светит, дорога становится ощутимо лучше Кингисеппского шоссе хорошей только километров через 150 от Нарвы ближе к Таллину, а в Нарве и под Нарвой она ничем не лучше дороги от Петербурга до Ивангорода. Лица у жителей Нарвы абсолютно такие же, как и у жителей Ивангорода, дополнительного счастья от европейских демократий на них не заметно, а сам город Нарва на окраинах выглядит довольно депрессивным.

Но есть моменты где все же ощущается некоторая то ли отсталость, то ли просто идиотизм или халатность в РФ по сравнению с «европейской» Эстонией. При переезде границы на территории РФ нужно выйти из автобуса и вынести из него вещи, пройти с ними через пункт ПТК. При этом не на выезде, ни на въезде сами вещи никто не смотрит. Смотрят на пустые автобусы. При въезде и выезде в Эстонию никуда выходить никто не происходит. Эстонские пограничники проходят по автобусу, собирают паспорта и через 10 минут вносят их уже проштампованные уже в автобус. Почему также нельзя организовать ПТК на Российской территории – загадка. Точнее не загадка, а набор устаревших бюрократических инструкций , которые никто не хочет обновлять и пересматривать. Хотя, если смотреть на все с оптимизмом, плюс у выхода из автобуса на Российском ПТК тоже есть –время для перекура между тем как паспортный контроль пройден, а российские пограничники зачем-то изучают пустой автобус.

Второй момент преимуществ «Европ перед Россией» резко бросается в гласа при переезде погранпереходе Ивангород – Нарва в темное время суток. С двух сторон погранперехода по разным берегам реки Нарва сурово стоят уже более 500 лет напротив друга Ивангородская крепость и Нарвский замок. И крепость и замок достойны посещения. Ивангородская крепость выглядит внушительно, в ней можно погулять по стенам, но внутри практически ничего не сохранилось. Нарвский замок имеет внушительный вид, в нем нет открытых смотровых площадок, зато в самом замке находится хороший интересный музей. Проезжаю в темноте мимо двух перечисленных фортификационных объектов за наш Российский возникает некое чувство обиды – Нарвский замок имеет отличную подсветку, Ивангородская крепость же погружена во тьму. Силуэты стен обнаруживаются только, если знать, что крепость на месте силуэтов есть. То ли электричество экономят, то ли подсветки в принципе нету, то ли маскировка приграничной зоны. А может просто бардак – и никому дела нет , как исторический объект выглядит.

Автобусы всех перевозчиков на маршруте Петербург - Таллин оборудованы санузлами. Наименее комфортно, но в то же время наиболее дешевы автобусы под маркой «Еurolines» . В автобусах перевозчика «Simple Express» пассажирам бесплатно дается бутылка минеральной воды. Наиболее комфортны и находятся меньше времени в дороге, по сравнению с остальными перевозчиками автобусы под брендом «LuxExpress». В данных автобусах присутствуют комфортные места со столиками, наличие доступа в интернет через Wi-Fi.

Как из Петербурга в Таллин, так и из Таллина в Петербург я ехал автобусом перевозчика EuroLines. В целом ехать можно, путь из Петербурга в Таллин занял 6 часов , обратно около 7 часов. Водители Российские. В начале рейса водители толкают приветственную речь. Именуют себя водителя гордо – экипажем. Так и говорят: вас приветствует экипаж рейса в составе водителей Васи и Пети. Ну может быть не Васи и Пети, а Антона и Андрей ну суть от этого не меняется. Дальше после приветствия ставится аудио трек на трех языках (эстонский, русский и английский) о том как рада компания EuroLines пассажирам и какое счастье пассажирам ехать между Петербургом и Таллинном с помощью перевозчика EuroLines. Впечатление от поездки – ехать можно, но к шестому часу езды сидение в автобусе начинает утомлять. Как люди в автобусные туры по западным Европам умудряются ездить из Москвы для меня загадка – тяжело на автобусе все же большое количество времени ехать. Автобусы были не новые и не старые, ехать вполне можно. Но вот с коллегами по поездке, едущими из Петербурга в Таллин на 5 часов позже – под Кингисеппом случился инцидент – автобус сломался. Их высадили в дорожном кофе, через 1,5 часа за ними из Петербурга приехал рабочий автобус. Другие коллеги по поездке ехали из Петербурга в Таллин и из Таллина в Петербург автобусами перевозчика LuxExpress , остались автобусным переездом очень довольны. Выводы такие – лучше переплатить 300 рублей за поездку автобусом LuxExpress и проехать быстрее и комфортнее, чем на автобусах других перевозчиков.

Автомобильная дорога из Петербурга до Таллина мало, чем интересна. Из интересных объектов по дороге только уже упомянутые ранее Ивангородская крепость с Нарвским замком. По территории Эстонии дорога проходит через несколько небольших городов, остановка делается только в городе со сложным для жителей РФ по звучанию названием Йыхви.

Автовокзал в Йыхви дает почувствовать пассажирам из РФ, что они уже в «Европах» - чистый аккуратный комплекс с крытой зоной для отправляющих и прибывающих автобусов с кафе и супермаркетом внутри. Правда, чтобы проезжающие не забывали, что они находятся в российско-советской культурной зоне на одной из колонн, поддерживающей навес зоны прибытия и отправления автобусов через всю колонну наискось написано краской сарайное трехбуквенное слово. Причем творцы постарались – смыть и закрасить, видимо, нет возможности. В РФ встретить аналогичный чистый и удобный автовокзал в городе с населением как в Йыхви (около 10 000 жителей) вряд ли возможно.

Далее дорога до Таллина не интересна и однообразна, кроме остатков сланцевых выработок на северо-западе Эстонии в основном кругом только лес, преимущественно хвойный. Смотреть по дороге не на что – пейзаж везде одинаковый. Рациональнее всего в дороге либо спать, либо запастись каким-нибудь мультимедийным гаджетом и в дороге смотреть фильмы/читать книгу/слушать музыку или , в случае проезда на автобусе LuxExpress, бороздить просторы сети через WiFi.

В случае отсутствия пробок и затора на границе дорога займет около 6 часов. Довольно долго для 320 километров, даже с учетом часового пересечения границы.

А теперь об общих впечатлениях об Эстонии. Они очень и очень положительные.

Транспортное сообщение между городами наложено отлично. В основном оно осуществляется автобусными перевозками. Часть Эстонии расположено на островах – с островами налажено четкое паромное сообщение. Паромы - ледоколы перевозят как просто пассажиров, так и пассажиров на автобусах и автомобилях в любое время года. Автобусные перевозки осуществляют разные компании-перевозчики. В каждом городе есть автовокзал, расписание разных перевозчиков сведены к единому, билеты в кассах также продаются на автобусы любых перевозчиков. Автобусные перевозки дороги, но них вполне можно сэкономить. При покупке билетов в кассах автовокзалов (у водителей также можно покупать билеты) водители при посадке на автобус не смотрят, что написано в билете , а проверяют только наличие билета. Таким образом, на автовокзалах можно покупать студенческие билеты (продают пассажирам до 26 лет гражданам любой страны без проверки документов и возраста, то есть даже если старше 26 лет на 5-7 лет никто не воспрепятствует покупке студенческого билета). Например, в последний город, посещенный в Эстонии – Курессааре, билет на автобус из Таллина стоит около 17 евро. В кассе автовокзала Таллина был куплен студенческий билет до Виртсу стоимостью 4 евро. Водитель в автобусе внутрь билета даже и не думал смотреть. Обратно из Курессааре был куплен студенческий билет до Куйвасту стоимостью 2 евро. Итого поездка обошлась 6 евро вместо 34-х. При этом я понимал, что дополнительной посадки ни в Виртсу, ни в Куйвасту в силу их географического положения и времени прохождения автобуса ни какой дополнительной подсадки на автобусы не будет. Эксперимент ставился не столько ради экономии, сколько ради «тестирования». Аналогично была совершена экономия на поездке Таллин – Пярну - Таллин.

Железнодорожные перевозки, как и во всех странах Балтии (Литва, Латвия, Эстония), находятся в умирающим положении. В Эстонии спросом пользуются только маршруты в пригородах Таллина и направление Таллин - Тарту (так как сообщение по данному маршруту по железной дороге быстрее, комфортнее и дешевле), чем автобусное. В направлении Нарвы, Пярну и Вильянди из Таллина железнодорожное сообщение есть, но графики дизель поездов не очень удобны, частота курирования всего по две пары поездов в день против автобусного сообщения частотой не реже одного раза в час. Единственное преимущество железнодорожного сообщения в данных направлениях – оно немного дешевле автобусного. Парадоксально, но в отличии от РФ, проехать «зайцем», точнее «полузайем» на автобусе в Эстонии гораздо проще , чем по железной дороге. В дизель-поездах кондукторы ходят часто, билеты проверяют четко. Покупать билет можно в кассе, можно у кондуктора, ценовой разницы не будет.

Население Эстонии очень небольшое – около 1,200 000 жителей. При таком населении и хорошо отлаженной транспортной системе места в автобусах, пригородных электричках и дизель-поездах между городами Эстонии всегда есть, стоя ехать не приходится.

Из Таллина за два часа можно попасть на пароме компании Tallink в Хельсинки. Паромы со временем хода в два часа ходят около пяти раз в день, можно подобрать удобный по времени. Также есть паромное сообщение со Стокгольмом.

Внутригородское транспортное сообщение в Эстонии также отлично развито и соответствует спросу. Транспорт ходит четко по расписаниям, имеющимся как на остановках, так и в интернете. Стоимость проезда сильно отличается при покупке непосредственно в транспорте или в отелях/R-киосках. Непосредственно в городском транспорте билеты стоят существенно дороже. R-киоск – это такие павильоны на всех крупных остановках городского транспорта, на вокзалах и в торговых центрах, в которых продается печатная продукция, вода – печенье -круассаны и кофе и кофейных автоматах. В общем аналог «коммерческой палатки» на остановках транспорта в Москве и Петербурге, только «цивилизованнее». Для сравнения цен билетов: билет, купленный у водителя трамвай в Талине стоит 1 евро 60 центов, билет, купленный в R-киоске стоит 94 евроцента, 10 билетов купленных R-киоске стоят 1 евро 64 цента. Ездить по Таллину пришлось много (отель дислокации был относительно далеко от центра и старого города). За проезд практически всегда платил – штраф в 40 евро, сумма не маленькая, терять просто так ее не хотелось. Хотя ни разу контролеров в транспорте замечено не было. Думаю, они все же есть , иначе бы не было мотивации у жителей Таллина к оплате проезда. В день отъезда из Таллина «не корысти ради» а токмо по причине отсутствия наличных евро и проблемами с выдачей евро в банкоматах все же пару раз без билета на трамвае проехал, обошлось без контролеров.

Практически все надписи и объявления на улицах, в транспорте, магазинах и т.п. на Эстонском языке. Но практически всё население, как и в остальных странах Балтии, понимает и говорит по-русски. Знать, как что-то произносится по-эстонски для посещения Эстонии абсолютно не нужно. Во-первых, везде поймут по-русски, во-вторых эстонский язык относится к финно-угорской группе языков и найти там хотя бы десяток знакомых слов в отличие от романо-германских и англо-саксонских языков невозможно (для тех, кто не изучал никогда какой-либо из языков финно-угорской группы). Поэтому мучить себя чтением разговорников нет смысла, в том редком случае, когда не поймут по-русски, можно обратится по-английски. Кстати, никакого предвзятого отношения, как «к оккупантом» замечено не было. При обращении на русском языке местное население реагирует нормально и отвечает подробно и приветливо.

С точками питания по всей Эстонии все хорошо. Даже в маленьком городке можно найти по несколько кафе, ресторанов, фастфудов. В центрах крупных (по меркам Эстонии) городов (Таллин, Тарту, Пярну) кафе встречаются через дом – долго времени найти, где поесть не займет. По ценам, правда, все не очень хорошо – они близки к Московским и существенно дороже цен на питание в странах восточной и юго-восточной Европы.

В центрах городов довольно много сувенирных магазинов и магазинов одежды. Цены такие же, как и Московские. За пределами центров много супермаркетов, цены на продукты в которых, существенно дешевле, чем в небольших продуктовых магазинах центров городов. На окраинах городов встречается большое количество больших многофункциональных торговых центров мегамоллов. Например, в Пярну, только тех которых попались по дороге было штук восемь. В городах РФ, аналогичных по населению (около 50 000 жителей) крупных торговых мегамоллов нет (мегамоллы на трассах вокруг Москвы и Петербурга не в счет) .

Побывав в нескольких городах Эстонии – Таллине, Тарту, Пярну, Курессааре создалось впечатление, что несмотря на дорогие цены, независимость пошла Эстонии на пользу – как то все смотрится позитивно и спокойно - умиротворяюще. Возможно , не было бы независимости и города Эстонии выглядели бы как соседние райцентры Псковской области.

Пару лет назад, также зимой был в Латвии. Там, в отличии от Эстонии, было обратное впечатление – страна оставила о себе впечатления запустения, неустроенности и чего-то депрессивного. Что им дала независимость не очень было понятно. А вот в Эстонии все оказалось наоборот. Это конечно может быть взгляд гостя страны, для жителей невареное, есть много текущих проблем.

Несмотря на все плюсы вступления в Евросоюз и шенгенское пространство один минус четко просматривается – уменьшение населения и так достаточно малого даже для небольшой территории Эстонии. Довольно большая часть населения скорее всего перебирается в более северные и западные Европейские страны на заработки и там остается. То, что население уменьшается видно из того, что на всей территории Эстонии, что в городах, что в сельской местности не замечено ни одного строительства жилых помещений – следовательно, их хватает с избытком.

Подробнее о посещенных местах в соответствующих частях рассказа о поездке.



linkReply

Comments:
[User Picture]From: senart_artdeco
2011-02-13 02:05 pm (UTC)
Спасибо за столь подробную информации, как раз собираюсь в Таллин после майских праздников, и судя по Вашему посту полечу на самолете. Если не сэкономить деньги, то хотя бы сэкономить время и и терпенье. На острова в советское время летали 4 самолета в сутки (ЯК-40). Я была тогда стюардессой. Занимало это полчаса ...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: odin_naldine
2011-02-14 01:27 am (UTC)
Спасибо. Интересно прочитать впечатления от этих мест.
На мой взгляд, Эстония единственный по настоящему удачный проект создания государства на базе бывшей республики СССР.
Совсем не исключено, что через 10-20 лет это вторая Финляндия будет.
Соседним Литве, и тем более Латвии, это не грозит даже близко
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nordprod
2011-02-14 01:37 am (UTC)
Собираюсь в те края - Ваши подробные рассказы будут, надеюсь, полезны.
Только напомню, что география сообщества - быв. СССР, так что финляндскую часть здесь не публикуйте. :)
(Reply) (Thread)