?

Log in

No account? Create an account
Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Суздаль [Feb. 9th, 2011|04:48 pm]
Города и веси России

russiantowns

[dingocat]
[Tags|]

Как оказалось - то, что в Москве транспортный коллапс и национальное бедствие, то во Владимире обычное природное явление. По крайней мере, сугробы выше пояса не были чем-то выдающимся, случались и по грудь, пробок и прочих катаклизмов не предвиделось, а по улицам шастала толпа дворников и стая уборочных машин, вполне удачно справляющаяся с нападавшим снегом. Льда, впрочем, никто все равно не отменял, по дороге в Суздаль встретили пару аварий и одну улетевшую с дороги BMW, но тут, скорее всего, просто нечего было изображать Шумахера, особенно не на полном приводе.
Добравшись до Суздаля, Кремль оставили на сладкое и в первую очередь забрались в Спасо-Ефимиев монастырь, он же государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник - вернее, его часть, потому как и все церквы и монастыри Владимира и прилегающих окрестностей  так же входят в этот самый заповедник. Музей-заповедник, видимо, котировался несколько дороже, чем Кремль, поэтому ближайшая стоянка стоила аж 140 рублей в час. На вопрос "А с чего бы?" было отвечено, что "арендная плата за площадь асфальта возросла"(с). Стоянка рядом с Кремлем  стоила уже 100 р. в час, там, наверное, асфальт был другой. Или просто не было сервиса со всякими значками, деревянными ложками, магнитиками, матрешками и старыми утюгами.
Резные дома по улочке от стоянке к монастырю.



Монастырь был изначально задуман как крепость, первоначально будучи Спасским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского. "Спасо-Евфимиев монастырь узнаем издали - по мощным кирпичным стенам и башням. Но не торопитесь туда входить сразу, обратите внимание на другую сторону дороги"(с) путеводитель. Собссно, внимание обращать надо не на дорогу, а вот на этот дом, именуемый Посадским, единственное жилое каменное здание тех времен в городе.



«Жители этой страны не любят жить в каменных домах, потому что, когда печи в них истоплены, то ударяет в голову и причиняется головная боль», - подобного рода свидетельства были распространены иностранцами, путешествующими по Руси в XVI - XVII вв. Врут они все, просто дерево было дешевле и привычнее, да и в каменных домах "по-чёрному" или "полубелому" топить было практически невозможно. Белую печь опять же сложно и дорого строить, голландки появились позже... А между тем "древнейшим типом русской духовой печи была печь без дымохода, называвшаяся курной печью или черной. Дым выходил наружу через устье и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние венцы бревен в избе покрывались черной смолистой копотью. Для оседания сажи служили полавочники - полки, располагавшиеся по периметру избы выше окон, они отделяли закопченый верх от чистого низа. Для выхода дыма из помещения открывали дверь и небольшое отверстие в потолке или в задней стене избы - дымоволок.Что интересно - первым известным владельцем дома числят портного Спас-Евфимиевского монастыря Костьку Добрынкина. Неплохо, должно быть, зарабатывал портной, раз домик был каменный.
Проездная башня монастыря. Ворота, которые побольше - проходные, там хотят денег за обзорный билет, ворота, что поменьше - проездные, распахнуты были все время, что мы там пребывали и денег там вообще не хотели и не присматривали.



По бокам - два кафе, "Блинная" и "Привратницкая", небольшие такие комнатки от 3 до 6 посадочных столов на три-четыре персоны, ассортимент - на скорую закусь, не более. Зато при входе - богатый выбор медовухи всей и всяческой, но в бутылках. Домашняя тоже присутствовала, то торговали оной (или же "ей") за стенами, уже ближе к стоянке.
Святые ворота и надвратная Благовещенская церковь, уже не красного кирпича и более мирного облика. В городской описи 1628-1629гг. церковь упоминается как каменная двухшатровая. К 1722г. она уже названа пятиглавой - за эти сто лет здание претерпело существенные изменения. Позднее церковь была перестроена в одноглавую, каковой сейчас и является.





В церкви есть экспозиция "Дмитрий Пожарский - национальный герой России" и небольшой магазинчик с забавными тряпочными игрушками, покрывалами и сумочками.













Справа - аптекарский сад и огород, а так же "Спасский детинец". Детская игровая площадка, ага.





Слева - Архимандридский корпус с выставками "Книга шести столетий" и "Русская икона", нами аккурат пропущенными.





Но влезть-то куда-то надо было...Поэтому просто влезли по лестнице посмотреть чего там интересного. Интересного не оказалось, только вид на звонницу и собор.



Звонница 16-17 века, с колоколами и настоящим звонарем, каждый час на 5-7 минут вызванивающим какую-либо мелодию. Проходящие мимо экскурсоводы старательно наставляли всех: "И не спрашивайте, можно ли позвонить лично в колокола. Нельзя!". Наверное, вопрос назревал не единожны...


Выход для тех, кто все равно хочет позвонить. Вон тот, на втором этаже.



Рядом с Архимандридским корпусом Успенская трапезная церковь с музеем наивного искусства. Название скромное, а сколько интересного внутри таит!



Нет, не вынос мозга. Скульптура называется "Осмысление бытия".



Теперь знаю что означает выражение "в рот мне ноги".



Тоже что-то с заковыристым названием.



"Адам и Ева".



"На носу судьбы".



И еще немножко...





Сие, собственно, были скульптуры Вячеслава Валентиновича Почечуева, фильм о работах которого, оказывается, демонстрировался в 60 странах мира, а работы неоднократно имели шумный успех на выставках. Совсем, видимо, в искусстве не разбираюсь, не вижу о чем шуметь... Но, тем не менее, "работы изображают извечное противостояние добра и зла. Иногда с мягкой иронией, иногда тяготея к гротеску, мастер остроумно использовал естественную, порой причудливую, неожиданную форму дерева. Его работы - словно отзвук языческих дохристианских времен: всепобеждающее добро, беспощадный рок, вселенская мудрость жизни. Скульптор как бы проникает в вековые тайны страданий, преодолений, всепоглощающего торжества любви"(с). О как.
А вот сам музей наивного искусства, выставка произведений художников-самоучек. "Работы художников-наивнистов отличаются свежестью мировосприятия, остротой наблюдений"(с). Вот примерно так отличаются:



"Праздник рождества".



"Сбор сельсовета".



Он же. Фрагмент.



"Крестьяне срубили царь-дерево и услышали его последний плач. Один начал удивляться и думать. Другой убежал со страху. А этот никогда не думал."



Где-то примерно в таком стиле. Но рядом есть и вполне реалистичные работы.



Спасо-преображенский собор.
В самом соборе ("А теперь - супрайз!" (с) тетенька-экскурсовод русской наружности к не менее русской национальности экскурсируемым) выступает ансамбль "Пересвет", не в полном составе, всего шесть человек, но... Начала понимать те места в книжках, где сказано про благоговейное слушание многоголосного церковного хора - поют сами по себе (а-капелла) хорошо и плюсуется определенное звучание эха, явно специально рассчитанного. О-бал-деть!
В том же соборе можно купить их диск и посуду из глины. На диск (6400 р!) таки разорились, теперь периодически мурлыкаю себе под нос "Сяду я верхом на коня...", наиболее понравившуюся оттуда песню. Кстати сказать - слышала ее и раньше, как минимум в исполнении какого-то хора  и "Любэ", но как-то не впечатлило, а тут вот прямо таки легло . Парой небольших чашек чёрно-серго цвета из обожженной глины тоже разжились, очень удачно под утренний кофе. Чашки, как клялись и божились, все с не повторяющимся эксклюзивным узором, но как-то не верится - слишком уж большой поток.



эээ...Ход в подвал? - скорее источник святой воды



Роспись собора, некоторые фрески знаменитого Гурии Никитина, последняя его работа. В девятнадцатом веке кому-то пришло в голову, что фрески блеклые и неинтересные, неизвестные умельцы замазали более яркими красками, в конце девяностых восстановили истинный рисунок.
Сюда приезжал Дмитрий Пожарский помолиться перед сражением.











Мозаичная икона "Спаситель во славе", когда-то установленная над входом в снесенную часовню-усыпальницу Дмитрия Пожарского. По описаниям, усыпальница была двухъярусной, внизу находились захоронения, вверху - ризница, но в 1760 все сломали, камень и надгробные плиты пустили на хозяйственные нужды.



Захоронение Дмитрия Пожарского, рядом остальные двадцать две могилы князей. Интерес к его личности возродился только после того, как на Красной площади был сооружен памятник Минину и Пожарскому, великие князья вспомнили о предках и приехали в монастырь поклониться их могилам. Но кланяться оказалось нечему...Пришлось организовать раскопки и поднимать летописи, дабы распознать где и кто.



Памятник-часовня Д.М.Пожарского, восстановленная по описанию разрушенной.
Пожарские принадлежали к древнему роду Стародубских, ведущему свое начало от седьмого сына Всеволода Большое гнездо, т.е. Рюриковичей. Дмитрий начал служить в 15 лет. В 28 - сражался с войсками Лжедмитрия l, еще через два года разбивает войско Лжедмитрия ll.





Резьба какая, посмотрите.





Во время осмотра часовни с трех сторон набежало пять разных групп туристов и пришлось ретироваться в тюрьму. Ага, ага, в тюрьму, в свое время этот монастырь как только не использовался. Как только не использовался, но как место заключения - с самого своего основания и до превращения в часть заповедника...
На входе в тюремный комплекс. Для русских людей коротко и ясно: милиция - значит, нам туда не надо. И только для иностранцев еще дописано: не входить, убьет.



Сам корпус. Во времена воцарения Романовых монастырь был перестроен из деревянного в каменный со стенами от семи до восьми метров высотой, готовыми выдержать весьма неслабый напор снаружи. Однако по приказу Екатерины ll, напор пришлось сдерживать внутри - в корпусе организовали тюрьму для политических заключенных, которые сами себя называли "сущими в гробах".











Развешаны краткие биографии участников узников.



Келья монаха с типичной обстановкой, роскошеств и излишеств не полагалось. Но метраж или, как говаривал Великий Комбинатор, "кубатура", вполне приличная для общаги, коммуналки или иного социального по найму жилья советского периода...



Там же пребывал и фельдмаршал Паулюс после сдачи под Сталинградом.



Нормы еды. В день, в день, не на один раз.



Пришла весна, настало лето, спасибо партии за это. Плакат из времен, когда непосредственно тюрьму для политзаключенных упразднили, а чтобы добру не пропадать, устроили детскую колонию при МВД СССР, изначально мужскую. Однако после бунта в 1947 колония переквалифицировалась в женскую, с обучением в спецшколе и получением квалификации швей-мотористок, на данный момент, конечно, уже не существующую.



Печатают, что рядом со Спасо-Ефимьевским монастырем есть еще один, к которому можно перейти по мостику через речку, но до туда не добрались, отправившись в Кремль. Кремль так, в общем-то не Креееээмль!!!  а так, кремль. В смысле - маааахонькый, правда, стен толком не осталось, может, во времена прямого использования по назначению, он ощущался величественным. Но, по сравнению с, например Зарайским, не говоря уж о Коломенском, впечатления не производит. Тот же С-Е монастырь, упоминавшийся выше, гораздо солиднее...
По дороге от монастыря к Кремлю, слева - торговые ряды, в которых снималась "Женитьба Бальзаминова".



И не только ряды, но и Антипьевская церковь, что постоянно мелькала в кадре.



На заднем плане Лазоревская церковь, сооруженная столетием ранее.



Еще одна, буквально через дорогу, в новомодном цвете.



Остатки земляного вала.



Касса представляет собой длинный стол, к которому ломятся толпой, мешая входящим и выходящим.
Самый Главный Экспонат, автограф В.В.Путина в книге отзывов Суздальско-Владимирского заповедника.



Самый маленький местный музей, представляющий классную комнату aka как учились раньше.



Ученье - свет, а неученье - чуть свет на работу . Стимуляция учения, угол с горохом.



Аж ностальгией повеяло...В нашем классе такое же висело, но уже в полностью современном русском языке. Но, увы, уже немногие следовали, учебники с намалеванными в них крупным планом всякими предметами встречались постоянно. Ну и, конечно, рекомендация носить книги в платочке отсутствовала



Видели Иорданскую сень, единственную, сохранившуюся в России. "Иорданская сень ежегодно собиралась в праздник Крещения, а в остальное время хранилась в разобранном виде. Она изготовлена из 260 деталей, вырубленных из сосновых брёвен и обтёсанных топором. Сень представляет собой навес в виде пятиглавого храма на четырёх круглых резных столбах. Высота шатра – 8,5 метров. Навес окружён оградой с четырьмя воротами с килевидными арками. Детали крепятся в пазы, без гвоздей, с помощью кованых железных крюков и пробоев, а между собой отдельные доски соединены шпонками и железными скрепами. Для последовательности сборки на всех деталях сделаны зарубки. На основных деталях шатра буквами обозначены стороны света." Здоровенное такое сооружение, крайне напоминавшее замысловато вырезанную беседку, под которую отведен отдельный зал с отдельным входом.
Дальше много-много залов с много-многими иконами, иконостасами и церковной вышивкой. Увы, в таком количестве глаз как-то замыливается и вся прелесть конкретного изделия теряется. А вот сия причиндала в центре так и осталась неопознана.



Набор каторжника походный. Три штуковины сверху - клейма.



Печные изразцы в Крестовой палате.





Убранство собора на территории Кремля.







Городской транспорт у стен Кремля. Лошадки там, признаться, вычищены гораздо лучше, чем у нас в городе, лошадиным духом за 150 метров не шибает. Катают метров пятьсот от главной дороги к стенам и вокруг до музея деревянного зодчества, хотят 400 рубликов.



Вид в обратную сторону.



Вот так стоишь, никого не трогаешь, виды всякие фотографируешь...



А потом хлоп! И инфаркт... или же явление Зеленого человечка (привидения Nikon), вмешивающегося не только в литературное творчество пославшей мя жены, но и в ея фотографии...



Так вот ты какой, русский ресторан на Кремлевской улице...



Рядом с Кремлем, за замерзшей рекой, музей деревянного зодчества, экспонаты в котором в основном дают осмотреть только снаружи. Задумывался как сельская улица с домами, храмами, хозяйственными пристройками. Когда-то здесь стоял первый в Суздале Дмитриевский монастырь, сожженный Батыем.
Дома в музее 18-19 веков, вывезены из разных далеких и не очень к заповеднику местностей и собраны снова уже на новом месте.







Но в некоторые дома запускают посмотреть реставрацию интерьера.











Крытый двор зажиточного крестьянина.





Сельская часовня церковь.





Колесный колодец. Для поднятия ведра надо было ходить как хомячок в колесе.



Мельницы.



За вооон те бревна справа верхнюю часть могли поворачивать под ветер.



Однако мороз крепчал, а надо было еще и возвращаться в родное Подмосковье, поэтому последнее катание верхом



...и нам пора.
Бонусом ТЫЦ! панорамные виды Суздаля на 360 градусов, управляемые мышкой.
linkReply

Comments:
(Deleted comment)
[User Picture]From: dingocat
2011-02-09 03:34 pm (UTC)
Кот Васька просто прелесть:) Там много было классных игрушек. А уж на сумочки, как у истинной женщины, и вовсе глаза разбежались:)
И, что интересно, именно в монастыре разрешали их фотографировать. В городе зашли в похожий магазинчик, так там с порога командным голосом сказали фото убрать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: melanyja
2011-02-09 03:14 pm (UTC)
Спасибо за подробный рассказ! Давно собираюсь поехать в Суздаль, теперь буду знать - как ориентироваться на местности. А ели вы где?
Отличные фотографии фресок получились! в монастыре - музей, храмы. так понимаю, недействующие? скульптурки эти извращенные - нашли местные, чем гордиться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dingocat
2011-02-09 03:38 pm (UTC)
Не за что:)
Поесть мы пытались прям на улочке, ведушей к Кремлю, но там было все занято, сунулись в "Дворик Бальзаминова"-тоже самое, в торговых рядах аналогично. Видимо, время такое было:) В конце концов нашли ресторан при гостинице уже по дороге во Владимир, нечто типа "Золотых ключей", но, признаться, кухня совершенно не поразила, так, сильно средний уровень.
Храмы действующие, почему ж...В том же монастыре службы идут. В Кремле тоже.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dingocat
2011-02-09 03:47 pm (UTC)
Кстати...http://dingocat.livejournal.com/11048.html#cutid1 - там еще и про Владимир, если на два дня ехать- можно и туда заскочить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fajnafajna
2011-02-09 03:24 pm (UTC)
Такой красивый и богатый пост. И мне туда захотелось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dingocat
2011-02-09 03:39 pm (UTC)
Спасибо:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: senart_artdeco
2011-02-09 04:32 pm (UTC)
действительно сразу хочется собирать дорожную сумку:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: muph
2011-02-09 04:48 pm (UTC)
тоже есть фото домика с заглавной
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dingocat
2011-02-10 09:51 am (UTC)
Фото домика с заглавной, наверное, чуть ли не во всех коллекциях о Суздале есть:) На видном месте стоит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enery
2011-02-09 06:36 pm (UTC)
Антипьевская, мне говорили, староверческая церковь ныне?
Не знаете?

А автограф Путина продают по 5 р. за фото-штуку?:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dingocat
2011-02-10 09:52 am (UTC)
Вот это, увы, не подскажу:( Мы прошли мимо - обе были закрыты.
А автограф Путина - это как икона, продаже не подлежит, можно только молиться:))
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_mos_podo
2011-02-09 06:41 pm (UTC)
Мы были там весной - народу тьма. А когда вы были, толпы автобусных туристов присутствовали?
Мне еще очень понравились рассказы бабулек из деревянных домиков - они нам все очень подробно показывали и рассказывали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dingocat
2011-02-10 09:55 am (UTC)
Конечно, как же без этого - хорошая погода и выходной, значит, толпы туристов неминуемы:) В Кремле как-то спокойней было, может, оттуда уже все ушли, а вот в монастыре не протолкнуться что от групп, что от одиночек.
Бабушек иногда очень интересно слушать - они помнят времена, когда нас еще в проекте не было, но было что-то интересное и на сейчас неизвестное. Для нас - так, прошедшее когда-то, а для них живые воспоминания.
(Reply) (Parent) (Thread)