heming_fromelko (heming_fromelko) wrote in russiantowns,
heming_fromelko
heming_fromelko
russiantowns

Categories:

Поездка по Псковской и Ленинградской областям. Часть 3 - Порхов.

Порхов расположен примерно в 80-90 километрах от Пскова. Железнодорожная линия Псков-Дно-Бологое от Пскова до Порхова идет практически по прямой. По автодорогам путь до Порхова проходит зигзагообразной линией , периодически пересекающей железную дорогу и отклоняющиеся от нее в разные стороны.

Добраться до Порхова можно по железной дороге - поездами Псков-Москва , Петербург-Псков, Великие Луки и пригородными поездами Псков-Дно (две пары в сутки); по автодороге — внутриобластным автобусным сообщением, большая часть которого представлена маршрутками Псков-Дедовичи.

По железной дороге стоимость проезда немного дешевле. Но расписание составлено так, что для однодневной поездки из Пскова в Порхов оно не очень подходит — поезда отправляются вечером, а пригородные поезда утром и в районе 5 вечера. Утренний пригородный поезд Псков-Дно отправляется из Пскова около 7-40 утра. Для того, чтобы на него попасть нужно было бы встать в районе 6-30 утра плюс пропустить завтрак в гостинице. Поэтому решено было им не ехать, а поехать на автобусе, которые ходят достаточно часто в течении всего дня и выехать в районе 11 часов утра.

 

Автовокзал в Пскове является , как автовокзал областного центра, по-видимому, примером для всех автовокзалов и автостанций городов и поселков Псковской области. Построен по виду годы в 70-е, а то и в 60-е. С тех пор вряд ли перестраивался и часто ремонтировался. Внутри и снаружи довольно грязно, бродят бомжи и бездомные собаки. Изнутри, да и снаружи явно требуется ремонт. Железнодорожный вокзал в Пскове при этом находится в хорошем состоянии, чисто, свободно, видно что здание изнутри ,несмотря на давность постройки, было капитально отремонтировано. Проблемы плачевного состояния автовокзалов и автостанций администрацию Псковской области и руководителей автопредприятий то ли не волнуют вообще, то ли средств нет. Хотя при тех, ценах, которые установлены в Псковской области на автобусные междугородние перевозки (уж насколько подорожала стоимость проезда по железной дороге, все равно автобусные тарифы в Псковской области еще дороже) средства явно должны быть. К примеру стоимость проезда на автобусе между Великими Луками и Псковом около 550 рублей. Тарифы примерно такие — за 100 километров 200 рублей. (Например от Великих Лук до Пушкинских Гор проезд на автобусе 320 рублей, от Пушкинских Гор до Пскова что-то вроде 210 рублей). При этом стоимость проезда Псков-Порхов в эту логику не вписалась — она составила 115 рублей. То есть как определяются тарифы не совсем понятно. В общим при данных ценах средства на ремонт автовокзалов быть должны. Нет скорее желания.

Маршрутка Псков-Порхов-Дедовичи едет до Порхова примерно 1,5 часа. При отправлении из Пскова маршрутка полная. Большая часть пассажиров едет до Порхова, по пути никто не сходит и в дальше за Порхов ,до Дедовичей (это районный центр соседнего с Порховским районом Псковской области), в маршрутке остается только треть пассажиров.

Автостанция в Порхове находится в центре города, автовокзал на окраине. Несмотря на то, что Порхов город небольшой (население составляет около 12 000 жителей), пешком цз центра города до железнодорожного вокзала идти прилично по времени — около 25 минут.

 

Около автостанции

 

На фоне многих городов-районных центров Псковской области Порхов выглядит очень неплохо. Многоквартирные 2-х-3-х, изредка 5-ти этажные, дома в центре аккуратные, фасады покрашены, картин упадка и запустения в Порхове нет (как многоквартирная застройка выглядит прилично, так и частные дома аккуратные (последние по площади занимают большую часть в городе, чем многоквартирная застройка)).

 

Застройка в центре Порхова

 

В центре во многих домах находятся магазины, аптеки, парикмахерские и т.п. Витрины многих магазинов оформлены довольно интересно.

 

Витрина одного из магазинов в центре Порхова

 

В городе несколько памятников. По дороге встретились памятник, связанный с ВОВ, и памятник Александру Невскому (Александр Невский не то, чтобы основатель города, просто в Ленинградской, Псковской и Новгородских областях он несет функционал Юрия Долгорукого в Московской и Владимирской областях, то есть проехал через город, в исторических хрониках факт транзита через местность зафиксирован, с тех пор о городе известно).

Памятник ВОВ

 

Памятник Александру Невскому

То ли местная администрация, то ли краеведы активно развивают в Порхове тему почтовых сообщений в Российской империи и активного участия Порхова в этих сообщений. В городе остановлено много памятных знаков почтовым службам и «ве6рстовых столбов» с указанием расстояний до различных городов РФ. Причем в указателях указаны как города, имеющие отношение и связь с Порховом (города Псковской и Новгородской области), так и города, никакого отношения к Порхову, не имеющие. Например, Калининград. Таких указателей в городе встретилось минимум штуки три.

 

Памятный знак основания почты в Порхове в 1784-ом году

 

«Верстовой столб» с указателями расстояний до различных городов

 

Встретился в Порхове и кинотеатр. Расположен он в здании архитектурного стиля «районный дом культуры». Репертуар — в основном старые детские фильмы. В этом же здании находится районный краеведческий музей (один из краеведческих музеев, второй находится в Порховской крепости. Какой считается официальным точно не понятно), несколько магазинов.

 

Здание «районного ДК»

 

Как пройти к Порховской крепости не очевидно. Указателей нет. Если не спросить дорогу у местного населения, то сразу можно не найти. Находится крепость на противоположенном от центра города берегу реки Шелонь.

 

Река Шелонь

 

Перейдя мост через реку Шелонь справа расположена Порховская крепость, слева — здание пожарного депо с каланчей, в котом расположена пожарная часть и сейчас.

 

Здание пожарной части

 

Основной цель поездки в Порхов — это конечно был осмотр Порховской крепости, которая является одной из немногих сохранившихся средневековых крепостей не территории РФ. По предварительному «маркетингу» в интернете в качестве Порховской крепости ожидалось увидеть не совсем крепость, а скорее «остатки крепости», например, как в Старой Ладоге. Но оказалось, что крепость, по крайней мере стены и башни сохранились целиком. А ожидание увидеть «остатки крепости» шло от того, что крепость расположена на местности «не фотогенично». То есть сфотографировать крепость таким образом, чтобы она была видна целиком или хотя бы частью, дающей о ней полное представление нельзя (ну по крайне мере при обходе вокруг крепости сложилось такое впечатление). А с моста над рекой Шелонь крепость видно достаточно большой частью, но не лучшей. Поэтому при просмотре фотографий в путеводителях и интернете создается впечатление, что в Порхове не крепость , а «остатки крепости.

Входа в крепость два — один со стороны музея и моста над Шелонью, другой с противоположенной стороны, у Никольской церкви в юго-восточной части крепости. Тот , который у церкви открыт только в часы церковных служб. Основной вход открыт в часы работы музея.

 

Порховская крепость . Виды с наружной части стен

Внутр крепости расположен краеведческой музей, что-то вроде ботанического сада (сад был основан еще во времена Екатерины II и активно развит местным специалистом (по совместительству руководителем подпольного движения во времена ВОВ) в первой половине 20-го века), Никольская церковь , музей почты, еще один с указателями расстояний (последние два объекта — почта и указатели расстояний в Порхове, как было описано выше, активно культивируются).

В краеведческом музее, если экскурсовод будет на месте , можно послушать неплохую экскурсию об истории Порховской крепости и города. В музее почты (основан и развивается местным энтузиастом-краеведом), по большому счету, смотреть особо нечего, хотя может кого-то он и заинтересует. Краеведческий музей понравился — представлен макет крепости, история города и крепости в специально созданных для этого музея картинах.

 

Крепость «изнутри»

 

На то, что крепость сохранилась повлияло два факта:

      1. С 1430-года после осаждения крепости литовским князем Витовтом (точнее нго войсками) больше боевых действий с использованием крепости как оборонительного сооружения в Порхове не было.

      2. Во время генеральной перепланировки города во времена Российской империи не сумели составить смету на снесение крепости (то ли специалиста не оказалось по составлению смет или работам по зачистке местности, то ли еще что-то повлияло). Но именно этот факт крепость и сохранил. На многие другие крепости на территории Псковской, Новгородской и Ленинградской областей смету видимо составить получилось, а Порхову (и еще нескольким местам с крепостям — Ивангород, Приозерск, Старая Ладога, Изборск, Орешек) повезло - не оказалось в «нужное время» нужного специалиста.

После осмотра крепости в городе нашлось неплохое кафе, где получилось хорошо плотно пообедать. Готовят вкусно, цены дешевые, единственная проблема — готовят достаточно долго. Поэтому , для того, чтобы успеть на вечерний пригородный поезд в Псков из кафе пришлось идти в быстром темпе.

Железнодорожный вокзал в Порхове изнутри осмотреть не удалось (из-за длительного приготовления блюд в кафе на вокзал удалось попасть только прямо перед отправлением пригородного поезда Дно-Псков). Снаружи здание вокзала выглядит небольшим, но очень аккуратным.

 

Железнодорожная станция в Порхове

 

Пригородный поезд Дно-Псков представляет собой несколько вагонов и тепловоз ( в качестве локомотива) с местами для сидения в виде деревянных лавок. Ехать по времени дольше , чем на маршрутке — около двух часов , но зимой комфортнее, так как вагоны хорошо отапливаются (на улице к вечеру дня посещения Порхова температура опустилась к двадцати градусам мороза), в отличии от маршрутки, можно выйти в тамбур покурить, ну и стоимость проезда меньше. График движения пригородных поездов явно тянутый — участок в тех местах не загружен движением, дальнее поезда от Порхова до Пскова имеют время движения около 1 часа 15 минут. Пригородный поезд в некоторых местах тоже можно ускорить — местами он едет со скоростью 70 км/ч, местами — около 30 км/ч.

 

Вагон пригородного поезда Дно-Псков

 Прибытие пригородного поезда Дно-Псков в Псков

Посещение Порхова оказалось стоящим — оно немного превзошло ожидание. Ожидалось увидеть типичный райцентр Псковской области — унылый и немного деградирующий, а в Порхове все довольно хорошо ( то есть исключение от таких райцентров в Псковской области составляют сам Псков, Пушкинские Горы, Великие Луи и Порхов). Ну и вместо ожидаемых «остатков крепости» обнаружилась крепость целиком сохранившаяся. Долго, конечно, в Порхове делать нечего, но находясь недалеко от города , вполне стоит туда на 4-5 часов заехать.


Tags: Порхов, Псковская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments