?

Log in

No account? Create an account
Бобруйск советский - Города и веси России [entries|archive|friends|userinfo]
Города и веси России

[ Guide | Путеводитель по сообществу ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Бобруйск советский [Jan. 13th, 2006|05:04 am]
Города и веси России

russiantowns

[yardkeeper]
[Tags|, ]


Честно говоря, особо выдающиеся или уникальные архитектурные памятники советской эпохи в Бобруйске мне не попадались. (их я совершенно неожиданно для себя через день обнаружил в Полоцке). Хотя может, где-то на окраинах что-то и есть необычное. В центре же города «сталинская» архитектура представлена хоть в основном и типичными, но вполне достойными образцами – как-никак, бывший областной центр.

Послевоенные двухэтажки, затесавшиеся в дореволюционную застройку.


Один такой «затесавшийся» типовой дом на улице Бахарова


По виду то ли бывший клуб, то ли кинотеатр. Кажись тоже советский. Заколочен.


Типовая школа по улице Социалистической (быв. Муравьевской, названной, между прочим, в честь того самого Муравьева, не которого повесили, а который сам это с удовольствием делал с польскими повстанцами, будучи виленским генерал-губернатором).


Трехэтажная послевоенная застройка небольшого отрезка Минской улицы


торец углового дома. Вид с улицы Социалистической


Между домами сохранились ворота




в них местами уцелели «родные» фигурные решетки


За домами – кирпичные двухэтажные общественные сараи (погреба?) -непременные атрибуты подавляющего большинства дворов послевоенных домов Белоруссии. Мы их видели и в Минске, и в Полоцке

На двух последних кадрах видно, как этот ряд сталинских домов зажат хрущевскими панельками и брежневскими многоэтажками.

Наиболее интересные послевоенные здания города находятся, как и положено, на улице Советской (бывшая Романовская – понятно, в честь кого)

Жилые дома по Советской улице. Добротные, и разные, но в принципе довольно типичные представители своего стиля.






Кинотеатр «Товарищ» на углу Советской и Интернациональной улицы


Гостиница «Бобруйск» (1958 г), на углу Пролетарской улицы (быв. Никольская) - пожалуй, наиболее выдающееся «сталинское» сооружение города.


Именно она, кстати, «представляет» Бобруйск на знаменитой (надеюсь, что уже) бобруйской карте нашей необъятной Родины


Напротив гостиницы – выстроенный «покоем», двором на Пролетарскую, «Дом коллектива». Как гласит книга «Улицы Бобруйска», «один из первых жилых домов коммунального типа». Год постройки к сожалению остался неизвестен. Что-то в нем, по-моему, есть и от до-, и от послевоенной архитектуры. Что, интересно, скажут наши специалисты?


Некие то ли учреждения, то ли учебные заведения на Интернациональной улице (быв. Присутственная)




Деревянные двухэтажки 30-х годов на Железнодорожной.

Другая их фотография есть в моем репортаже про бобруйские вокзалы

А вот к какой эпохе отнести это здание, я признаться не вполне уверен.

Почему-то упорно кажется, что это капитально отреставрированный в постсоветское время чуть ли не довоенный дом. Конечно, чересчур свежевылизанный – сильно смахивает на новострой. Но за раннее советское происхождение, на мой взгляд, говорит характерная для конструктивизма вытянутость и однообразность фасада, а также скупые элементы ордера, типичные для «раннесталинской» архитектуры. Хотя, возможно, это сочетание противоречивые. Ну да чего в Бобруйске не может быть…
Ну а главный, по-моему, довод против новостройки – слишком низкая этажность для современного многоквартирного дома. Как-то нелепо=невыгодно в наше время строить простецкую жилую трехэтажку. Хотя кто их знает, как там, в стране непобежденного социализма… Но, опять же, рамы неодинаковые – стало быть, видимо, давно построено…
Короче, опять же прошу специалистов развеять мои сомнения.

Ну и пара-тройка позднейших образцов застройки попала в объектив:
Бобруйская мебельная фабрика. Видимо, попытка брежневских времен компенсировать практически полное отсутствие конструктивизма в городе.


Бобруйск конца ХХ-го…


и Бобруйск начала XXI-го века


А напоследок - заснеженный фонтан из местного Парка Культуры. Женьке он, кстати, напомнил сползшихся в круг бобров.

linkReply

Comments:
[User Picture]From: exomni
2006-01-13 05:50 am (UTC)
Прекрасно! Только мне казалось, что Муравьев был виленским генерал-губернатором...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yardkeeper
2006-01-13 05:59 am (UTC)
вот что значит бездумно переписывать бобруйскую популярно-краеведческую литературу! спасибо, исправил. хотя может он пост могилевского губернатора тоже как-нибудь занимал? надо глянуть
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: atlantis_sid
2006-01-13 07:11 am (UTC)
Замечательно и информативно. Спасибо!
Чтобы увидеть такие дома и хочется ездить и ездить. Вчера смотрел фотографии одного отпускника с Канарских островов - не на чём глаз остановить. Всё вылизано и надраено до противности. Только одно здание понравилось:((
Насчёт сползшихся в круг бобров очень верно подмечено:))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yardkeeper
2006-01-13 07:25 am (UTC)
Тенерифе - вроде старинный город. И немаленький совсем. Или там все так подчищено в угоду отдыхающим?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: noel_paul
2006-01-13 07:16 am (UTC)
прекрасно)) ул Советская - это проспект Сталина скорее всего.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yardkeeper
2006-01-13 07:30 am (UTC)
вот с промежуточными названиями у меня слабовато. Еще конечно было бы здорово фотографии советского Бобруйска посмотреть
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: melanyja
2006-01-13 07:37 am (UTC)
Симпатичный город. брежневская застройка - только - некрасивая (как всегда).
Сильно ли пострадал Бобруйск во время войны?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yardkeeper
2006-01-13 07:46 am (UTC)
мне эта серая стена очень понравилась как символ советской панельной брутальности.
а насколько Бобруйск пострадал в войну, даже не знаю. Но старинной застройки там сохранилось очень много. Пострадали думаю не столько дома сколько их жители, большую долю которых составляли евреи
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: yardkeeper
2006-01-13 07:55 am (UTC)
во-во! и мне дом "динамо" вспомнился!
Ну, не зря я стало быть к неудовольствию моих спутниц крутился вокруг него и вс-таки щелкнул.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yardkeeper
2006-01-13 07:58 am (UTC)
Сталинская застройка города поражает!
вот Полоцк выложу - ви просто будете рыдать в голос!
зы. а фонарь на двухэтажке с гранеными эркерами - "экспериментальный"?
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
From: gudea
2006-01-13 02:18 pm (UTC)
Да, прямо апофеоз сталианса!

Поразителен фонтан и жутко интересны двухэтажные кирпичные сараи: я один образчик таковых обнаружил в Вологде...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yardkeeper
2006-01-13 02:25 pm (UTC)
сараев на самом деле этих по всему Минску понатыкано. В Полоцке кажись тоже были. Видимо, это по всей Беларуси - чтобы бульбу хранить ))
А апофеоз сталианса в Полоцке, говорю, будет. вот сижу ударными темпами варганю. но сегодня боюсь с подробным рассказом не успею, а в кучу без подписей валить не хочется
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nordprod
2006-01-13 03:17 pm (UTC)
Минская улица и гостиница Бобруйск - знакомые объекты. А вот двухэтажек не видел.
Какой многогранный и прям необъятный город! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zabyg17
2006-01-14 12:57 am (UTC)
Да, богатый город! Из того, чего не было в почтовой подборке, особенно понравились двухэтажные сараи.
(Reply) (Thread)